Юлия Певзнер: «Художественные решения приходят во время работы с материалом»
Вслед за питерской «Царской невестой» режиссера Андрея Могучего свою версию драмы Мея на музыку Римского-Корсакова представит российско-израильский режиссер Юлия Певзнер. 22 февраля 2014 года на исторической сцене Большого театра будет показана новая оперная постановка в реконструированных с 1955 года декорациях знаменитого художника ГАБТа Федора Федоровского. О людских страстях, душевном диалоге и спирали в истории Юлия Певзнер рассказала корреспонденту InterMedia Анне Ефановой перед премьерой.
– По вашему мнению, «Царская невеста» рождает происходящее на сцене или то, что творится, само изобретает ее?
– Она далеко не verismo, где все сценические ситуации прописаны в партитуре авторскими ремарками и музыкальной тканью. Часто их надо создавать в рамках «музыкальных номеров», где действие как будто бы останавливается, и композитор пишет или внутреннее состояние своих героев (например, трио Бомелия, Грязного и Любаши в первом действии), или задерживается и развивает музыкальную идею, не имеющую непосредственное влияние на сюжет (например, секстет и хор в 3-м).
– Вы иллюстрируете сюжет драмы Мея?
– Я думаю, что мы стремимся ясно и выразительно рассказать историю Марфы, Любаши и Грязного, посмотреть на неё глазами современного человека и обнаружить, что человеческие страсти не меняются. Только «исторический фон» другой — два любовных треугольника на фоне опричнины XVI века в музыке XIX века на сцене театра в XXI веке. Нужно найти точки соприкосновения и «душевный диалог».
– Помимо общих людских страстей какие Вы видите точки соприкосновения между тремя эпохами?
- Жестокость окружающего нас мира.
– Считается, что душевный диалог позволяет извлечь жизненные уроки через личностный опыт. Что бы Вы хотели, чтобы осознали те зрители, которые посмотрят Ваш спектакль?
– Мне бы хотелось, чтобы они поняли и прочувствовали, как можно, не желая того, принести горе любимому человеку, если больше любить себя. Ведь когда Грязной, ослеплённый страстью, вместо самопожертвования — позволить Марфе быть счастливой — идёт к насилию над ее волей, то губит и себя, и ее.
– Для вас главная героиня — Марфа?
– Сложно сказать. Обе героини «Царской невесты» — роковые женщины, но очень разные. Марфа даже не представляет себе, какова сила ее красоты, и поэтому становится жертвой. С одной стороны, она — продукт воспитания девочки в «хорошей купеческой семье», которая знает свое место. Но, в то же время, ее трудно назвать обычной девушкой — в ней есть потаённый огонь.
Любаша не готова принять отказ. Она по природе своей непослушна, согласна во имя своей любви поступится общественными нормами и даже погубить свою душу. И где-то теплится сомнение: почему опера названа именем Марфы, хотя понятно, что «Царская невеста» — это замечательный заголовок, попадающий в точку. Также как не совсем ясно название «Евгений Онегин», где главная героиня — Татьяна. Или «Вертер», где по-настоящему главный женский персонаж — Шарлот.
– Среди мужчин на пьедестале почета Грязной?
– Да, без сомнения. Малюте принадлежит честь не только быть непосредственным участником событий в своём лице, но и представлять волю Грозного. Бомелий — это «инструмент»: деловой человек, выставляющий на продажу свои знания и не задумывающийся над моральными проблемами. Собакин — нормальный папаша, желающий получше выдать дочь. Лыков — жертва обстоятельств: неудачник, которому просто не повезло.
– Вашу режиссерскую фантазию питала музыка, драма или все вместе?
– В опере драмы без музыки не бывает, поэтому я стремилась к реализации «Царской невесты» как музыкальной драмы, в которой всё подчинено идее судьбы женщины в жестоком мире, управляемом мужчинами. Я прочитала много книг о жизни Ивана Грозного и его эпохе, пересмотрела фильм Эйзенштейна и более современные фильмы. Искала вдохновения и в творчестве Федоровского, но старалась не забывать, что в опере XVI век — не более чем «исторический фон».
– История повторяется или логика исторических событий обратно пропорциональна человеческой духовности в данном случае?
– Безусловно повторяется. И хочется надеяться, что по спирали, а не просто кругами.
– Насколько трудно вам было выписывать свою режиссерскую концепцию в сложившийся художественный ряд?
- Мне было непросто. Главное — найти правильный стилистический баланс.
– Декорации Федора Федоровского современны?
- Нет, я так не считаю. Декорация IV акта могла бы быть для меня, наверное, современна, если бы мы к ней пришли по-другому: не через ряд «реалистических» изб. Декорация II акта тоже очень красива.
