Игорь Кемпер, сын Клавдии Шульженко: «Мама обвинила Фурцеву в плохом воспитании»
О КОНЦЕРТАХ КЛАВДИИ ШУЛЬЖЕНКО НА ФРОНТЕ
— Мама была мужественной женщиной и большой патриоткой. Каждое ее выступление на переднем крае можно назвать подвигом. В сопровождении джаз-оркестра она выступала в землянках, блиндажах. К счастью, судьба ее в годы войны хранила. Но и ее песни спасли жизнь не одному человеку. Однажды в 1946 году после концерта в Одесском летнем театре мама получила корзину цветов. А в ней — записка от летчика-бомбардировщика. Он рассказал, как, возвращаясь с боевого задания, был подбит фашистами и мечтал только об одном — дотянуть до своих. Неожиданно по радио услышал песню «Мама» — ее пела Клавдия Шульженко. Летчик почувствовал невероятный прилив сил, пересек линию фронта и добрался до наших.
А вторую историю поведала маме воспитательница детского сада. С малышами она попала в окружение. Спрятались в укрытии. Ночью, пробираясь с детьми к своим, женщина потеряла ориентир. Куда идти, чтобы снова не оказаться в логове врага? Спасением стала доносящаяся из окопов знаменитая песня «Синий платочек». Двадцать детишек таким образом были спасены.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО ШУЛЬЖЕНКО ПЕЛА ПЕРЕД БОЙЦАМИ В КОНЦЕРТНЫХ ПЛАТЬЯХ?
— Это не легенды. Поначалу пела в гимнастерке. Но однажды адмирал флота, с которым мама разговорилась на вручении наград героям, сказал ей, что от военной формы у бойцов уже в глазах рябит. Фронтовикам хочется видеть женщину в платье — это напоминало бы им о мирной жизни, о семье. Мама прислушалась к его словам.
ВСПОМИНАЛА ЛИ МАМА О ВОЙНЕ?
— Нет, это тяжело было. Война принесла смерть в дома многих близких маме людей, коллег. В 1942 году умер мой дед. Вспоминать пережитое без слез было невозможно.
О ПОСЛЕВОЕННОЙ ЖИЗНИ
— На нехватку денег мама никогда не жаловалась. Много работала. На основное хватало. При этом всегда говорила: «Я работаю на рынок». Там покупала практически все продукты. Мама любила первую клубнику, домашний творог, сметану, молодую картошку, телятину, а это все было недешево. Кроме того, всем этим она угощала музыкантов, которые репетировали у нас дома, композиторов, поэтов. Была очень щедрым человеком.
Любила конфеты «трюфель», чернослив в шоколаде, который был тогда в дефиците. С гастролей в Ленинграде привозила килограмма два этого лакомства. Чернослив в шоколаде там производился, но в свободной продаже его не было — приходилось доставать.
КАК ШУЛЬЖЕНКО ПОДДЕРЖИВАЛА ФОРМУ?
— Каждое утро мама по часу занималась гимнастикой! Благодаря этому без труда делала свой знаменитый поклон с касанием рукой пола. Зрителям очень нравился такой жест, свидетельствующий о глубоком уважении. Как-то, общаясь с мамой, его попробовала повторить Алла Пугачева, но призналась, что у нее так не получается, хотя она намного моложе. Клавдия Ивановна пояснила, что поклон этот — результат многолетних ежедневных тренировок.
О КОНФЛИКТЕ С ЕКАТЕРИНОЙ ФУРЦЕВОЙ
— Да, пенсия, назначенная министром культуры Фурцевой, была самая маленькая, которую можно только было дать артистке такого ранга, — 170 рублей. Очень мало, если учесть то, что певице нужно шить концертные наряды, а стоили они недешево, и прочие расходы. Со стороны Фурцевой это была месть.
Как-то мама попросила Екатерину Алексеевну принять ее у себя в министерстве. Нужно было решить вопрос о зарплате музыкантов ансамбля «Рапсодия», с которым Клавдия Ивановна работала. Фурцева назначила встречу. Мама приехала, а министра… нет, уехала на совещание. Клавдия Ивановна ждала час, полтора… Секретарь говорила: «Екатерина Алексеевна просила подождать, она скоро приедет». Прошло два часа, а Фурцевой все не было.
Мама встала и ушла со словами: «Скажите своей начальнице, что она плохо воспитана». После этого на правительственных концертах, когда объявляли мамин выход, Фурцева вставала… и уходила.
