Миша Майский: «Как бы я ни старался, как бы долго я ни жил, я все равно никогда не сумею приблизиться достаточно к идеалу, который заслуживает эта великая музыка»
Уникальный концерт состоится в Концертном зале им. Чайковского 15 мая 2014 года: звезды мировой классической музыки отдадут дань многовековой культурной традиции и вместе со слушателями совершат несколько настоящих открытий.
Кадиш-концерт «От молитвы к симфонии» – это музыкальное путешествие через эпохи и жанры. На сцену поднимутся выдающиеся исполнители, среди которых будет Миша Майский - легендарный виолончелист, один их самых ярких исполнителей современности.
Майскому покорились все сцены мира. Он выступает с лучшими музыкантами и ведущими мировыми оркестрами – Лондонским Королевским, Венским, Берлинским, Нидерландским филармоническими, Питтсбургским симфоническим, филармоническим оркестром Радио Франции. Более двадцати концертов он дал с великим Леонардом Бернстайном. В процессе подготовки к концерту Миша Майский ответил на вопросы InterMedia.
— Как поживает ваша прекрасная старинная виолончель?
— Она замечательно поживает, почти уже триста лет замечательно поживает. И я надеюсь, что еще столько же будет радовать. Месяц назад было ровно 40 лет с тех пор как мы встретились и влюбились друг в друга.
— Расскажите, пожалуйста, о грядущем Кадиш-концерте, который будет проходить в КЗЧ. Что побудило вас принять в нем участие?
— Это необыкновенный концерт с очень интересной программой. Хотя для меня не так легко было найти несколько дней и вырваться, я слишком много играю, слишком много разъезжаю, и у меня маленькие дети, которых я, к сожалению, не так часто вижу. Тем не менее я с радостью приму в нем участие и очень надеюсь, что концерт пройдет с большим успехом.
— Можете ли вы назвать себя религиозным человеком?
— Смотря как это понимать и как к этому относиться. Я не практикую религию в общепринятом виде. Вся моя жизнь, так или иначе, связана с музыкой - и профессионально, и не только. Поэтому музыка – это и есть моя религия.
— Почему ваша дочь не приехала на концерт?
— Так получилось, что в этом концерте сначала я должен был играть только с оркестром, а позже было принято решение добавить одну пьесу с фортепиано, поэтому не было особого смысла привозить её на пять минут, но я неоднократно играл с моей дочкой в Москве и в Петербурге. И я очень надеюсь, что в ближайшем будущем приеду с ней и, возможно, с моим старшим сыном, с которым у нас семейное трио. Я выступаю с моей дочкой регулярно. Буквально сразу после концерта в Москве мы играем вместе с ней в Швейцарии, после этого в начале июне в Германии вместе с ее братом - с моим сыном Сашей - трио. Потом на фестивале в Лугано, на фестивале в Вербье, и еще в очень многих интересных местах.
— А младших детей планируете на сцену выводить?
— Не уверен, не знаю. Для меня важно, чтобы мои дети имели какое-то отношение к музыке, понимали и любили её. Поэтому Максим, которому девять с половиной лет и Мануэль, которому четыре с половиной, уже оба занимаются на фортепиано. Но будут ли они профессиональными музыкантами — об этом еще рано говорить. Вообще, это не так уж важно. Я стараюсь как можно больше привлекать их, окружать хорошей музыкой и дома, и в поездках на фестивали, где они общаются с музыкантами и слушают музыку. Главное, чтобы они её любили и понимали.
— Вы — гражданин Израиля, родились в Латвии, ваши родители — из Украины. Какую страну считаете своей родиной?
— Честно говоря, как ни странно, чувствую себя космополитом, именно потому, что я постоянно в разъездах, и я всегда чувствую себя как дома везде, где люди понимают классическую музыку. Я только что вернулся из большого турне по Германии и Швейцарии, в основном я играю в Европе, часто бываю в Корее, Китае, конечно в Америке, Южной Америке, уже сорок два раза был в Японии. Максим, которому девять, старший из моих младших детей, до того, как ему исполнилось четыре, успел побывать в Японии шесть раз. Я действительно чувствую себя гражданином мира. У меня нет привязанности к одному месту.
