Владимир Этуш: «Необязательно все время повторять слово «жопа», чтобы быть интересным»
О ЖЕЛАНИИ СТАТЬ АКТЕРОМ
— В детстве у меня было много разных идей по этому поводу. Сначала пожарником хотел стать, потом милиционером. Мне даже каску пожарную купили. Это были мои увлечения до десяти лет. А вот потом я помню, как я совершенно четко захотел быть артистом. Мне нравилось, как они одеваются.
О ВОЙНЕ
— А как было остаться? Ситуация в стране была очень тревожная. У меня как раз был призывной возраст. Я понял, что там я буду нужнее. Но мне все равно было страшно. Мама потом рассказывала, как на мне рубашка тряслась, когда она меня разбудила и сказала, что война. Так как я знал немецкий язык, меня отправили на курсы переводчиков, я их закончил. И сразу получил назначение в действующую армию.
Я все-таки не с мальчиками был. Я был в полку. И я не сразу отправился на фронт, сначала был на курсах военных переводчиков. Четыре или пять месяцев интенсивно учился немецкому. Ну и владению оружием тоже. До фронта я добирался очень долго, в конце концов приехал в Армавир. Там формировалась часть — но все происходило так медленно, что я не дождался. Пришел в штаб и сказал: «Пошлите меня куда-нибудь, где я мог бы проявить свои знания». Так я стал помощником начальника штаба по разведке укрепрайона, который оборонял Ростов. Потом немец начал теснить. И мы долго отступали через весь Кавказ. Через весь Кавказский хребет. Еды у нас почти не было. Как-то перекусывали. Однажды мы нажарили себе оладий из пшенки и сложили их в сумку от противогаза к моему напарнику. Но, когда переходили через очередной перевал, куда-то он от меня отстал, и я целый день был голодный. До сих пор это помню.
Я об этом и говорю. Мне кажется, мы бы так не смогли. У нас голова заболит или живот — и все, мы уже умираем.
О ТЕАТРЕ ВАХТАНГОВА
— Я бы не сказал, что он был консервативным. Просто это был театр со своими принципами, со своей эстетикой. Здесь был свой стиль. Я рос среди старых вахтанговцев, учился у них. Жил вместе с этим театром.
О СИТУАЦИИ С СОВРЕМЕННЫМ ТЕАТРОМ
— Это очень серьезная тема. Театры часто забывают ту заповедь, которой они придерживались в самом начале. Я бы не хотел называть конкретные имена, но это касается многих театров. Все они пренебрегают азами, которые кладутся в основу зрелища. Как-то все они упускаются теперь.
<...> Это все следствие невнимания к той серьезности, которая раньше была в театре. И это не значит, что нельзя было ставить комедии. Они были всегда. И смеяться театр заставлял. Но были принципы.
ДОЛЖЕН ЛИ ТЕАТР КАСАТЬСЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
— Должен. Только почему нужно сразу говорить об этом матом? Да мало ли что нас окружает? Мы же не говорим все время слово «жопа».
<...> Просто необязательно его все время повторять, чтобы быть интересным.
КАК СОХРАНИТЬ ТЕАТР?
— Просто нужно понимать, что допустимо в театре, а что нет. Есть русский литературный язык. И есть запреты. А как иначе? А так — все, что жизнь, должно быть в театре.
О ВОЗРАСТЕ
— Усталость? Не понимаю я этих интеллигентских штучек. Сколько сил у меня есть, столько и есть. Не буду же я говорить: «Ох, я пожилой человек, у меня почки». Не понимаю я этого.
(Елена Ванина, «Афиша-Воздух», 05.02.14)
Объявлены лауреаты премии «Музыкальное сердце театра»
Торжественная церемония вручения премии «Музыкальное сердце театра» состоялась 25 ноября 2024 года на сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт». Фестиваль завершился серией мероприятий, которые проходили в течение 10 дней в Самаре и Тольятти.
В этом году церемония прошла в необычном формате: богатые культурные традиции и особенности проведения музыкальных фестивалей в Самарской области натолкнули команду организаторов на мысль по-новому взглянуть на колоритную песенную культуру региона. Мероприятие было исполнено в стилистике легендарного Грушинского фестиваля, который проводится с 1968 года.
Особое внимание было уделено оформлению награды: статуэтка была частично изготовлена из алюминия – стратегического материала России, основные производства которого находятся в Самарской области. Символ фестиваля в форме сердца базируется на четырех колоннах, это дизайнерское решение было вдохновлено фасадом здания Самарского академического театра оперы и балета, рассказали агентству «ИнтерМедиа» организаторы.