– Вы впервые поставите «Царскую невесту» на сцене.
– Да, хотя это моя любимая опера Римского-Корсакова. Наравне со «Снегурочкой» и «Китежем».
– Приглашение о постановке вы получили еще при бывшем музыкальном руководителе и главном дирижере Большого театра Василии Синайском. Как вы отреагировали на его уход?
– Я была очень удивлена.
– Вам было важно, кто встанет за дирижерский пульт, чтобы представить оркестровую часть Вашего проекта?
Безусловно.
– Что вам нравится в дирижерской работе Геннадия Рождественского?
– Он — потрясающий музыкант, харизматичный лидер, и истинный человек театра.
– О хорошем приеме спектакля в зале вы всегда задумываетесь вначале или скорее, размышляете о дальнейших действиях в случае обратного исхода?
– Всегда приятно, когда публика в зале хорошо принимает постановку. Но я не сказала бы, что мы с коллегами начали совместную работу с вопроса, что больше понравится публике. Художественные решения, служащие сценическому воплощению музыкальной драмы, приходят во время работы с материалом. Я часто ставлю себя на место зрителя и задаю себе вопрос: что должен зритель в этот момент почувствовать? И потом думаю, как этого добиться.
В новом фильме «Хичкок» есть замечательный момент: Во время премьерного показа «Психо», режиссёр, не находясь в зале, дирижирует движениями/ реакциями зрителей во время сцены в душе, а следующий кадр показывет зрительный зал, где все абсолютно зрители движутся в унисон, следя за происходящим на экране.
– Какой реакции после премьеры Вы ожидаете у зрителей, участников спектакля и музыкальных критиков?
– Жизнь покажет.
Фотограф - Йоси Цвекер
«ЧайФ» подарил Екатеринбургу на Новый год «Не забывай, наш город, нас»
Группа «ЧайФ» представила клип на новую песню «Не забывай, наш город, нас» 26 декабря 2024 года. Музыканты задумали ролик как новогодний подарок родному Екатеринбургу.
- Лиричная, без лишнего пафоса, простая и легко запоминающаяся "Не забывай, наш город, нас" – это благодарность городу от имени поколения, к которому относятся музыканты группы «ЧайФ», за прекрасное время, проведённое с прекрасными людьми. С теми людьми, кто формировал современный Свердловск-Екатеринбург, его культурный, промышленный, социальный, политический фон с середины ХХ по первое десятилетие ХХI веков, - говорится в пресс-релизе.
Режиссёр ролика Олег Ракович заявил, что такой клип могли снять только урожденные свердловчане и убежденные екатеринбуржцы.
- Каждая подворотня, каждая скамейка или постройка в центре города – это наши детские радости и шалости, романтика юношеских похождений, либо семейных прогулок. Мы выросли с этим городом и счастливы оставить в нём какой-то свой след, звучание настроения и порывов, - говорит он.
Прокомментировал видео и лидер «ЧайФа» Владимир Шахрин:
- Я вообще всегда за то, что нужно чаще говорить спасибо тем людям, кто заслужил это, признаваться им в любви, пока они живы, пока они здесь. И так же как людям мы говорим спасибо нашему городу и признаёмся ему в любви.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, премьера сингла группы «ЧайФ» «Мотя и Лука» состоялась 29 ноября 2024 года.
«ДДТ» показали клип «Прощался»
Премьера клипа «Прощался» группы «ДДТ» состоялась 26 декабря 2024 года. Режиссером ролика выступил Михаил Сегал, а съемки проходили на там самом концерте в Амстердаме 9 декабря, где состоялась премьера песни. По сюжету видео, русского оператора, живущего в Нидерландах (его сыграл актер Всеволод Прохоров), просят поснимать на концерте «русской группы». После выступления «ДДТ» он эмоционально опустошенный едет домой на метро.
- С Наступающим! Всем Добра и Мира! - написал в комментарии к клипу лидер коллектива Юрий Шевчук.
«Ленинград» встретит Новый год на «Нашем радио»
Сергей Шнуров c группой «Ленинград выступят в эфире «Нашего радио» с праздничным концертом в ночь на 1 января 2025 года. Шоу начнется сразу после боя курантов.
- Вас ждут классические хиты «Ленинграда», лайв-премьера альбома «Синяя Богиня» и море позитива. Вести наше откровенно-танцевальное реалити-шоу «Начинаем отмечать с группировкой "Ленинград"!» будут ведущие утреннего шоу «Подъемники» Александр Бон, Яна Лукьянова и Игорь Паньков, - сообщили в пресс-службе радиостанции.
Видеоверсия выступления будет транслироваться на всех ресурсах «Нашего радио».