— У вас есть предконцертные ритуалы «на удачу»?
— Ну, это зависит от ситуации. Конечно, я стараюсь всегда передохнуть, чтобы быть в хорошем физическом состоянии, это очень важно - в связи с постоянными переездами, перелетами, переменой климата и времени. Это очень нелегко, особенно, когда приходится играть много разной музыки, много разных программ. В то же время, я стараюсь всегда быть достаточно гибким, быть готовым к любым сюрпризам, потому что бывают ситуации, когда невозможно придерживаться определенных привычек.
— Если бы не виолончель, за какой инструмент хотели бы взяться?
— Я, конечно, завидую и пианистам, и скрипачам, и певцам, у которых есть масса репертуара, музыки, которую я очень люблю, которую как виолончелист я не очень могу играть, хотя пытаюсь. Играю переложения фортепианных пьес, скрипичных и для голоса, я даже записал несколько дисков – песен Шуберта, Брамса, Мендельсона, диск русских романсов, французские и испанские пьесы. Но при этом я счастлив, что играю именно на виолончели — совершенно замечательный инструмент, хотя, конечно, репертуар у нас относительно более ограниченный. Но я не жалуюсь, на мою жизнь хватит замечательной музыки, потому что я верю: когда речь идет о действительно великой музыке, это бесконечный процесс, как бы я ни старался, как бы долго я ни жил, я все равно никогда не сумею приблизиться достаточно к идеалу, который заслуживает эта музыка. Поэтому мне никогда не будет скучно, мне хватает виолончельного репертуара.
— Многие музыканты говорят, что у профессионалов не может быть любимых композиторов. Даже если так, какой-либо эпохе отдаете предпочтение?
— Конечно, любимые композиторы есть, их очень много. Когда я играю Баха, то, естественно, для меня нет музыки, которая может даже сравниться с гениальностью Баха. Когда играю Шостаковича — то же самое. Или когда играю Шуберта, Брамса, Рахманинова или Рихарда Штрауса и так далее. Есть масса замечательной, совершенно гениальной музыки. В момент, когда ее исполняешь или слушаешь, больше всех любишь именно этого композитора, другого варианта невозможно себе представить. Именно поэтому я никогда не могу назвать одного композитора или одно сочинение, я люблю очень разную музыку.
— Как вы относитесь к современной музыке?
— Я всегда стараюсь расширять свой кругозор, знакомиться с новой музыкой, новыми исполнителями. Хотя тут есть проблема времени и энергии, тем более что современная музыка — это как другой язык. Любую музыку нужно играть как можно лучше. Музыкант исполняет Баха, Бетховена, Моцарта, Шуберта и так далее. И если он играет недостаточно хорошо, никто никогда не скажет, что Бах или Бетховен плохие композиторы. Но если музыкант, который достаточно известен, играет недостаточно хорошо современную музыку, люди могут сказать, что виноват композитор. Я считаю, что это еще и большая ответственность: играть современную музыку как можно лучше. Для того, чтобы освоить ее язык, требуется время. Я стараюсь потихоньку расширять свой репертуар, играю некоторые произведения, написанные специально для меня и не только, и надеюсь, что в будущем найду еще больше времени и энергии для этого.
Елизавета Беляева, InterMedia
Группа Reflex отмечает 25-летие
Группа Reflex отмечает свое 25-летие. Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон напомнили агентству «ИнтерМедиа», что 16 декабря 1999 года на радиостанции «Европа плюс» состоялась премьера песни «Дальний свет». Этот момент стал отправной точкой в истории популярного поп-проекта, который вскоре покорил не только российские, но и международные чарты. Песня «Дальний свет» была настолько яркой, а клип таким нестандартным для русской музыки того времени, что представители музыкальных лейблов страны даже подумали, что это какой-то европейский проект, вспоминают Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон.
Однако амбициозные создатели музыки Reflex считают годом рождения своей группы год первого по-настоящему большого успеха.
- Тогда, 16 декабря 1999 года, выпустив «Дальний свет», мы словно зачали ребёнка, — говорит композитор Вячеслав Тюрин. — А настоящее рождение Reflex мы, конечно же, считаем от песни «Сойти с ума». От нашего первого по-настоящему большого успеха.
