Максим Венгеров: «За полчаса можно ребенка либо воодушевить, либо одним или двумя словами совершенно убить в нем желание заниматься музыкой»
ОБ ИСПОЛНЕНИИ «ШЕХЕРЕЗАДЫ» В КАЧЕСТВЕ СКРИПАЧА И ДИРИЖЕРА
— Да. Это уникальное сочинение, в котором я смогу предстать сразу в двух ипостасях: как скрипач и дирижер. Почти никто в таком виде не исполняет это произведение: я читал, что однажды это сделал Эжен Изаи. Для публики это своего рода серьезное музыкально-классическое шоу.
О ЮРИИ СИМОНОВЕ
— Меня с ним связывает многолетнее сотрудничество: играл с ним в первый раз в Италии, когда мне было 13 лет. К тому выступлению я должен был выучить скрипичный концерт Прокофьева за три дня, в поезде. Когда приехал в Италию, хорошо знал свою партию, но, к сожалению, не знал место, где должен вступать. Юрий Иванович по-отечески ко мне отнесся. Сказал: «Ты на меня смотри». В итоге всё удалось. Мне очень повезло с маэстро.
Видимо, так распорядилась судьба, что дирижированию я должен был учиться именно у него. Он не только феноменальный музыкант, знающий лучшие традиции, но и яркий представитель двух школ дирижирования: русской и немецкой. Его учителем был Николай Семенович Рабинович, который был творческим праправнуком легендарного австрийского дирижера Феликса Мотля.
С Юрием Симоновым я встречался не только в институте, но и в Будапеште, в Лондоне — везде, где наши графики пересекались. Я не раз играл с оркестром под его руководством. Наши отношения более чем 20-летней давности, теплые и дружеские.
БУДЕТ ЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ДИРИЖЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
— Хочу еще поучиться у Юрия Ивановича. К настоящему времени я освоил достаточно большой симфонический и оперный репертуар. Но знания, которыми обладает Симонов, — это просто бездна. Поэтому планирую поступить в аспирантуру. Дирижер — профессия всей жизни, поэтому торопиться здесь не нужно.
О МАСТЕР-КЛАССАХ
— Педагог — одна из ответственнейших профессий. Когда ты солист или дирижер, максимум, что случится после неудачного концерта, — тебя больше не пригласят выступать. Когда мы имеем дело с молодыми исполнителями и особенно с детьми, то берем на себя ответственность за развитие молодого музыканта. Полчаса, что длится мастер-класс, довольно большой период времени, за который можно ребенка либо воодушевить, либо одним или двумя словами совершенно убить в нем желание заниматься музыкой.
Я был свидетелями и таких мастер-классов, и из них вывел для себя, что должны быть сказаны правильные слова. Очень важна психология. За первые три минуты видно, что нужно сказать или как нужно показать, или нужно ли вообще показывать.
Конечно, Россия славится своими профессорами-музыкантами. Весь мир рукоплещет нам и восторгается нашей школой, в частности, скрипичной. Я сам выходец из лучшей скрипичной школы профессора Захара Брона. И этот мастер-класс — продолжение традиций. Мне радостно будет побывать в ЦМШ, где я учился 3,5 года. Очень жду этого момента.
ПЛАНИРУЕТ ЛИ ВОЗГЛАВИТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ ОРКЕСТР?
— Сейчас у меня нет своего оркестра: поступают предложения, но я отказываюсь из-за концертного графика, у меня 70–80 концертов в год. Часто я совмещаю две профессии: в первом отделении играю как скрипач большой концерт с дирижером. Во втором дирижирую симфонией. Уже есть коллектив, с которым я постоянно сотрудничаю, — Оксфордский филармонический оркестр. С ним я записал свой первый диск как дирижер и скрипач — концерт Брамса и «Шотландскую симфонию» Мендельсона. В следующем сезоне у меня с этим оркестром будет интересная программа: первая версия скрипичного концерта Сибелиуса и «Фантастическая» симфония Берлиоза. Потом, возможно, Девятая симфония Брукнера. Он один из моих любимейших композиторов. Симфонии Малера хотел бы исполнить, а также симфонии Шостаковича, которыми дирижировал прославленный Ростропович, мой учитель. Общение с ним стало для меня одним из поводов взяться за дирижерскую палочку.
О ПОЛИТИКЕ
— Музыка вне политики. Я не отстаиваю никаких политических взглядов. Я счастлив, что занят только скрипкой, дирижированием, преподаванием. Но я уважаю мнение людей, считающих, что с помощью музыки можно отстаивать политические взгляды.