О ЛЮБИМЫХ ДУХАХ МАМЫ
— Парфюмерию мама признавала только французскую. Дело в том, что отец ее в дореволюционное время коллекционировал французские духи и швейцарские часы. Он неплохо зарабатывал — мог себе позволить. Аромат тех, что были в его коллекции, конечно, по стойкости не сравнить с ароматами нынешних духов. Помню, как пахли мамины вещи в шкафу. К слову, во время войны мама, когда шла в бомбоубежище, всегда брала с собой несессер с косметикой и французскими духами. О том, что она ценительница изысканных ароматов, как-то узнала Алла Пугачева и не раз дарила маме французские духи.
О ЛЮБИМЫХ ЦВЕТАХ МАМЫ
— Нарциссы и розы, конечно. Цветов, действительно, дарили много. После юбилейного концерта Клавдии Ивановне под букеты выделили целый микроавтобус. А из комнатных растений она предпочитала цикламены. На рояле они стояли всегда в кашпо — белые, розовые, красные…
СКОЛЬКО БРАКОВ БЫЛО У КЛАВДИИ ШУЛЬЖЕНКО?
— Официальный — один, с моим отцом Владимиром Коралли. Будучи известным куплетистом, он ехал на гастроли. Познакомился с мамой в поезде. Вспыхнула большая романтическая любовь. Вместе прожили больше двадцати лет. А в разводе сыграли роль «доброжелатели». Ей наговаривали на него, ему — на нее. Долгое время родители не общались. Возобновили общение после маминого юбилейного концерта, посвященного ее семидесятилетию. После развода с отцом у мамы был еще один брак — гражданский. С фронтовым кинооператором Григорием Епифановым, который был младше мамы на 12 лет, она тоже потом рассорилась. Как и с отцом, примирилась после юбилейного концерта.
О ЛЮБИМЫХ ПЕСНЯХ
— Естественно, «Мама». Ну и, конечно, «Синий платочек» — эпохальная песня Великой Отечественной войны, «В вагоне поезда», «Вальс о вальсе»…
(Ольга Сметанская, «Факты», 14.06.14)
Рецензия на сингл Славы Скрипки «Бобр»: Крутые бобры
2024, М2.
Оценка: 8 из 10.
Вообще-то песня про бобра вышла ещё летом прошлого года, но тогда её мало кто заметил. Покорение чартов «Бобр» начал в новогодние праздники – после того, как завирусился в тиктоке. На первый взгляд, это очередная песня-мем – в то же время, как говорится, «есть в ней нечто подлинное». Недаром самая очевидная рифма к слову «бобры» - «добры».
Исполнитель песни Slava Skripka (как трогательно написало одно издание, его настоящее имя – Вячеслав Скрипка) занимается музыкой в основном по ночам, а днём он работает на мебельной фабрике в Ростовской области. Со своим соавтором Андреем Поповым они взаимодействуют дистанционно: тот живёт в Ставропольском крае. Попов стал автором музыки к «Бобру», а Скрипка сразу придумал на мелодию фразу «сидим с бобром за столом вдвоём, на ужин готовим полено». После этого соавторы долго ржали, а потом начали докручивать этот перспективный сюжет.
Естественно, они держали в голове потенциальную меметичность произведения: так в нём появилась цитата из польского мема «бобр курва», а в снятом на природе клипе – отсылки к поговоркам про бобра и культовому фильму «Бобёр» с Мэлом Гибсоном. Сыграло свою роль и то, что к бобру можно придумать кучу замечательных рифм, однако Слава в тексте очень грамотно выдержал баланс между абсурдом и реальностью. Дружба человека с бобром означает, что на ужин они оба будут есть полено (и пить алкоголь), обсуждать, зачем «между нами плотина», а потом человек отнесёт бобра к нему домой. По дороге в лесу они будут петь хиты Алсу – наконец-то и эта рифма пригодилась (кстати, в одной из версий «Бобра» звучит фрагмент песни «Зимний сон»). А потом бобр поделится с другом своим добром (ведь у него добра четыре ведра).
При всей дикости этого сюжета он нигде не выходит за рамки милоты и здравого смысла: смею предположить, что в этом и заключается главный секрет успеха «Бобра».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Альбом покойного Мака Миллера вышел через 10 лет после того, как был записан
Релиз посмертного альбома Мака Миллера «Balloonerism» состоялся 17 января 2025 года накануне его дня рождения: 19 января питтсбургскому рэперу могло бы исполниться 33 года, если бы он не скончался 7 сентября 2016-го в возрасте 26 лет от случайной передозировки.
В пластинку, слухи о которой ходили среди фанатов много лет, вошли 14 треков. Альбом демонстрирует экспериментальную сторону Миллера, смесь нео-соула и элементов джаза. Он включает такие композиции, как «5 Dollar Pony Rides», «Friendly Hallucinations», «Mrs. Deborah Downer», «Stoned», «Manakins» и «Rick’s Piano», а также совместные работы с Thundercat, SZA и Ashley All Day.
