Константин Райкин: «Запрет мата — это война с зеркалами»

ПОЧЕМУ АРТИСТЫ КИНО НЕ ВСЕГДА МОГУТ ИГРАТЬ В ТЕАТРЕ?
- Я убежден, что дом артиста - это театр. Кино, при всем моем обожании этого вида искусства, все-таки второе по значимости дело для драматического актера. Театр — это кузница мастерства. Кино и телевидение — это кузница популярности, успеха и денег. В кино артист делает то, чему он уже обучен в театральной среде. Конечно, кино тоже требует очень большого профессионализма. Но в театре в артисте все начала и концы. А в кино есть монтаж, там можно сделать переозвучание… Ну невозможно же себе представить, что во время зарубежных гастролей актера, играющего на сцене, озвучивал бы другой артист, владеющий местным языком. В кино это происходит всегда. Есть в этом какое-то попрание достоинства актерской профессии. Почему кто-то, пусть даже очень хороший, но другой, должен вставлять в твой священный ротик свой гадкий голосок? Тогда пусть и за ножки, и за ручки кто-то другой отвечает. А как озвучивать после съемок самого себя? Я же всем своим существом играю роль, а не отдельно телом, а потом языком…
Конечно, я сейчас говорю очень агрессивные и обидные вещи. Есть и гениальные работы в кино. Но с точки зрения актерского дела, кино — это искусство обмана. Это замечательный, но полустанок. Он может решить твою судьбу и обеспечить тебя на всю жизнь, но это другой вид искусства. Поэтому киноартисты зачастую не могут работать в театре. И наоборот, из театра в кино — огромнейшая река.
О МЕТОДАХ РАБОТЫ НИКИТЫ МИХАЛКОВА
- Он не просто редкий, он уникальный режиссер. Не зря у него первое практически полное образование — театральное. Роли для кино со своими артистами он репетирует, как для спектакля. Когда я снимался в его фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», то всю свою роль с ним срепетировал на ковре Ленфильма. Мы вообще весь фильм могли сыграть, как спектакль. Михалков и сейчас так работает. Это небывалый случай работы с актером в кино, но к этому лучше не привыкать, потому что это божественное черт знает что!
ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭМОЦИЯМИ?
- Театральная актерская профессия очень связана с понятиями «характер» и «воля». Это в буквальном смысле слова мужественная, спартанская профессия. Как для девочек, так и для мальчиков. Эмоции — твой материал, здесь надо уметь ими владеть. Не люблю артистов, которые три спектакля заваливают, а четвертый играют гениально. Люблю, когда все четыре хорошо. Как ухватить момент, когда тебя Бог поцелует в макушку? Профессиональный артист умеет дать пендель эмоции, если она не приходит. Эмоция очень ревнива. Если ты ей покажешь, что ты можешь обойтись без ее прямого участия, она тут же придет. Она как женщина с противным характером, которая все время уходит, но моментально возвращается, если видит, что ты справляешься без нее. Человек — цельное существо. Если точно изобразить, что надо, — эмоция к содержанию изнутри подтянется. В театре с эмоцией надо обращаться немного жестко.
О НАБЛЮДЕНИЯХ ЗА ПУБЛИКОЙ
- Если хорошо идет спектакль, то интересно подсматривать за зрителями. Когда в зале еще горит свет, то зритель пока помнит себя. Причем это в основном мужчин касается: они умеют владеть собой, женщины как-то непосредственнее. Если сильный спектакль, то люди забывают себя, у них растопыриваются лица и круглеют глаза. Это божественный процесс. Но когда свет зажигается, все снова вспоминают себя: начинают казаться умными, что-то формулировать, обсуждать.
Оскар Уайльд про зрителей очень точно говорил: «Чувства людей гораздо интереснее их мыслей». Самый верный признак для артиста — это как зал реагирует: дышит или не дышит. Бывает тишина пустого зала — это нуль. А бывает меньше нуля, тише тихого: когда туго набитый зал в абсолютном внимании — в эту всасывающую тишину, вакуум, артистов может даже засосать. Любая жизнь в зале — кашель, шуршание, чихание - это свидетельство невнимания, когда не очень интересно.
О ЗАПРЕТЕ МАТА
- Сейчас я ставлю пьесу Мартина Макдонаха (речь о пьесе «Однорукий из Спокана», премьера которой состоится уже этой осенью, в октябре. — Прим. ред.). Сегодня я считаю его лучшим из тех, кто пишет пьесы. Под несколькими сценами МакДонаха подпишется Федор Достоевский, потому что Мартину удается показывать модель мира, чернухой это не назовешь: там столько боли, юмора, мрачности… Он жесткий автор, и язык у него жесткий. А как в реальном мире без нецензурщины?
