Валерий Леонтьев: «Два года меня терзало и изводило непонимание, вежливые аплодисменты и крики «Дельтаплан!» в паузах»
О ХОРЕОГРАФИИ НА СЦЕНЕ
— Я обожаю синхронное движение, хоть оно и трудно дается. Я неуютно чувствую себя без балета. У меня не то что меньше танцоров не стало — стало больше. И хореографии больше. Это и есть жизнь. Это и есть сценическое пространство. Какие-то номера, драматические баллады например, исполняются без постороннего присутствия, просто в конусе света. Но жизнь мне дает движение, движение в группе.
О РАБОТЕ С ЮРИЕМ ЧЕРНАВСКИМ
— Знаете, спустя лет восемь после «Маргариты» у нас с Юрой Чернавским было еще две попытки выйти за рамки стереотипов, изменить меня и представления обо мне. В 1995 году это был альбом «По дороге в Голливуд», который я записывал в Лос-Анджелесе на студии A&M. А в 1996-м на Capitol Records мы записали альбом «Санта-Барбара». На них все звучало так, как мне нравится. Чернавский буквально клещами вытаскивал из меня тот звук, который он слышал в голове. Насколько он легок и обаятелен в обычной жизни, настолько деспотичен он в студии. Но он вытащил. Каких-то вещей до этих альбомов я о себе не знал. Они и по сей день звучат модно. И это никому не нужно. Я сделал фантастически сложное шоу «По дороге в Голливуд». Отсняли клип с американскими актерами и компьютерной графикой — его один раз прокрутили на «Муз-ТВ». Борис Краснов сделал декорации, в которых извергались вулканы и ломался хайвей. Публика сидела, вежливо хлопала и ждала, когда же будет «Светофор» с «Дельтапланом». Я подумал, что, может быть, еще не время, может быть, какие-то сложности мешают зрителям переключиться на такую музыку. Еще одна попытка, «Санта-Барбара»,— тоже мимо. Из 25 песен, из которых состояли эти два альбома, в концертах осталось, кажется, только «Танго разбитых сердец». Какой следует вывод? Публику не свернешь с избранного ею пути. Всякий артист, имеющий такой серьезный песенный багаж, не может не находиться в плену зрительских привязанностей. Больше половины зрителей покупают билеты для того, чтобы услышать то, что они хотят услышать.
Дело в правильных пропорциях. Желательно не обрушивать на них сразу 15 новых композиций, да еще таких, которые звучат не так, как с детства привыкло наше ушко. Я два года возил программу «По дороге в Голливуд» по стране. Два года меня терзало и изводило это непонимание, эти вежливые аплодисменты и крики «Дельтаплан!» в паузах. Я сломался. Я перестал возить эту программу и сделал более удобоваримый микс из старого и нового. Хочется за свою работу получать аплодисменты, и я стал их получать. Мне стало легче жить.
О СТАРЫХ ПЕСНЯХ
— Я их бросаю, я на них сержусь. А с «Дельтапланом» вообще странная история. Я ее записал в 1981 году на радио по настоянию редактора Джульетты Максимовой. Это был период, когда у меня в очередной раз с радио не складывались отношения. И она сказала: «Нужно записать такую песню, чтобы наше руководство увидело, что ты вокалист». До этого ведь что было? «Я сегодня диск-жокей», «Танец протуберанцев» — для начальства материальчик зубодробительный, прямо скажем. «Танец протуберанцев» — это ведь был первый случай цензуры в моей практике. Его выкинули из «Огонька» 1979 года. И вот в фильме «Родня» прозвучала инструментальная тема Эдуарда Артемьева. На нее подключили талантливого поэта Николая Зиновьева. Песня моментально раскрутилась на радио. А на концертах она была мне неинтересна. До самых 2000-х годов. Появились ремиксы на «Исчезли солнечные дни», «Светофор» и «Дельтаплан». И мне сказали: «Слушай, “Дельтаплан” в клубах крутят! Почему ты ее на концертах не поешь?» Сейчас мы уже, по-моему, шестую версию «Дельтаплана» играем. И из программы Раймонда Паулса далеко не все играется постоянно. Когда были концерты к 40-летию моей творческой деятельности, я «схватил» «Три минуты» Паулса. Она там пришлась очень кстати. Теперь вот взял «Кабаре». А буду ли петь «Светофор» — не знаю. Тяжело. Сейчас делаем такую «латинистую» версию «Исчезли солнечные дни».
