Владимир Дашкевич: «Исполнитель, который играет по нотам, похож на актера, работающего с помощью суфлера»
О 80-ЛЕТНЕМ ЮБИЛЕЕ
— Пира никакого на свой юбилей я не устраивал. Творческий вечер, который я давал в одном из концертных залов Москвы, закончился далеко за полночь. Это было для меня серьезное испытание на прочность. Через несколько дней вновь буду давать концерт. В общем, несмотря на возраст, моя творческая жизнь бурлит. Даже сегодня не дали хорошенько выспаться — с утра приехали за нотами музыки к фильму «Депортация», над которым я сейчас работаю. К тому же сейчас в Новосибирске ставится наш с Юлием Кимом мюзикл «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова. Нужно срочно написать один номер.
ГДЕ ЧЕРПАЕТ СИЛЫ?
— Да нигде их не черпаю, просто работаю и все. Музыка не дает стареть. Я до сих пор исполняю свои произведения на концертах без нот. Мне всегда казалось, что исполнитель, который играет по нотам, похож на актера старой школы, работавшего с помощью суфлера. Я так не могу, если автор не может запомнить свою музыку, что уж говорить о других.
ПОЧЕМУ ПОСЛЕ ШКОЛЫ ПОСТУПИЛ В ХИМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ?
— Тогда я музыкой еще не занимался. А химия очень увлекала, я мечтал стать ученым. Но на третьем курсе все резко изменилось. Началось с того, что соседи по коммунальной квартире переставили к нам в комнату свое пианино. Еще одной соседкой была учительница музыки, показавшая мне, как можно играть. Это было потрясение! Я оказался очень смышленым учеником и уже через несколько месяцев на память играл произведения Шумана, Шопена, Бетховена. Пропустил время, когда нужно было играть гаммы и этюды. Но тем не менее, поступая в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, по общему фортепиано я получил пятерку. Как, в общем, и по всем другим предметам, кроме русской литературы. Попал в класс к знаменитому композитору Араму Хачатуряну. Конечно, это было непросто, потому что сам Арам Ильич отбирал себе студентов. Ему понравилось мое сочинительство, кроме того, мы с ним оба начали заниматься музыкой с 18-ти лет.
ОБ АРАМЕ ХАЧАТУРЯНЕ
— Арам Ильич был властным человеком. Конечно, его эмоциональность иногда поражала нас, привыкших к более спокойным отношениям. Но, надо отдать должное, Хачатурян был человеком отзывчивым и доброжелательным. Мне кажется, Арам Ильич во что бы то ни стало хотел скрыть свой темперамент и это ему прекрасно удавалось. После «Гнесинки» мы иногда с ним встречались, хотя чаще созванивались по телефону. Помню, как Арам Ильич позвонил мне одним из первых после выхода картины «Бумбараш» и поздравил с успешной работой. Когда я заканчивал Гнесинское училище, встал вопрос, что делать дальше: идти в аспирантуру или на вольные хлеба. Я выбрал второе, и Хачатурян меня поддержал. Сказал, что на моем месте он поступил бы так же. Композиторская школа — это большая практика, а кино в то время давало самые разнообразные возможности для творчества.
О МУКАХ ТВОРЧЕСТВА
— Я никогда не испытывал муки творчества. Пишу быстро. <...> Деньги за мультфильм заплатили не очень большие, где-то на уровне средней зарплаты советского инженера. Но я был рад и этому. В то время мы с супругой снимали квартиру, и вся сумма была отложена как накопление на наше будущее жилье. Через два года смогли купить собственную квартиру. Тогда уже началась работа в большом кино, хотя пробиться начинающему композитору было достаточно трудно. В основном, в картины брали членов Союза композиторов. В 1967 году меня пригласил режиссер Михаил Юзовский в фильм «На два часа раньше». Правда, в прокат его не выпустили, потому что там снимался Вадим Мулерман, исполнявший песню «Хава нагила». Чиновники от кино положили ленту на полку. Следующее предложение поступило от Сергея Юткевича, пригласившего меня в киномюзикл «Клоп». Это была большая работа по сатирической комедии Владимира Маяковского. Именно там я познакомился с Юлием Кимом, ставшим моим другом на всю жизнь. К сожалению, Сергей Иосифович заболел и не смог закончить картину, но музыка была уже написана и мы с Кимом доделали ее как оперу, которая, кстати, успешно идет до сих пор во многих европейских театрах.