Запрет мата — это война с зеркалами: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Народ разговаривает на матерном языке. Это, безусловно, плохо. Но так есть. Искусство — это отражение жизни, а не плакат по образцовому поведению. Нужно бороться с тем, как жизнь устроена, а не с тем, как она отражается. Как документальное кино теперь снимать? Как про жизнь народа, интеллигенции, солдата снимать? Тогда «Ричарда III» Шекспира тоже нельзя ставить: все начнут убивать друг друга.
Запрет мата, запрет некоторых музыкальных инструментов — эту «книжку» я уже когда-то читал. Еще срамные места можно прикрывать: надеть трусы на Аполлона, лифчик на Венеру...
О ПОЛЬЗЕ ПОРАЖЕНИЙ
- Я считаю, что каждый мужчина в жизни обязательно должен получить по морде и услышать «нет» от женщины. Мужчину, не испытавшего это, я вижу сразу: у него необъемное представление о жизни, он видит ее не в 3D.
Горечь поражения в жизни нужно испытать обязательно. И артисту провал тоже нужно испытать, чтобы бояться этого. Некоторые критики спрашивали меня, не хотел бы я иметь провал, который бы вошел потом в историю театра? Да упаси Господи! Я неуспеха боюсь больше смерти. Когда ты высказываешься о том, что тебя сейчас очень волнует, а кто-то встает в зале и уходит, — это ужасно. Когда ты высказываешься, а тебя не слышат, потому что не интересно - для меня это самое страшное, что может быть в жизни. Лучше умереть.
О БЕСКОНЕЧНОСТИ АКТЕРСКОГО ПУТИ
- Профессия актера, как и вообще работа в искусстве — это непознаваемая дорога без конца: ты двигаешься к горизонту, а он от тебя ровно на столько же уходит. Интересно работать с теми, кто хочет уметь, а не с теми, кто думает, что умеет. Строго говоря, никто «не умеет». Тот, кто думает, что умеет — конченый человек. В нашем деле все определяет очарованность. Если уходит трепет и возникает привычка — пиши пропало! Это становится лишь средством зарабатывания денег. Конечно, это ремесло, но зарабатывание денег не может быть главным. Надо трепетать и очаровываться.
(Анастасия Скорондаева, «Российская газета», федеральный выпуск №6423 (151))
Театральный коллаж «ГоГоЛьИЛиАДА» Игоря Миркурбанова покажут в «Ленкоме»

Премьера спектакля «ГоГоЛьИЛиАДА» состоится 14 и 15 марта 2025 года в театре «Ленком Марка Захарова». Это театральный коллаж по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Для своего спектакля режиссер Игорь Миркурбанов создал авторскую инсценировку, основанную на ключевых произведениях писателя: «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души», «Ревизор».
- Режиссёр обращается к сакральной теме, занявшей центральное место в духовном пути писателя, особенно в последние годы его жизни – теме покаяния. В контексте позднейшего религиозного и нравственного поиска автора команда постановки обнаруживает в сатирических персонажах Гоголя трагическую тему личной ответственности перед неминуемым высшим судом. Спектакль – как молитва перед лицом неизбежного, - сообщается в пресс-релизе.
Главные роли в постановке исполнят Игорь Миркурбанов, Павел Капитонов, Мария Антипп, Сергей Пиотровский, Алексей Скуратов, Алена Митрошина, Виктория Проценко, Зинаида Дианова, Дмитрий Никонов, Евгений Бойцов, Дмитрий Грошев, Александр Сальник, Владислав Долженков и другие.
Кукольную «Турандот» покажет «Театр в кино»

Премьера киноверсии спектакля «Турандот» состоится 30 марта 2025 года в рамках проекта «Театр в кино» в столичном киноцентре «Октябрь». В тот же день она выйдет в общероссийский прокат.
Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Государственным академическим центральным театром кукол имени С. В. Образцова. Прокат осуществляет дистрибуторская компания Кино.Арт.Про. Более 90 городов покажут «Турандот» в крупнейших кинотеатральных сетях («Каро», «Формула Кино/Синема Парк», «Москино» и других).
Спектакль в куклах «Турандот» – оригинальная постановка главного режиссера ГАЦТК им. С. В. Образцова, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Бориса Константинова по мотивам одноименной сказки Карло Гоцци, в которой сталкиваются два мира – строгий Китай и романтичная Венеция. История любви жестокой красавицы Турандот и принца Калафа разыгрывается с такой неподдельной страстью, что порой забываешь, что на сцене куклы. Огромная Луна, венецианские мосты, черная гладь воды, купальня в Пекине, гондолы, веера, колокольчики и, конечно же, куклы – настоящие произведения искусства. Для этого спектакля их сделали из тростника и даже «научили» менять мимику.
