Александр Кутиков: «Самая лучшая импровизация - это заранее придуманная и отрепетированная»
Группа «Машина времени» 31 мая 2014 года даёт большой юбилейный концерт в честь собственного 45-летия в «Лужниках». В преддверии этого события корреспондент InterMedia отправился на студию к Александру Кутикову, чтобы обсудить день рождения группы и другие музыкальные темы.
- Что сейчас записываете?
- Одну мою старую вещь - «Дай помечтать» - перезаписываем по просьбе радийщиков. Она была записана в 1988 году; её очень хотят иметь в эфире, но запись старая, нужно обновить. Кроме того, записываем две песни для нового сольного альбома.
- Когда планируете его выпустить?
- Думаю, к концу года в любом случае его сделаю. Но, как всегда в моей практике, задержка происходит из-за текстов. Работа над текстами идёт очень кропотливо и из-за этого продолжительно. Хочется, чтобы они были достаточно простыми и понятными, но при этом не примитивными и не банальными.
- Кого на этот раз вы этим озадачиваете?
- Несколько песен сделано вместе с Володей Ткаченко из «Ундервуда». Ещё две вещи, которые в ближайшее время будут записаны, сделаны с другим автором. Есть такая группа «Хроноп» из Нижнего Новгорода...
- Вадим Демидов?
- Да. По-моему, у нас получились очень симпатичные две песни, что стало неожиданностью и для меня, и для него. Он обычно не пишет для других, в редких случаях работает как приглашённый соавтор, а тут у нас как-то всё срослось. Видимо, мы друг другу чем-то приглянулись как люди.
- Майданов вам теперь не пишет? Он же теперь сам звезда.
- Ну, мы с Денисом один раз попробовали, у нас получилась одна неплохая песня. Дальше как-то не пошло - в силу его занятости, моей несвободы... Совместное творчество - процесс очень непростой. Когда люди заняты каждый своими мыслями, своими проектами, своими концертами, найти какие-то «резонансы» достаточно сложно. Отношения у нас прекрасные, но в творческом смысле мы не продолжаем сотрудничество.
- «Машина времени» будет отмечать 45-летие бесплатным концертом в Лужниках 31 мая. Кто предложил такой формат?
- Мы обещали своим поклонникам: если будем праздновать 45-летие, то концерт сделаем бесплатным. И, несмотря на все организационные и финансовые сложности, мы своё обещание держим.
- Программа будет с юбилейным уклоном?
- Если нам хватит физических сил, мы хотим сыграть 45 песен.
- Часа четыре?
- Нет, порядка трёх часов. Мы надеемся, что сил у нас хватит. Всё будет исполнено силами «Машины времени». По нашему сегодняшнему самоощущению, гости на празднике нам нужны только в качестве друзей, зрителей и участников застолья после концерта.
- На застолье точно сил хватит?
- Ну на него-то всегда сил хватает (смеется). Тут вопросов нет.
- Много будете репетировать, или можно уже всё сыграть с листа, на опыте?
- Самая лучшая импровизация - это заранее придуманная и отрепетированная.
- Фирмам-мейджорам теперь вменяют в вину, что в 80-90-е, когда не было интернета и музыка действительно продавалась, они раскручивали не самых талантливых и наживались на этом несправедливо.
- Я с этим не согласен. Если взять весь период существования больших рекорд-лейблов - а это началось ещё в довоенное время, - то количество найденных этими лейблами звёзд просто колоссально. Настоящих звёзд. А интернет за последние годы дал всего несколько имён, на двух руках можно сосчитать. Вообще к бизнесу нужно подходить серьёзно. Музыкальный, издательский бизнес - это не прикол какой-то, этому нужно учиться, к этому тоже нужно иметь талант. К сожалению, на сегодняшний день попытки регулировать взаимоотношения интернета и авторов продвигаются очень медленно. Интернет в его музыкальном сегменте напоминает мне республику под названием Анархия: что хочу, то и делаю. Кого хочу, того и пишу. Кому хочу, тому и переписываю. Бизнес музыкальный умирает, потому что не хватает средств на жизнь, люди начинают искать другую работу. Не писать песни, а работать в какой-то области, которая приносит деньги. Раньше авторы при всех издержках системы получали очень солидные отчисления, которые им позволяли чувствовать себя комфортно в жизни и иметь достойные условия для работы.
- Несмотря на вышесказанное, «Машина времени» есть в iTunes. Вы считаете это жизнеспособной моделью?
- Это одна из попыток каким-то образом интернет-пространство привести в более цивилизованный вид. iTunes молодцы, мы с ними сотрудничаем, потому что это самая перспективная и дающая какие-то дивиденды система.
- Если смотреть на чарты iTunes, каждую неделю они меняются достаточно радикально. Значит ли это, что выборка нерепрезентативна?