Гостями и участниками события стали Максим Дунаевский, Марк Розовский, Ким Брейтбург, Александр Пантыкин, Сергей Сашин, Дмитрий Калантаров, Светлана Горшкова, Виктор Минков, Евгений Загот, Сусанна Цирюк, Карина Вартанова, Ирина Брондз, Валерий Архипов, Ольга Кудишина, Ирина Калягина, Нонна Гришаева, Евгений Марчелли, Алексей Франдетти, Юрий Мазихин, Сергей Миндрин, Иван Ожогин, Наталия Быстрова, Михаил Дорожкин, Елена Газаева, Станислав Беляев и другие известные деятели культуры и представители органов власти. Министр культуры РФ Ольга Любимова выступила с приветственным словом онлайн.
Президент фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра», композитор, народный артист России Максим Дунаевский: «Каждый год преподносит свои сюрпризы, качество и количество спектаклей растет, их сюжеты становятся все более разнообразными… Но музыка в них – главное, она руководит всем. И мне как композитору это особенно приятно».
Врио министра культуры Самарской области Ирина Калягина: «Нашему региону очень повезло, потому что наш зритель имел возможность увидеть лучшие музыкальные спектакли театров России за последний театральный сезон. Мы видели, с какой теплотой и нежностью встречают замечательные мюзиклы, которые представлены на этом фестивале!»
Художественный руководитель московского государственного театра «У Никитских ворот», народный артист РФ Марк Розовский: «Русский мюзикл не уступает Бродвею, потому что затрагивает социально значимые темы и всегда основывается на нравственности. Фестиваль «Музыкальное сердце театра» – это настоящий праздник для каждого из нас и особенно для тех, кто имеет отношение к этому жанру».
Директор театра им. Комиссаржевской, заслуженный работник культуры РФ Виктор Минков: «Мюзикл – это зрелище и шоу, а нам всем очень не хватает радости и драйва! Развитие, которое получил жанр мюзикла в РФ, будет только укрупняться. Мюзикл всегда будет знаковым событием, независимо от того, в каком городе его ставят».
Руководитель департамента коммуникаций ПФКИ Ольга Кудишина: «Уже не в первый раз фестиваль поддерживается Президентским фондом культурных инициатив. Это говорит о серьезности и важности мероприятия. Для того, чтобы получать несколько лет подряд гранты, команде нужно каждый год доказывать уникальность и расширение, масштабирование проекта, привносить новые изюминки. С этой задачей творческая команда фестиваля прекрасно справляется!»
Генеральный продюсер Фестиваля, член Общественного совета при Минкультуры РФ Дмитрий Калантаров: «За последние четыре года это самый масштабный и разнообразный фестиваль как в плане участников, так и по программе мероприятий. Был также и социальный блок: мы обеспечили почти все спектакли в Самаре и Тольятти тифлокомментированием для незрячих и слабовидящих людей. В мюзикле нет никаких ограничений – нужно идти дальше и постоянно развиваться! Тема любви – отличительная черта русского мюзикла».
Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра» не только подвел итоги, но и строит уверенные планы на будущее. На церемонии проректор Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Алексей Смокотов объявил, что блок фестиваля «Большой дебют» в следующем году пройдет на территории филиала РГИСИ в Калининграде, который войдет в один из четырех федеральных культурных кластеров, создаваемых по поручению Президента РФ.
После закрытия фестиваля Максим Дунаевский дал краткое интервью корреспонденту «ИнтерМедиа». Отвечая на вопрос о месте фестиваля "Музыкальное сердце театра» в отечественной культуре, он заметил:
- Сейчас есть множество театральных премий и фестивалей - это, конечно, и «Золотая маска», и «Хрустальная Турандот» и «Звезда театрала», много других - но вот до нашего фестиваля премии музыкального театра вообще не было, он стал первым. А сейчас это один из серьёзнейших театральных фестивалей.
На вопрос «Какой из спектаклей-конкурсантов лично вам понравился?» композитор ответил так:
- Я намеренно стараюсь отвлечься от этого, я ведь должен быть объективен и полагаться на выбор академии. Но скажу только, что я очень нежно отношусь к работе детского театра «Карамболь», даже слезу пустил на спектакле «Сказка странствий». И, конечно, у меня личное отношение к Шнитке и его музыке, звучащей в постановке - это очень сильный спектакль, причем даже в какой-то степени недооцененный академиками, хоть он и получил приз в одной из номинаций.