- С самого начала я четко понимал, что в истории о принцессе Турандот хочу все права отдать кукле, несмотря на то, что язык комедии dell’arte, используемый Карло Гоцци, сложен и всегда подразумевает живое присутствие актера с его словесной сиюминутной импровизацией, - говорит Борис Константинов. - Кукла же требует некоего закрепленного рисунка, пусть смыслового, но балета. Тем более такая кукла, как тростевая, где жест говорит намного больше, чем слово. В этом и заключался мой внутренний эксперимент – проверить, способна ли кукла на все то, на что способен актер в живом плане, получится ли это воплотить в этом жанре. Как избавиться от огромного количества текста, не потеряв при этом сюжетную линию, потому что текст Гоцци – это стихотворная форма. Много было трудностей, которые делают жизнь интересней. В преодолении этих трудностей и сочинялась «Турандот».
Театральная премьера состоялась в конце 2017 года, и с тех пор постановка неизменно привлекает большое количество зрителей. Работа режиссера Бориса Константинова получила шесть номинаций Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска-2019» и признана лучшим спектаклем сезона 2017-2018 в театре кукол по версии «Московского комсомольца».
Киноверсия – не буквальная фиксация постановки, а отдельная большая работа. И ее главная задача – не только не навредить, как подчеркивает режиссер киноверсии Валерий Спирин, а показать все достоинства, находки и уникальность «Турандот» в куклах.
В масштабной постановке задействовано почти 60 кукол, которыми управляют заслуженный артист России Андрей Нечаев, заслуженный артист России Дмитрий Чернов, заслуженная артистка России Александра Горбунова, заслуженный артист России Роман Богомольный, заслуженный работник культуры России Виктор Воеводин, Алексей Соколов, Халися Богданова, Андрей Абельцев, Анна Суворова, Василий Аникеев, Марина Дунаева и многие другие. Художником спектакля выступил Виктор Антонов, лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Музыку написала композитор Катя Миц.
Это уже вторая совместная работа Театра кукол имени С. В. Образцова и телеканала «Россия-Культура». Первая – киноверсия спектакля «Я – Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли – вышла в прокат 21 июня 2024 года и закрыла пилотный сезон проекта «Театр в кино».
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Спектакль «Шестьдесят лет – шестидесятникам. Антимиры» отметит юбилей легендарных поэтических концертов

Спектакль «Шестьдесят лет – шестидесятникам. Антимиры» будет показан в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя 5 марта 2025 года. В основе постановки попурри из стихов и эстрадных номеров 1960-70-х годов. Это история трех знаменитых поэтических концертов, прошедших в 1965 году в трех точках Москвы без освещения в газетах и определивших лицо эпохи и породивших само понятие «шестидесятники».
- Это история взаимоотношений поэтов с таким загадочным понятием, как «успех». Это не просто спектакль, а путешествие в эпоху, где поэты были рок-звёздами, а слова имели силу. Это разговор о вечном: любви, одиночестве, поиске смысла и цене искренности. Это живая музыка, которая превращает стихи в звуковые ландшафты, а зал — в пространство диалога прошлого и настоящего, - сообщается в пресс-релизе. - Легенды о молодых поэтах - мистический элемент бытия, которые принесли на божий свет свою правду. Новую правду. Соблазнительную как белый мед - символ чего-то недостижимого, духовного, даже мистического. Мотивы героев спектакля у каждого разные: романтика, алчность, отчаяние, поиск смысла жизни. Судьбы и души всех, без исключения, переплетаются.
Автор пьесы, написанной в 2025 году, Дмитрий Минченок - российский драматург и сценарист, известный своими комедийными и драматическими произведениями. Он написал более 15 пьес, среди которых такие классические работы, как комедия «Красный Моцарт», которым МХАТ им Горького открыл свой 123 сезон.
В спектакле принимают участие Дмитрий Минченок, Андрей Степаненко (бандонеон, музыкальный руководитель постановки), Елена и Ольга Терентьевы (заслуженные артистки Республики Башкирия, солистки театра «Новая опера»), Тимур Дружков и Александр Карпенко (артисты МХАТ им. Горького), Наталья Тетенова (лауреат международных кинофестивалей), а также музыканты-виртуозы, победители российских и международных конкурсов: Юрий Псянчин (саксофон), Артем Алымов (тромбон), Аполлинарий Савиовский (гитара), Давид Магоян (ударные), Иван Норкин (контрабас) и Юлия Сидоренко (фортепиано).
Создатель спектакля - АНО «Творческие инициативы» Продюсер - Никита Куликов.
Музыкально-поэтический спектакль « Шестьдесят лет – шестидесятникам. Антимиры» будет представлен в рамках программы «Гранты Мэра Москвы для социально-ориентированных некоммерческих организаций» при поддержке АНО «Творческие Инициативы».