«Balloonerism» был записан в 2014 году, в плодотворный период для Миллера, когда он также работал над альбомом «Faces». В результате материал был отложен в пользу других релизов. После распространения утекших песен в сети официальный релиз пластинки был анонсирован трейлером на ноябрьском фестивале Camp Flog Gnaw.
Накануне выход альбома был представлен и анимационный короткометражный фильм «Balloonerism», основанный на текстах и музыке Миллера и снятый Сэмюэлем Джеромом Мейсоном. Он «рассказывает о группе школьных друзей, которые преображаются музыкой аккордового органа и отправляются в мир теней», говорится в синопсисе фильма. «Поглощенные черепахой времени, они должны пробираться через недра взрослой жизни». Фильм был выпущен 15 января в США и 16-го – в остальном мире на видеосервисе Amazon Prime Video и в избранных кинотеатрах.
«Мелодия» выпустила альбом к юбилею Валентина Берлинского
«Фирма Мелодия» в честь 100-летия со дня рождения виолончелиста Валентина Берлинского издала альбом камерной музыки в исполнении Квартета имени Бородина. Запись 1960, 1964 и 1988 годов впервые выпущены в цифровом виде. На альбоме представлена музыка Шуберта, Тактакишвили и Бориса Чайковского, сыгранная Квартетом им. Бородина: Валентин Берлинский (виолончель), Дмитрий Башкиров (фортепиано), Борис Чайковский (фортепиано), Николай Дмитриенко (контрабас),
19 января 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Валентина Берлинского — выдающегося советского виолончелиста, основателя и бессменного руководителя одного из самых известных камерных ансамблей прошлого столетия — Квартета имени Бородина.
Вся жизнь Валентина Берлинского была связана со струнными инструментами и с камерными музыкальными коллективами. С детства он был окружен музыкой, вырос в музыкальной семье — его отец играл в Квартете братьев Берлинских, а мать была пианисткой и певицей. В 19 лет, еще студентом Московской консерватории, Валентин Берлинский стал участником струнного квартета, который впоследствии вошел в Московскую филармонию. А в год своего 10-летия ансамбль обрел имя, под которым работает до сих пор — Квартет имени Бородина. Ему Валентин Александрович Берлинский отдал более 60 лет, став единственным участником, который служил в нем с первых дней и до конца своей жизни. Помимо Квартета имени Бородина Валентин Берлинский часто помогал организовывать и обучать другие ансамбли по всей России и за ее пределами. Можно сказать, что Валентин Александрович практически создал советскую квартетную школу — были и другие музыканты и педагоги, которые занимались струнными квартетами, но именно Валентин Берлинский поднял такой тип камерного музицирования в Советском Союзе на высочайший уровень. Валентин Александрович также является создателем Международного конкурса струнных квартетов имени Дмитрия Шостаковича, Международного фестиваля искусств имени Андрея Сахарова и многих других музыкальных проектов.
Во многом профессиональные взгляды Берлинского и репертуарная стратегия бородинцев, как ласково называли квартет, были едины. Это стремление работать с популярными сочинениями для струнных тонко и вдумчиво, возвращать подлинный интерес к ним. В то же время коллектив активно сотрудничал с советскими композиторами-современниками, музыкантами, инструменталистами и знакомил аудиторию с новой музыкой.
Альбом к 100-летию виолончелиста отражает обе эти тенденции. Первая композиция — квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, соч. 114, Франца Шуберта. Это знаменитое произведение, известное под названием «Форель», появилось как сочинение для домашнего музицирования. В течение всей своей творческой жизни Валентин Берлинский играл это произведение со многими известными музыкантами — Святославом Рихтером, Марией Юдиной, Львом Обориным и многими другими. Впервые Валентин Берлинский записал квинтет в 1960 году вместе с пианистом Дмитрием Башкировым, скрипачом Ростиславом Дубинским, альтистом Дмитрием Шебалиным и контрабасистом Николаем Дмитриенко.
В квинтете ярко передается звукоподражание природе, которое часто использовали композиторы-романтики. Это же стало главным мотивом творчества грузинского композитора Отара Тактакишвили. Его Квартет до минор Валентин Александрович записал вместе с Квартетом имени Бородина в Тбилиси в 1988 году. Отар Тактакишвили был близким другом Квартета имени Бородина и Валентина Берлинского в частности.
Валентин Берлинский и бородинцы активно работали с современной академической музыкой. К их профессиональному мнению прислушивался Дмитрий Шостакович, чьи пьесы Квартет часто исполнял. А для композитора Бориса Чайковского Квартет имени Бородина стал постоянным соратником — музыканты часто становились первыми исполнителями его сочинений. В юбилейный альбом вошел Квинтет Бориса Чайковского, который бородинцы исполнили вместе с автором за фортепиано. Запись 1964 года последовала за первым исполнением 1962 года, которое прошло в том же составе.