Лауреаты в конкурсных номинациях «Музыкальное сердце театра» (2024)
«Лучшая пьеса (автор/перевод):
Алексей Иващенко, Дмитрий Белов – «Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
«Лучший текст песен (автор/перевод)»:
Алексей Иващенко, Дмитрий Белов – «Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
«Лучшая музыка (композитор)»:
Артур Байдо – «Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
«Лучшая оркестровка (аранжировщик)»:
Евгений Загот – «Айсвилль» («Театр на Садовой», Санкт-Петербург)
«Лучший музыкальный руководитель»:
Елена Буланова – «Айсвилль» («Театр на Садовой», Санкт-Петербург)
«Лучший дирижер»:
Валерий Шелепов – «Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
«Лучшее пластическое решение (хореограф)»:
Никита Борис – «Медведь» (Театр юных зрителей им. А.А.Брянцева, Санкт-Петербург)
«Лучшая сценография (художник-сценограф)»:
Анастасия Пугашкина – «Айсвилль» («Театр на Садовой», Санкт-Петербург)
«Лучшие костюмы (художник по костюмам)»:
Ирэна Белоусова – «Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
«Лучшее световое оформление (художник по свету)»:
Иван Виноградов – «Айсвилль» («Театр на Садовой», Санкт-Петербург)
«Лучшая исполнительница роли второго плана»:
Манана Гогитидзе (Бо и Бо) – «Айсвилль» («Театр на Садовой», Санкт-Петербург)
«Лучший исполнитель роли второго плана»:
Валерий Ярёменко (Гениальный сыщик) – «Бременские музыканты» («Театр имени Моссовета», г. Москва)
«Лучшая исполнительница главной роли»:
Вера Свешникова (Пат) – «Три товарища» (Музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина, Санкт-Петербург)
«Лучший исполнитель главной роли»:
Станислав Сикирин (Пётр Гринев) – «Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
«Лучший режиссер»:
Дмитрий Белов – «Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
«Лучший продюсер»:
Юлия Стрижак – «Три товарища» (Музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина, Санкт-Петербург)
«Лучший спектакль для детей и подростков»:
«Сказка странствий» (Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Карамболь»)
«Лучший спектакль малой формы»:
«Айсвилль» («Театр на Садовой», Санкт-Петербург)
«Лучший спектакль»:
«Орел и Ворон» (Красноярский музыкальный театр)
Специальные номинации:
Гранд-премия за выдающиеся творческие достижения
Марк Розовский
Премия «За партнерство»
Компания «МТС Live»
Премия зрительских симпатий
«Два благородных дона», Самарский академический театр драмы им. М.Горького
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ, Правительства Самарской области и Союза театральных деятелей РФ.
Видеозапись церемонии «Музыкальное сердце театра 2024»:
https://vk.com/video-31456932_456239317
Фото с Церемонии:https://disk.yandex.ru/d/uX_GBf7MFmt5Kg
Фото фестиваля:https://disk.yandex.ru/d/X_-CY_5mEdIhBA
Предоставлено пресс-службой ФестиваляСайт фестиваля:https://musicalheart.ru/
Телеграм-канал:https://t.me/MHTheatre
ВКонтакте:https://vk.com/musicalheartru
«Рождественские истории Астрид Линдгрен» покажут в новогодние праздники в России
Анимационный альманах «Рождественские истории Астрид Линдгрен» (Jul med Astrid Lindgren) выпустит в российский прокат 1 января 2025 года кинокомпания «Пионер». Режиссерами норвежско-шведского мультфильма выступили Арье Аустнес и Япрак Морали.
«Рождественские истории» – это четыре новеллы, действие которых разворачивается в канун Рождества. Брат и сестра Гуннар и Гунилла вынуждены встречать праздник в больничных койках. Однако их скучные дни внезапно превращаются в увлекательное приключение благодаря необычному подарку — старинным часам, в которых скрывается секрет: внутри живёт деревянная кукушка, хранительница историй, которая и переносит Гуннара, Гуниллу и вместе с ним и зрителей в чудесный мир сказок Астрид Линдгрен.
Дети повстречаются с отважной Кайсой – за неделю до Рождества бабушка Кайсы ломает ногу, и теперь подготовить дом к празднику предстоит совсем маленькой девочке; с лисом Микелем, который решает отправиться на хутор, чтобы раздобыть себе ужин, но еще не знает, что с давних пор хутор сторожит гном, который не дает в обиду его обитателей. Зрители отправятся и на зимний хутор Катхульт накануне Рождества – идеальное время для друзей Эмиля из Лённеберги, чтобы устроить настоящую битву снежками. В другой истории два новых лучших друга – Бертиль и Нильс – теперь могут играть вместе в течение долгих дней, пока родители Бертиля на работе.
«По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки посмотрят и обсудят в «Октябре»
Специальный показ комедийной драмы Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» (Toivon tuolla puolen) состоится 2 декабря 2024 года в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «КАРО.Арт».
Фильм, который вышел в 2017 году и получил номинацию на «Золотого медведя» и «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру» Берлинского кинофестиваля, представят и обсудят со зрителями кинокритик, автор журнала «Искусство кино» Зара Абдуллаева и кинокритик, автор телеграм-канала Les Cahiers du Zaosquad Кирилл Артамонов.
- Где-то на окраине асфальтовых джунглей Хельсинки судьба сводит честного малого Каледа, потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрёма, вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки, - сообщается в синопсисе. - Меланхоличный Викстрём и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого. Пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением.
Главные роли исполнили Шерван Хаджи, Сакари Куосманен, Кайя Пакаринен и Туомари Нурмио. Фильме будет демонстрироваться на финском, английском и арабском языках с русскими субтитрами.
Начало показа в 20.00.