- Если смотреть не на российский сегмент, а на американский, английский или австралийский, то чарты iTunes будут совпадать с чартами Billboard или по крайней мере будут очень похожи. По нашему iTunes делать выводы не стоит.
- 9 мая все скачивали оттуда песню «День Победы», а уже 10-го принялись слушать Кончиту Вурст.
- Когда-то, в конце XIX или начале ХХ столетия, были популярны балаганно-цирковые шоу. Туда простые, как правило, люди ходили посмотреть на клоунов, акробатов, борцов, бородатых женщин, сиамских близнецов, мужчину-слона и прочие диковины. Для меня «Евровидение» является подобием циркового балагана тех времён, при этом наполненного современными технологиями. Вот американцам до «Евровидения» - как до дверцы.
- А в России к нему относятся очень серьёзно - депутаты обсуждают, РПЦ выражает озабоченность...
- Наверно, людям больше делать нечего. Если для депутатов тема бородатой женщины столь актуальна, что её нужно так долго муссировать, то у меня складывается ощущение, что у них просто много свободного времени.
- Вам встречаются интересные молодые музыканты, у которых есть перспективы, несмотря на все вышеописанные сложности с интернет-анархией?
- Разрыв между нашими и западными музыкантами сегодня просто колоссальный, и всё время увеличивается.
- Ну, это исторически сложилось.
- В 70-е годы он был меньше. Это можно судить по материалу, который тогда записывали здесь и там. Пропасти не было. Когда мы впервые приехали в Америку в 1988 году, нам сказали, что если бы мы приехали году в 1972-м, то точно имели бы успех и свою публику. Это говорили большие серьёзные американские продюсеры. А в 1988-м было уже поздно - наша потенциальная возрастная аудитория оказалась занята. Сейчас же разрыв огромный, к тому же я замечаю, что начинает сказываться недостаток образования. Последние 15-20 лет качество обучения постоянно регрессирует, люди не знают русский язык, не знают русскую поэзию даже в объёмах школы. Они считают рифму «палка - селёдка» нормальной. Безграмотные песенные тексты, нет мысли. Стихи, по их мнению, это рифмование слов, тогда как на самом деле это рифмование мыслей. Поэзия - это высшее проявление философии.
- Может, музыканты просто подстраиваются под невысокие потребности публики?
- Да нет, они играют, как умеют, и так же пишут музыку и тексты.
- Когда «Машина времени» поехала записываться на Abbey Road, это был символический жест? Или в этом был смысл и с точки зрения качества записи?
- Это была реализация мечты, которая в детстве и юности казалась нам несбыточной, вот и всё. Плюс к этому мы получили фантастический опыт работы с продюсерами, музыкантами, инженерами. Ни одну студию в мире нельзя сравнить с Abbey Road. Она легендарна именно поэтому. Они поддерживают такой уровень профессионализма и культуры, что легенда продолжает существовать.
- Её же относительно недавно пытались продать.
- Её пытались продать как актив, который приносит доход. Хороший актив, можно было дорого продать. Музыканты возмутились, Маккартни сказал, что сам купит, если что. Ведь хотели продать японцам и сделать там музей. Ни фига себе, из уникальной студии делать музей! Там же фантастический зал для записи симфонической музыки, невероятный по звуку и акустике. Отказаться от такой студии было бы тупостью и, к счастью, до этого не дошло.
Алексей Мажаев, InterMedia
Клава Кока и Николай Басков стали ведущими нового сезона шоу «Один в один» на канале «Россия»
Новый сезон музыкального шоу перевоплощений «Один в один» стартует 17 января 2025 года на телеканале «Россия». Формат программы останется неизменным, но зрителей ждут сюрпризы. И один из них – новые ведущие шоу Николай Басков и Клава Кока.
- Быть ведущим «Один в один» было моей мечтой, потому что я обожаю это шоу, - признается Николай Басков. - Несмотря на то, что все участники проекта знамениты, все талантливы, все уже состоявшиеся артисты, они все равно переживают, когда их оценивают. Программа интересна не только с точки зрения перевоплощения, но и тем, что делает тебя разноплановым артистом – за это время всем участникам надо подготовить множество образов. И от каждой легендарной звезды, которой они подражают на сцене, можно найти что-то полезное для себя и многое себе присвоить.
- Я очень волнуюсь, потому что впервые стала ведущей на телеканале «Россия», - говорит Клава Кока. - Меня восхищает работа наших артистов в шоу «Один в один». Конечно, не все всегда получается идеально – это очень сложная задача! Я бы не смогла сделать то, что они делают в этом шоу на сцене: каждый раз, неделя за неделей, перевоплощаться настолько ярко, петь материал, который ты не пел никогда, перенимать на себя «фишки» артиста, которые он создает на протяжении всего творческого пути. И ведь нужно это «вживить» в себя на несколько часов и выдать зрителям и жюри. Я буду поддерживать всех наших участников перед выходом на сцену. Они волнуются, даже несмотря на то, что все большие артисты.