МОГЛИ ЛИ ВКУСЫ НАШЕЙ ПУБЛИКИ БЫТЬ ДРУГИМИ?
— В условиях строжайшей цензуры — вряд ли. Здесь дело даже не только в западном лоске, который искоренялся «коршунами» товарища Лапина, председателя Гостелерадио. Существовал, например, список слов, которые не должны попадать в песенные тексты. Вот товарищ Лапин не любил, например, слово «миг». «Есть только миг…» проскочило, а дальше редакторы его стали отовсюду убирать. Это даже не идеология, это просто блажь. Так что ни о каком ином пути и речи не было. Вот и пожинаем плоды.
О КЛАССИКЕ НА ОТКРЫТИИ СОЧИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
— Это был правильный выбор. Не потому, что нет достойных исполнителей, а потому, что петь нечего, нет достойной песни. Сейчас, наверное, не стоит углубляться в историю и выяснять, почему мы такие, а не какие-то другие. Когда тщательным образом из сознания вытравливались интересные гармонии, когда с детства людям прививались только самые тривиальные мелодические линии, как можно было прийти к разнообразию жанров и исполнителей? Это все результат нашего исторического развития. Социального и, как следствие, музыкального. Поэтому нет музыки, равной Queen, нет своих Bon Jovi.
О ГАСТРОЛЯХ В КРЫМУ
— Многие промоутеры, которые занимаются крымскими концертами, сейчас очень обеспокоены. Не факт, что гастроли вообще будут в этом году в Крыму… В Крыму я никогда не задумывался над тем, на Украине я или не на Украине. Прохождение таможни всегда вызывало у меня улыбку. Граница между Россией и Украиной никогда не казалась мне серьезной. Сунешь паспорт пограничнику — и все. То, что происходит сейчас, это самая настоящая трагедия. Просыпаешься и первым делом включаешь телевизор…
О БУДУЩЕМ АЛЬБОМЕ
— Думаю о нем. Хотелось бы записать его точно в границах какого-то жанра. Чернавский меня опять тащит в студию: «Старичок, я все-таки не ухожу от мысли сделать нечто, в чем ты выступил бы в образе такого Брайана Ферри, человека солидного, усталого, бывалого». Концепт очень привлекательный. Теперь надо вытащить из него мотивчики. Он ведь ненавидит сочинять песни, все делает прямо с ходу. Я говорю ему: «Юра, наиграй одним пальцем тему, пришли, чтобы мне было с чем работать. Я себя увереннее чувствовать буду». А он говорит: «Нет, интонации и мотивы должны рождаться в студии».
(Борис Барабанов, «Коммерсантъ», 19.03.14)
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.
Робби Уильямс написал новую песню для своего байопика
Премьера сингла Робби Уильямса «Forbidden Road» состоялась 22 ноября 2024 года. Это совершенно новая композиция, авторами которой являются Уильямс, Фредди Векслер и Саша Скарбек, из саундтрека фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса». Лирик-видео на песню состоит из фрагментов байопика.
«ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера Майкла Грэйса откровенно расскажет о жизни британского музыканта: от детства и участия в группе Take That до успешной сольной карьеры и тех личных проблем, которые сопутствовали его популярности.
Главную роль в фильме сыграл Джонно Дэвис, но он предстает не в человеческом обличие, а в виде шимпанзе. В остальных ролях появятся Дэймон Херриман, Элисон Стэдмен, Стив Пембертон, Кейт Малвэйни, Рашель Банно и другие, включая и самого Робби Уильямса.
В российский прокат «Быть лучше: История Робби Уильямса» выйдет 26 декабря.