В усадьбе Рахманинова ждут столпотворения
На закрытии Первого международного фестиваля имени Рахманинова сыграют вместе Михаил Плетнев, Николай Луганский и Российский национальный оркестр. Субботним вечером 21 июня 2014 года на пленэре зазвучат опусы Сергея Васильевича, написанные здесь чуть более столетия назад: Третий фортепианный концерт и Вторая симфония.
- Трудно представить, как много людей приедет к нам в последний день форума, - сообщил корреспонденту InterMedia директор музея-усадьбы Рахманинова Александр Ермаков. – Михаил Васильевич и Николай Львович - почетные граждане Ивановки, которых все знают и не могут не прийти послушать.
Обязательным к посещению концерт-открытие посчитали для себя жители 27 регионов России.
- Особенно много было москвичей, петербуржцев и екатеринбуржцев, - рассказал Александр Ермаков по завершении первого дня фестиваля. - К нам специально приехали слушатели из Астрахани, Пензы, Тамбова, Саратова и Воронежа. Приятно было видеть гостей из Германии, которые любят музыку Рахманинова, ценят творчество Михаила Плетнева и Российского национального оркестра.
На второй вечер имение Уваровского района посетили меломаны тамбовской, саратовской и воронежской областей.
- Если честно, то я не знаю, как они добрались сюда, - признался скрипач Алексей Бруни до начала концерта. - 140 км от Тамбова, потом — обратно, инфраструктуры нет, остановиться негде. И все же люди как-то приехали, чтобы послушать выступление. - это одновременно и трогательно, и приятно для всех нас.
Публика Ивановки на редкость образованна в сравнении со столичной. До концерта спрашивают, на рояле какой фирмы играет музыкант. Обсуждают великие исполнения произведений, которые сыграют для них, себя и композитора через какие-то мгновения. Среди завсегдатаев вечерних клавирабендов - любители прекрасного очень разных возрастов. Отрадно, что много родителей с маленькими детьми, которые приводят своих чад "для приобщения" и "общего развития".
Сверхпопулярность форума имени Рахманинова объяснима, с одной стороны, запредельной планкой исполнительства. Из-за нее попасть на рециталы под управлением Плетнева трудно даже в хлебосольной матушке-Москве. С другой же - добротностью организации. "Это главное музыкальное событие Года культуры", - подчеркнул в беседе с корреспондентом InterMedia глава администрации Тамбовской области Сергей Чеботарев.
Видимо, поэтому фестиваль Рахманинова уже который день минует пасмурная погода. По всей округе идут ливни, в Ивановке солнечно. Прохладно бывает только по вечерам. Кроме удовольствия от музыки и наслаждения природой - он оказывается еще и финансово полезным: денежные вливания от концертов ускорят реставрационные работы в музее-усадьбе, где после тотального разрушения в Гражданскую войну воссоздано лишь четверть того, что когда-то видел Рахманинов.
Большая часть вырученных средств пойдет на сооружение памятника отцу композитора - Василию Аркадьевичу. Вне зависимости от финансовых результатов Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко планирует "поддержать инициативу музея–усадьбы по выявлению и поддержке музыкально одаренных детей из сельской местности". А "для развития концертной деятельности при поддержке пианиста Николая Луганского принял решение приобрести для музея рояль Steinway&Sons", как сообщила агентству InterMedia директор благотворительной организации Мария Морозова. Рояль должен появиться в музее-усадьбе уже в конце лета этого года.
Имение в Ивановке принадлежало мужу родной тетки Рахманинова - Александру Александровичу Сатину. Здесь в течение 28 лет будущий композитор проводил несколько теплых месяцев в году. Здесь родились обе его дочери. Были задуманы, созданы и доработаны лучшие произведения. Во время Гражданской войны усадьба была полностью разобрана и разграблена. Спустя полвека началось восстановление. Сейчас из двадцати четырех строений воссоздано шесть.
Анна Ефанова, InterMedia
Подведены итоги III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура»
Гала-концерт победителей и спецпризеров III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» состоялся 26 ноября 2024 года в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В начале торжественного вечера начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков зачитал приветствие Президента РФ Владимира Путина лауреатам конкурса «Партитура»:
- Отрадно, что для участия в нынешнем конкурсе было подано впечатляющее количество заявок. Это убедительно свидетельствует о том, что проект состоялся, завоевал авторитет и широкое признание. И сегодня – продолжает развиваться, вовлекает в свою орбиту одаренную молодежь, раскрывает для нее новые творческие горизонты. Помогает начинающим композиторам найти свой путь в ярком, необъятном пространстве современной российской культуры.
По своему масштабу конкурс «Партитура» не имеет аналогов: в этом году в восьми номинациях было прислано 1094 работы из 101 города. Свои произведения прислали композиторы Урала, Сибири, Приморья, Поволжья, Забайкалья, Татарстана, Башкирии, Якутии, Карелии, Луганской и Донецкой народных республик, Крыма. Впервые за годы существования конкурса к участию были допущены композиторы из Казахстана, Белоруссии и Абхазии.