Кресла постоянных судей займут старожил шоу и мастер перевоплощений Юрий Стоянов, двукратный победитель шоу, певец Алексей Чумаков и оперная певица Марина Мещерякова. Четвертое место в жюри – для приглашенного судьи: в каждом выпуске шоу он будет меняться. Среди будущих гостей в жюри Игорь Николаев, Лариса Долина, Александр Буйнов, Людмила Артемьева, Валерия, Сергей Лазарев, Наташа Королёва, IOWA и Игорь Саруханов.
Перед каждым соревнующимся и командой профессионалов шоу встанет задача преобразиться настолько, чтобы члены жюри не раздумывая поставили наивысшую оценку и поверили в то, что перед ними поют легенды российской эстрады Людмила Гурченко, Клавдия Шульженко или мировые звезды, к примеру, Адель, Леди Гага или Элвис Пресли. Жюри выставят участникам баллы от 1 до 10, а турнирную таблицу телезрители увидят в конце каждого выпуска. Как и прежде, участники смогут отдать свои 5 дополнительных баллов одному из соперников, которого захотят поддержать. К концу сезона определится один-единственный победитель, который получит звание лучшего мастера перевоплощений, искусно владеющего и голосом, и актерским мастерством.
Эфир в 21.30.
Рецензия на новогодний проект «VK под шубой 3»: Без сценария
2024, «VK Видео».
Оценка: 5 из 10.
Собственный новогодний проект VK вышел уже в третий раз, но говорить о сложившейся традиции пока не приходится. Единственное, с чем авторы определились – так это с музыкальной концепцией: в шоу звучат кавер-версии в дуэтном исполнении артистов разных поколений, так сказать, бумеров и зумеров. В предыдущие два года проект «VK под шубой» имел соответствующий сюжет про конфликт поколений: в 2022 году «пожилые» звёзды пытались поделить с молодыми дом для празднования Нового года (две компании сняли один и тот же особняк, вот смеху-то было); в 2023-м Сергей Бурунов играл маститого телережиссёра Кабачкова, который снимает традиционный «Новогодний огонёк», но ему мешает юная пародия на тиктокеров Даниил Вахрушев. Тут уж с юмором вообще не задалось, так что рецензент «ИнтерМедиа» написал по итогу просмотра: «Получилось настолько… странно, что в следующем году придётся либо отказаться от сюжетного хода, либо от шоу «VK под шубой 3» вообще».
Честно говоря, я думал, что «VK Видео» получше поработает над сценарием третьего выпуска «VK под шубой», но сбылось другое предсказание: от сюжета на сей раз вообще отказались. «VK под шубой 3» идёт меньше часа, и это просто набор музыкальных номеров, перемежаемый новогодними поздравлениями звёзд «ВКонтакте». Кажется, поздравления задумывались как юмористические, но это тоже не получилось. Например, Нурлан Сабуров пообещал зрителям поздравлять их с Новым годом столько времени, сколько будет гореть гигантский бенгальский огонь, так что его речь получилась длинной и нудной. Разве что Гарик Харламов что-то там небезнадёжное пошутил – так что ему доверили аж два поздравления. Но в целом отказ от попытки рассказать историю выглядит как капитуляция VK перед традиционными телевизионными новогодними форматами.
С песнями на сей раз тоже сложилось хуже, чем хотелось бы. Во-первых, их всего 8, во-вторых, они все были опубликованы в течение декабря и не стали новогодним сюрпризом. Концепция дуэтов разных поколений сохранилась, а кроме кавер-версий, в выпуске прозвучали две новинки. Если бы они были хитовыми, мы бы это только приветствовали, но, увы… Что касается старых песен, то удачными перепевками мне показались лишь две – «Метелица» от Юлии Савичевой и Мукки и «Опять метель» от Полины Гагариной и Miravi. Остальное – мягко говоря, на любителя.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Роман Мирошниченко получил две номинации World Entertainment Awards
Гитарист Роман Мирошниченко завоевал две номинации World Entertainment Awards — одного из главных событий, посвященных признанию достижений в мировой индустрии развлечений. Церемония вручения премии World Entertainment Awards (WEA) состоится 31 января 2025 года в Голливуде (Лос-Анджелес).
Мирошниченко номинирован в категориях «Best Instrumental Album» (Non Pop, Non Classical) за новый альбом «Almanac» и «Best Jazz Solo Performance» за авторскую композицию «Flying Dragon».
«ИнтерМедиа» напоминает, что альбом «Almanac» (2024) уже стал лауреатом Global Music Awards в категории «Best World Music Album».