Оглушительно выстрелившая буквально на всех радиостанциях России в 2000 году, песня установила все возможные и невозможные рекорды по продолжительности нахождения в радиоэфирах и топ-чартах. Поэтому лидеры Reflex своим годом рождения считают именно 2000-й. А вот дату менять не стали —16 декабря.
С 2000 года коллектив выдавая хит за хитом: «Сойти с ума», «Первый раз», «Потому что не было тебя», «Падали звезды», «Нон Стоп», «Танцы» — и это лишь малая часть песен, которые знает буквально каждый. Музыка Reflex живет уже третье поколение, их песни перепевают молодые артисты, а группа продолжает выпускать новые синглы. Средний возраст слушателя Reflex, по данным ВЦИОМ, 25-35 лет. Песни Reflex не стареют, как и сама группа, и её бессменная солистка, «золотой голос Reflex» Ирина Нельсон.
Рецензия на клип Лолиты Милявской «Ешь, люби и молись»: Гаражная эстрада
2024, Fenix.
Оценка: 6 из 10.
Песня, которую для Лолиты Милявской написал Николай Степанов, не стала большим событием и не отметилась в чартах. В принципе, это достаточно стандартная вещь «в стиле Лолиты» - вроде бы про счастливую любовь, но не без провокации: «Я поцелуем заткну твои крики».
Удивляет другое: на композицию снят клип (режиссёр Дарья Гущина), которым выпускающий лейбл так гордился, что весь пресс-релиз к релизу сингла посвятил видео. Цитирую с сокращениями:
- В нем собраны айтемы разного времени, которые интересно разглядывать - от поп-ап-плакатов и фриковой головы лошади до редкого винтажного автомобиля в духе легендарного фильма «Назад в будущее». <…> Весь бэнд состоит из настоящих музыкантов, прошедших строгий кастинг, чтобы передать зрителю уникальный вайб гаражного рока. <…> Звездные стилисты Миша и Китти разработали винтажные образы для всей команды: музыканты в футболках от Vivienne Westwood, кожаных штанах Isabel Marant и редких рокерских ботинках и казаках от локальных британских брендов. А Лолита, в шикарном тотал-луке от Dolce & Gabbana с дерзким корсетом и экстравагантными шпильками, выглядит как настоящая рок-звезда.
В общем, какое-то гипертрофированное внимание к деталям, которые в принципе не являются в кадре основополагающими. Куда интереснее сам сюжет, основанным на взаимодействии зрелой поп-певицы с юными неформалами, «прошедшими строгий кастинг», чтобы выглядеть «гаражно». Там всё довольно предсказуемо, но отыграно от души. Естественно, юные рокеры сначала «тётю» принимают в штыки, особенно фронтмен, но в ходе совместного музицирования между ними тает лёд. «Тётя», естественно, даёт такого жару, что молодёжь проникается к ней уважением, ведь, возвращаемся к пресс-релизу, «следуя мировым трендам, Лолита почерпнула вдохновение из работ таких легендарных групп, как Nirvana, No Doubt, White Stripes, Strokes, Hives и Green Day».
И я в этом даже не сомневался бы, если бы издатели сумели объяснить, при чём тут песня «Ешь, люби и молись». Если клип смотреть без звука, картинка выглядит даже более убедительной: можно нафантазировать, что Лолита Марковна действительно выступает в стиле гранж. Но нет: на самом деле в этом тщательно продуманном гаражном антураже она поёт вполне эстрадную вещь, и непонятно, почему это вдруг так заводит лохматых юношей. Похоже, видео сняли не на ту песню.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Владимир Пресняков, Дмитрий Харатьян и Игорь Верник награждены орденами
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении артистов государственными наградами. Согласно опубликованному на официальном портале правовой информации документу, Владимира Преснякова (старшего) отметили орденом почета, Игоря Верника — орденом «За заслуги в культуре и искусстве», а Дмитрий Харатьян был награжден орденом Дружбы.
- За вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность наградить орденом Почета Преснякова Владимира Петровича, — говорится в указе президента.