Алексей Кулаев об Александре Башлачеве: «Дружелюбный и интеллигентный Саша, покоряющий публику с первых фраз своих песен, в разговоре был скромен и застенчив»
О КВАРТИРНИКАХ
— Конец 1984 года. А.Троицкий привез Сашу домой к Володе Алексееву на ул. Глаголева. Там было человек 15, может и больше, среди них Лёша Дидуров, еще пара журналистов, одна девушка-бард, забыл как зовут. Троицкий писал этот квартирник на свой фирменный диктофон «Сони», а я, на свою кассетную «Электронику». В нескольких песнях немножко подыграл Саше на гитаре, мне понравилось как, а остальным – не знаю. Эту запись у меня потом, году в 1989-м, благополучно свистнули из клуба «Москожкомбината» из репетиционной комнаты. Очень Саша тогда всем понравился, и все это не преминули высказать. Но А. Троицкому, как «крупному специалисту», удалось еще ввернуть, после одной из песен, не совсем понятную народу фразу: «Я ж тебе говорил, эту песню в Москве не пой!» - чем поверг меня лично в шок. Тут же захотелось сказать журналисту: «А ты кто такой?» И только, видимо, уважение к заслугам критика, его высокому росту, а также уважение к хозяину квартиры заставили меня замолчать на полуслове.
Этой же зимой, по просьбе журналиста Саши Кузнецова, провели квартирник (уже платный) для Башлачева у товарища, какого именно не помню. Через несколько дней Саша был приведен мной на рок-тусовку Миши Мазурова, Овчинниковская набережная 22/24 (ст. м. Новокузнецкая). Про это место, где с регулярностью в две недели, собиралась подпольная Москва и не только, ничего в сети нет. И это очень странно, и нужно будет видимо написать подробнее об этой небольшой «двушке», куда набивалось порой человек по 40.
О ХАРАКТЕРЕ БАШЛАЧЕВА
— Дружелюбный и интеллигентный Саша, покоряющий публику с первых фраз своих песен, обладая невиданной доселе для москвичей исполнительской силой, в разговоре был скромен и застенчив. Мы не были с ним друзьями (за те 5-6 раз, что мы виделись, наверно стать друзьями трудно), но его какая-то душевная беззащитность бросилась мне в глаза именно у Мазурова. Дважды Башлачев ночевал у Миши на Новокузнецкой.
О ПЕРИОДЕ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ
— Накануне, где-то в начале февраля, в Питер к Шевчуку ездил Саша Кузнецов, где случайно встретил Башлачева на улице в разгар морозов в каком-то «затрапезном» виде, поношенном тулупе и валенках. После того как друзья обнялись, Кузнецов предложил Саше организовать в Москве его концерты и квартирники, но Башлачев сказал, что ему сейчас не до этого, и что ему сейчас нужно по каким-то неотложным делам уехать за город и он заспешил дальше, оставив тезку после этого разговора с нехорошим осадком на душе. Так бывает, когда мы чувствуем состояние близких нам людей, даже если они ничего об этом напрямую и не говорят.
О КНИГЕ СТИХОВ И ПЕСЕН
— Самую первую книжку стихов и песен Александра Башлачева, примерно через полгода после смерти, выпустила наша «подпольная литературная бригада под командованием Евгения А.», которая печатала в 80-е как подпольные рок-журналы («Урлайт», «Контр-культура», «ДВР», «Шелест») так и книги Солженицына, Набокова, Аксенова, Замятина и православную святоотеческую литературу. Книжка А4 формата, в мягкой обложке, была выпущена тиражом 115 экземпляров (100 экз. с серебристым клееным корешком, 15 с бронзовым – для своих) и продана недорого по друзьям. На обложке было изображение гитары, по-моему чайки и чего-то еще. Авторский гонорар, довольно таки немалый для такого мизерного тиража, был в неторжественной, а обыкновенной обстановке вручен маме Егора Башлачева, который к тому времени только родился. Естественно мой экземпляр тоже свистнули почитатели таланта Башлачева из той же репетиционной комнаты.
О КРЕЩЕНИИ
— Читаю статью в интернете. Осенью 1987 года Саша решил креститься, но молодой батюшка-неофит из рекрутского набора батюшек, бросившихся в православие в разгар перестройки, так ему затуманил мозги его неготовностью и прочими словоблудскими поповскими истинами, что Саша уехал от него ни с чем. Возможно, это могло бы стать для него первым шагом к катарсису… Этого я не знал до прочтения, ни от кого не слышал. В переписке с человеком, это опубликовавшем, выяснилось, что ездил Башлачев не к священнику, а к дъякону. Для не отличающих такие вещи людей это конечно всё равно. А для знающих всё-таки разница есть. Священник вряд ли так бы поступил. Я вот в 1990 году пришел в храм в Богородском, что на Краснобогатырской улице, и окрестил меня батюшка, и не спросил, а знаю ли я, к примеру, «Отче наш» наизусть.