О «БУМБАРАШЕ»
— «Бумбараш» действительно стал для меня знаковой лентой и навсегда влюбил в украинские земли. Поработать в фильме пригласил режиссер Николай Рашеев. Мы с Юлием Кимом приехали в город Канев, где и была написана песня «Ходят кони», многие другие. Счастливые дни, проведенные в Украине. В Каневе была киноэкспедиция, снимались Валерий Золотухин, Александр Хочинский, Юрий Смирнов, Катя Васильева. Правда, наша с Кимом поездка на съемки едва не сорвалась. Дело в том, что тогда КГБ инициировало процесс над диссидентами, которые выпускали хроники событий, рассказывающие о нарушениях прав человека в Советском Союзе. Их арестовали, а Ким был редактором этих хроник. Юлий проходил по делу, и его судьба висела на волоске.
Как раз в это время нам предложили работу над «Бумбарашем», но в Москве сосредоточиться было практически невозможно. За Кимом была установлена постоянная слежка. Однажды под видом настройщика пианино ко мне в квартиру пришел работник спецслужб, пытаясь выяснить, чем мы занимаемся. Под нашими окнами постоянно дежурили черные «Волги», сменявшие друг друга. В общем, мы с Кимом решили бежать. Уехали в Киев, где сели на электричку, отправлявшуюся в Канев. Нам удалось скрыться от преследования. И вот там, на свободных просторах Днепра, мы и стали вдохновляться. Кстати, в титрах фамилия Юлия Кима не появилась, он записан как Юлий Михайлов. Долгие годы, вплоть до 1985-го, Юлий был вынужден подписываться не своей фамилией.
О ПЕСНЕ «ХОДЯТ КОНИ»
— Она была написана для бандита Гаврилы, чтобы его образ стал более человечным. Однажды вечером собралась вся съемочная группа, и мы представили песню: «Ходят кони над рекою, ищут кони водопою…» Валерий Золотухин тут же воскликнул: «Никому ее не отдам, это будет моя песня!» И режиссер уступил. Тогда мы, чтобы как-то загладить ситуацию, написали для Гаврилы, которого играл Юра Смирнов, песню «Дайте мне минуту отдыху, спокою…» Замечательное было время! Все наши песни создавались легко, в дружеской обстановке. Вечерами пили вино, наслаждались пейзажами, веселились. Одним словом, были молоды… После «Бумбараша» началась такая мода на Дашкевича в кино. Предложения посыпались одно за другим. В течение следующего года я написал музыку к 12 картинам. Часто бывал у вас в Киеве, на Киностудии имени Довженко. Останавливался в гостиницах «Украина» или «Лыбидь». Они были моими любимыми. Вечера проводил в ресторане Дома кино.
О ФИЛЬМЕ «ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН»
— К тому времени, когда режиссер Игорь Масленников приступил к работе над картиной, мы с ним уже сделали несколько фильмов: «Гонщики», «Сентиментальный роман», «Ярославна, королева Франции». Однажды он позвонил мне в Москву и попросил приехать в Ленинград. Мы встретились на «Ленфильме», и Игорь Федорович сказал, что собирается снимать картину о Шерлоке Холмсе. И даже предложил попробоваться на роль Шерлока. Но я отказался, сказав, что каждый должен заниматься своим делом. Тогда появилась кандидатура Василия Ливанова, который снимался до этого у Масленникова в фильме «Ярославна, королева Франции». Честно говоря, не помню, чтобы вокруг его имени были большие споры. Мы с Масленниковым взялись за «Холмса», чтобы избежать идеологического давления партии, которое сказывалось на советских картинах. Решили уйти далеко в сторону, аж в Англию. Худсоветы довольно охотно давали зеленый свет подобным картинам, поскольку никаких аллюзий по поводу советской действительности не возникало.
Масленников с легкостью отклонил возражения худсовета по поводу актеров, которых ему пытались навязать. Кстати, мелодия, ставшая заглавной в «Шерлоке Холмсе», родилась благодаря моей… лени. Масленников снимал картину в Ленинграде, а я жил в Москве. Игорь Федорович звонил утром каждую субботу после окончания рабочей недели, спрашивая, придумал ли я мелодию. Потом, видя, что работа не движется, предложил мне послушать заставку к одной из программ радио Би-би-си, выходившей в пятницу вечером. Я все забывал это сделать, и когда Масленников с угрозой в голосе позвонил третий раз, я просто взял телефон на длинном шнуре, перенес его к роялю и сыграл первое, что пришло мне в голову. Так и возникла тема «Шерлока Холмса». Масленников тут же все понял и лишь сказал: «Володя, возьмите карандаш и запишите все, что я только что услышал. Это потрясающе!»