О 40-ЛЕТИИ
— Я не люблю справлять свои дни рождения. Больше люблю отмечать юбилеи композиторов. В следующем году — 150-летие Яна Сибелиуса и Карла Нильсена. Вот это даты, это юбилеи (смеется). Но у меня всё же будет на 40-летие сольный концерт в Швейцарии на берегу озера.
О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
— Самое главное то, что я женился, у меня родились две девочки. Дети — будущее, мое и моей супруги. Я думаю об их музыкальном развитии. В наш прагматичное и проблематичное время музыка — отдушина. Для детей огромное счастье знать, что такое музыка. Такое счастье выпало мне, поскольку я родился в музыкальной семье. Я хотел бы им это передать.
Что касается остальных сфер жизни — я чувствую себя не в середине, а даже ближе к началу своего развития. Есть большие планы, остается надеяться, что Бог даст годы, чтобы их реализовать.
(Ольга Завьялова, «Известия», 19.06.14)
Умер композитор Павел Карманов
Российский композитор Павел Карманов скончался 24 ноября 2024 года в возрасте 54 лет. О его смерти сообщил в соцсетях журнал «Музыкальная жизнь». Причина пока не известна.
Павел родился 12 февраля 1970 года в Братске Иркутской области в семье музыкантов. С пяти лет посещал музыкальную школу в Новосибирске и начал сочинять музыку. После того, как его детские сочинения высоко оценил композитор и педагог Дмитрий Кабалевский, семья переехала в Москву. В 1988 году Карманов окончил Центральную музыкальную школу, в 1995-м – Московскую консерваторию.
С 1996 года Павел Карманов - член Союза московских композиторов, писал музыку в самых разных стилях: авангард, минимализм, импрессионизм, духовная музыка. Среди самых известных его произведений – «Форелевый квинтет», «Второй снег на стадионе», "Different Rains", «Рождественский вертеп Павла Карманова». В 2013 году выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в постановке режиссёра Юрия Любимова.
Он постоянно принимал участие в различных музыкальных фестивалях, его сочинения исполняются в концертных залах Москвы и городов мира. Сотрудничал с такими музыкантами как Алексей Любимов, Юрий Башмет, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Московский ансамбль современной музыки и др. С 2000 года Павел Карманов был участником московской рок-группы «Вежливый отказ», с которой выступал в качестве пианиста и флейтиста.
Являлся автором музыки ко многим художественным и документальным фильмам, а также к рекламным роликам. В их числе «Место под солнцем» Али Хмараева, «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина, «Большой» Валерия Тодоровского, а также мультфильмы Ивана Максимова.
В середине 1990-х Павел Карманов сотрудничал с агентством «ИнтерМедиа» в качестве корреспондента. Мы выражаем соболезнования его родным и близким.
Ким Уайлд отправилась на ночном поезде в клипе на песню из нового альбома
Премьера сингла и клипа Ким Уайлд «Midnight Train» состоялась 22 ноября 2024 года. В видео, снятом режиссером Шоном Джеем Винсентом, британская певица едет в поезде, где ее окружают довольно странные личности.
Песня «Midnight Train», как и вышедший в августе сингл «Trail Of Destruction», войдет в новый альбом Ким «Closer», релиз которого состоится 31 января 2025 года. Пластинка станет первой студийной работой 64-летней певицы за шесть с лишним лет, прошедших с выхода ее последнего альбома «Here Comes The Aliens», релиз которого состоялся в марте 2018 года.
Ники Минаж отпраздновала 10-летие «The Pinkprint»
Ники Минаж выпустила 22 ноября 2024 года расширенную версию своего альбома «The Pinkprint» к его 10-летию. В пластинку вошли 27 треков, как хиты «Pills n Potions», «Anaconda», «Only», «Bed Of Lies», «Truffle Butter» и «The Night Is Still Young», так и новые треки. К ним относятся дуэт «Turn Ya Cap Back» со Swae Lee, «It’s Ok» с участием Дэвида Гетты и Davido, а также песня под названием «Arctic Tundra», в которой участвует покойный американский рэпер Juice WRLD.
Песня была слита в сеть еще в 2019 году, однако в официальный релиз она включена впервые. Juice WRLD скончался от случайной передозировки наркотиков в возрасте 21 года в декабре того же года. Сингл станет частью его посмертного альбома «The Party Never Ends», который готовится к выпуску 29 ноября.