ПОЧЕМУ БАШЛАЧЕВ ПЕРЕСТАЛ ПИСАТЬ СТИХИ?
— То ли за год до смерти, то ли раньше, Саша перестал писать стихи. Этот факт известен многим и он неопровержим. Помножив это на неуравновешенность и беззащитность психики, прибавив трагедии личные (смерть сына) и семейные (они тоже были, и их незачем это скрывать) вот и получим в итоге весомую такую причину его суицидов. Но мне бы хотелось высказать еще своё личное мнение (о творческих силах), основанное на простой физиологии. Через пару лет после его ухода, войдя в такой же возраст, я заметил, что если накануне выпить, даже совсем немного, то на следующий день ничего ценного не напишешь. По крайней мере до самого себя не допрыгнешь – это точно. А если сильно напиться, то и трех дней будет мало, чтобы Дух творчества в тебя вернулся.
Это, конечно, всё субъективно, но насколько я помню, приятелей, желающих выпить с Башлачевым в последние годы, вилось около него немалое количество. А такой ранимый человек, как Саша, мог запаниковать и через месяц, если не писалось ничего стоящего. И с каждым днем этот замкнутый круг непреходящей депрессии только становился все прочнее и неразрывнее.
Конечно не случайно и не просто так Башлачев хотел креститься, чуя нутром художника, где и Кто есть Истина. Не безумие ли когда люди проходят в течение целой жизни мимо Христа (которого единственно называют Спасителем), так и не открыв ни разу Евангелие, это письмо Бога к человеку, написанное через апостолов? Не безумие ли, что вчерашние подпольные рок-звезды сегодня на Васильевском спуске (и не только) показывают нам свою преданность обслуживающего персонала существующей власти, прекрасно осознавая, что власть нынешняя есть преемница прежней в своей подлости и антинародности? Так что, кто из нас безумен, узнается только «там». Хотя и много таких, которые еще думают, что это кого-то другого «мимо понесут», а его лично — никогда.
Творчество – дар Божий, помогающий нам на пути к Небу. Если творчество Александра Башлачева, здесь на Земле, закончилось на подоконнике, в попытке улететь из ада, то виноваты в этом не только те обстоятельства, перечисленные выше. Степень нашего всеобщего, всемирового Земного безумия тоже является фактором, несовместимым с жизнью Поэта.
(Soundrussia.ru, 16.02.2014)
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл дуэта «5утра» «Снег»: Новогодний позитив без штампов
2024, HS Music.
Оценка: 8 из 10.
Выходящая в последнюю неделю декабря песня про «Снег» - явно новогоднее произведение. Каждый поп-артист должен иметь в ассортименте собственную новогоднюю композицию, и не так давно прославившийся семейный дуэт «5утра» не стал каким-то исключением. У Анны и Никиты Беляковых теперь тоже есть новогодняя песня. Правда, в ней не упоминается Новый год, и намекают на него только снег и декабрь, но это даже хорошо. Потому что «типовая» новогодняя песня непременно включает набор одних и тех же образов, которые не просто уже поднадоели, но ещё и диктуют определённую манеру исполнения – это требуется петь с глуповатой умильной улыбкой на лице. Неудивительно, что среди штампованных позитивных песен про Новый год в последнее время мало что запомнилось.
«Снег» от «5утра» выгодно отличается от «типовых» композиций отсутствием навязчивой новогодней атрибутики, а также тем, что для подпевания не требуется «надевать» глупую улыбку. Более того, «5утра», съевшие собаку на исполнении счастливых позитивных песен, здесь будто из чувства противоречия используют быстрый темп и танцевальный ритм. В качестве авторов музыки значатся четыре человека; не знаю, как они распределяли между собой обязанности, но результат получился вполне внятным и запоминающимся. Голос Анны Беляковой вы сразу узнаете, но солистка выступает здесь в непривычном танцевальном амплуа – оказывается, её вокал подходит не только для нежных песен о любви. Речитатив Никиты Белякова чуть сбивает этот темп и настроение – зато доказывает поклонникам, что «5утра» не планирует далеко отходить от привычного стиля.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»