(Таисия Бахарева, «Факты и комментарии», 23.01.14)
О знаменитых клипах 1990-х расскажет ТВЦ
Премьера документальной программы «90-е. Знаменитые клипы» состоится на канале ТВЦ 25 декабря 2024 года. Одним из приглашенных экспертов выступил журналист агентства «ИнтерМедиа» Алексей Мажаев.
- «Посмотри в глаза!», но все смотрели ниже талии Натальи Ветлицкой... «Войди в меня, в мои влажные сны!», - Ирина Аллегрова пела голой в ванной. Папуасы, фараоны, пальмы и фламинго - одни клипы в 90-е радовали людей яркой экзотикой, а другие пугали реальными картинами жизни. Чего только стоил видеоряд для хита «Братва, не стреляйте друг в друга»! Кто делал клипы в первые годы бурного развития российского шоу-бизнеса? И чем наши звезды гордятся, а что образец невероятного кича? – сообщается в анонсе.
Эфир в 23.10.
Итоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и Кологривый
Информационное агентство «ИнтерМедиа» представляет итоги 2024 года. Для определения триумфаторов мы по традиции обработали статистические данные о посещаемости тех или иных материалов сайта. В результате победителей-2023 выбрали сами посетители сайта intermedia.ru. При подсчёте учитывалось не только количество просмотров, но и стабильность интереса читателей к тому или иному герою наших публикаций. Персона года во второй раз подряд – Shaman: заметки о нём вновь пользовались беспрецедентным спросом читателей.
Певец года:
1. Shaman (Ярослав Дронов).
2. Филипп Киркоров.
3. Сергей Жуков.
4. Дима Билан.
5. Сергей Лазарев.
Певица года:
1. Алла Пугачёва.
2. Инстасамка.
3. Мари Краймбрери.
4. Ольга Бузова.
5. Anna Asti.
Рок-группа/рок-музыкант года:
1. «Ленинград».
2. «Алиса».
3. «Кино»
4. Борис Гребенщиков (признан иноагентом в РФ).
5. Deep Purple.
Поп-группа года:
1. «Непара»
2. «Иванушки International».
3. «Любэ».
4. Artik & Asti.
5. «5утра».
Рэпер года:
1. Элджей.
2. Платина.
3. ЛСП.
4. Баста.
5. Macan.
Композитор года:
1. Игорь Крутой.
2. Максим Фадеев.
3. Александра Пахмутова.
4. Константин Меладзе.
5. Раймонд Паулс.
Песня года:
1. «Руки вверх» - «Студент 2024».
2. Инстасамка – «Пампим нефть».
3. Дима Билан, Мари Краймбрери – «It’s My Life».
4. Алла Пугачёва - «Я плачу».
5. Deep Purple – «Portable Door».
Кавер-версия года:
1. Леон Кемстач – «Как быть»
2. Стас Ярушин – «Как мне быть».
3. Shaman – «Чёрный ворон».
4. Мария Зайцева и Алексей Гоман – «Vivo per lei».
5. Сергей Лазарев – «Седая ночь» на французском языке.
Альбом года:
1.Deep Purple- «=1».
2. «Алиса» – «Гойда».
3. Алла Пугачёва – «P.S.».
4. «Кипелов» – «Весы судьбы».
5. Татьяна Куртукова – «У истока».
Актёр года:
1. Никита Кологривый.
2. Павел Прилучный.
3. Даниил Воробьёв.
4. Александр Устюгов.
5. Антон Васильев.
Актриса года:
1. Агата Муцениеце.
2. Николь Кидман.
3. Анна Михалкова.
4. Стася Милославская.
5. Виктория Исакова.
Кинорежиссёр года:
1. Юрий Быков.
2. Юрий Мороз.
3. Андрей Смирнов.
4. Андрей Кончаловский.
5 . Гай Ричи.
Фильм года:
1. «Мастер и Маргарита».
2. «Иван Васильевич меняет всё!».
3. «Плохая девочка».
4. «Летучий корабль».
5. «Головоломка 2».
Сериал года:
1. «Комбинация».
2. «жЫЫЫзнь».
3. «Русские».
4. «Зимородок».
5. «Шифр».
Документальный фильм года:
1. «Юрий Шатунов. Неизвестный кумир».
2. «Это тоже он» (к юбилею Игоря Крутого).