Победителями «Партитуры» 2024 года стали Олеся Бердникова («Киномузыка»), Алексей Попков («Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл»), София Круглова («Симфоническое произведение малой формы»), Артем Ромоданов («Симфоническое произведение крупной формы»), Константин Борисов («Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром»), Ильяс Камалов («Опера»), Артем Гаркавцев («Балетная музыка») и Алексей Чернаков («Хоровая музыка»).
На гала-концерте их музыку исполнили Московский Государственный академический симфонический оркестр (художественный руководитель Иван Никифорчин) и Камерный хор Московской консерватории. А за дирижерский пульт по очереди вышли: профессор Московской консерватории, заслуженный артист Республики Абхазия Александр
Соловьев, народный артист Кабардино-Балкарской Республики Михаил Голиков; заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий; заслуженный артист РФ Сергей Кондрашев; заслуженный артист РФ Алексей Ходорченков; а также приглашенный дирижер Мариинского театра Николай Хондзинский.
Победители конкурса получили денежные призы. Кроме того, их музыка прозвучит на радио классической и музыки «Орфей», а партитуры будут размещены на электронной платформе нотного архива «Орфей» для всеобщего доступа.
Перед гала-концертом и награждением победителей в «Геликон-опере» секретами мастерства с конкурсантами поделились выдающиеся композиторы Александр Зацепин и Алексей Рыбников. Также в рамках уникальной образовательной программы состоялась панельная дискуссия, где обсуждались вопросы развития композиторского дела, востребованность молодых авторов и возможности их реализации. В ней приняли участие министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова, генеральный директор-художественный руководитель Телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова, советник Управления Президента РФ по общественным проектам, композитор Пётр Корягин, генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко и музыкальный критик, пианист Дмитрий Онищенко.
Конкурс «Партитура» проводится Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) совместно с Российским государственным музыкальным телерадиоцентром «Орфей» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Генеральный партнер – Русское музыкальное общество.
Альбом «Мой город» Натальи Чайковской – обладатель премии «Все цвета джаза»
Церемония вручения X ежегодной музыкальной премии Радио Jazz «Все цвета джаза» состоялась 26 ноября 2024 года в зале Omega Rooftop на крыше универмага «Цветной». Победителем в номинации «Релиз года» стала композитор Наталья Чайковская, получившая награду из рук певицы, народной артистки России Ларисы Долиной. Премией отмечен альбом Натальи Чайковской и Сергея Жилина «Мой город», выпущенный в марте 2024 года. В альбом вошли джазовые интерпретации известных композиций Натальи Чайковской в исполнении пианиста Сергея Жилина и оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз».
Выбор лауреатов премии проходил в несколько этапов. Сначала редакция радиостанции собрала заявки на соискание премии, затем радиослушатели в открытом голосовании помогли отобрать лучших исполнителей. Тройки финалистов определило жюри: Игорь Бутман, Лариса Долина, Теона Контридзе, Александр Панайотов и другие эксперты.
О превращении Мадонны из танцовщицы в поп-икону снимут документальный фильм
Новый документальный фильм о Мадонне запустила в производство телекомпания Sky. Как сообщает Deadline, лента под названием «Becoming Madonna» покажет новую сторону певицы, начиная с ее карьеры профессиональной танцовщицы в конце 70-х и заканчивая 1992 годом, когда она менялась на протяжении десятилетий.
- Когда Мадонна приехала в Нью-Йорк из Мичигана с мечтой стать профессиональной танцовщицей, это было началом невероятного путешествия, - сообщается в пресс-релиз. - Этот фильм описывает период 1978-1992 годов, когда Мадонна кардинально преобразилась из неуверенной в себе 19-летней аутсайдерши в самую противоречивую поп-звезду в мире, с ошеломляющей публикацией ее эротической фотокниги «Sex». Это были пьянящие годы, в течение которых Мадонна достигла зрелости как личность и бескомпромиссный артист. Благодаря ее яростным конфликтам с консервативным истеблишментом в 80-х и 90-х годах фильм мощно вызывает в памяти время, когда традиционные взгляды на сексуальность и гендерные роли подвергались смелому сомнению, а Мадонна всегда была в авангарде. Ранее не публиковавшийся архив проливает новый свет на личные трагедии, которые подпитывали стремление Мадонны, переосмысливая раннюю смерть ее матери, а также смерти ее учителя танцев Кристофера Флинна и близкого друга Мартина Бергойна, которые оба умерли во время эпидемии СПИДа в 1980-х годах. Благодаря их историям мы видим Мадонну в новом свете: умнее, радикальнее и уязвимее, чем кто-либо в то время считал ее таковой.
По словам продюсеров, лента будет включать редкие видео, неопубликованные фотографии и очень личные интервью с семьей, друзьями и коллегами, некоторые из которых никогда раньше не общались с прессой.
«ИнтерМедиа» напоминает, что уже несколько лет Мадонна работает над игровым автобиографическим фильмом. В ноябре стало известно, что певица ищет достойное финансирование для проекта и рассматривает возможность превращения его в сериал.