3. «Thank You, Goodnight: The Bon Jovi Story».
Потери года:
1. Шеннен Доэрти.
2. Анастасия Заворотнюк.
3. Евгений Кунгуров.
4. Светлана Светличная.
5. Роман Мадянов.
Интернет-шоу года:
1. «Спасибо, послушаю» Андрея Васильева.
2. «Фабрика звёзд с Яной Чуриковой»
3. «Сессия» с Дмитрием Дибровым
4. «Стрелец-молодец» Надежды Стрелец.
5. «Света вокруг света» Светланы Бондарчук.
Телепроект года:
1. «Маска» (НТВ).
2. «Секрет на миллион» (НТВ).
3. «ВИА Суперстар» (НТВ).
4. «Новая фабрика звёзд» (ТНТ).
5. «Голос» (Первый канал).
Обзор: «Самые идиотские тексты в русской поп-музыке 2»
2024, «Спасибо, послушаю».
К Новому году даже ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев устал от серьёзных музыковедческих выпусков и решил расслабиться, вновь разбирая самые кринжовые песни русскоязычной попсы. Поэтому зрителей тоже ждут полчаса смеха, радости и плохой музыки – всё, как мы любим. Ведущий оговорился, что не стал рассматривать самые очевидные примеры скверной песенной поэзии – поэтому мы, в частности, не узнаем, что думает Андрей Васильев про лалилалай Баскова. Но и отобранные кандидаты, право, Николаю не уступают.
Вот, например, Филипп Киркоров. «Зайку мою» в «Спасибо, послушаю» посчитали нарочито шуточной, поэтому Андрей разобрал «Огонь и воду» - тоже, кстати, ремейк. Мы, вероятно, недостаточно внимательно изучали русский текст, написанный для версии Киркорова Андреем Морсиным. Что ж, г-н Васильев сделал это за нас, обнаружив «и лучом проколот твой загорелый бок», а также ещё более загадочную фразу «это играет сердце с дырками для колец». Что это значит, понять никто не смог, но какой простор для самых издевательских версий!
Ещё одним героем стал забытый артист Антон Далли, записавший всего один альбом, но страна должна знать своих героев, особенно если они когда-то сочинили ихтиологический триллер «Рыбы». Шутки ведущего про дно пришлись очень кстати – да и как без них обойтись, когда исполнитель взволнованно кричит фразы типа «рыбы не помнят своих детей».
У Кая Метова ведущий «Спасибо, послушаю» какую-то конкретную песню разбирать не стал, но разобрал творческий метод артиста, заодно обидно для звезды признавшись, что в детстве считал, что у певца нет имени, только фамилия – Кайметов. Коллектив «Лазурный берег» Андрей Васильев назвал «группой Шрёдингера», поскольку не сумел определиться, помнит ли он этот проект или ему кажется, что помнит. Как бы то ни было, их припев про «мальчики как девочки, девочки как мальчики» полностью заслужил места в выпуске (а ведь его даже скандальным не считали, вот дикие времена были).
Программа также намекает на то, что ироничным и пародийным проектам в нашей стране приходится особенно сложно. Тяжело порой считывать иронию, особенно если она кажется идиотизмом и то и дело переходит грань пошлости. Например, группа «Девочки» вроде бы пела шуточные песенки, но иногда получалось прямо-таки жёсткое порно: «Автобус, автобус, дай потрогать за тормоз». А разбирая группу «Шпильки», ведущий особенно удивлялся метаморфозам автора текстов Александра Елина, который кучу песен для «Арии» написал, а потом увлёкся сомнительными шутками про «Такого, как Путин», «Дуню Кулакову» и «Маленькую штучку», которая вроде про мобильный телефон, но все слышат там пошлые намёки на маленький член. Но тут дело такое: почти 20 лет назад Елин обиделся на мою рецензию на «Шпильки», потому что пошлость я в альбоме нашёл, а пародию и юмор – не очень-то. Мы видим, что с тех пор мало что изменилось: ничтожный процент населения понимает, что «Такого, как Путин» - шуточная песня, а остальные всё воспринимают в лоб. Впрочем, звучащая в выпуске мини-пародия на «Маленькую штучку», сделанную искусственным интеллектом в стиле группы «Ария», всех точно развеселит.
Под занавес Андрей Васильев признался, что прислушался к хиту Матранга, обнаружил там «а в медузе осьминог» и прочие перлы – и пообещал записать выпуск под условным названием «Поэзия рэпа, но всё равно попа».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»