Сэм Клебанов: «Происходит схлопывание рынка»
О КИНОКОМПАНИИ «КИНО БЕЗ ГРАНИЦ»
- Мы-то есть, но если посмотреть на артхаусную нишу в целом, то она, увы, сворачивается. Причем проблемы не только в России, но и во всем мире. Я тут встретил на кинорынке в Каннах знакомого греческого дистрибьютора артхаусного кино. Рассказал, что у меня новый проект, связанный с едой, а он мне в ответ: «Да, я тут тоже купил пару парковок, сдаю квартиры на Airbnb». Но при этом мы оба ищем на фестивале новые фильмы для проката. Просто в России этот процесс совсем жестко и обвально происходит — у нас эта ниша всегда была в разы меньше, чем в других странах. Я в свое время делал статистическое исследование, оно много где публиковалось — высчитывал индексы смотрения артхауса в разных странах. С учетом бокс-офиса по стране на душу населения, разницы ВВП… Получилось, что в России артхаус смотрят в 29 раз меньше, чем в Норвегии. И в 10 раз меньше, чем в Аргентине.
Ведь что происходит? Практически исчезла DVD-дистрибуция. Video-on-demand развивается, но пока довольно медленно. Телевидение очень сильно сократило закупки такого кино. Бесплатные каналы вообще перестали брать, платные пока что-то берут, но цены очень упали. А после принятия нового закона о запрете рекламы на платных каналах денег у них будет еще меньше. Сборы артхауса в кинотеатрах не растут, а зачастую сокращаются. Плюс пиратство: когда у людей падают реальные доходы — а сейчас экономическая ситуация в стране именно такова, — у них, конечно, больше поводов посмотреть что-то на халяву, а на этические и легальные формальности забить. В общем, плохо все по всем фронтам, происходит просто схлопывание рынка.
ПОЧЕМУ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ ПОКУПАЕТ АРТХАУС?
- Раньше телеканалы как думали? Окей, есть не очень большая, но интересная группа людей, которые смотрят артхаус, давайте их не упускать. Сейчас они поняли, что эти люди такое кино давно уже научились находить и без телевидения. Более того, телеканалам сейчас гораздо удобнее не платить большие деньги за премьеру чего угодно, а пустить по 25-му разу «Форрест Гамп» или «Коммандос». Люди больше не бегут к экрану с программой, потому что вечером должны что-то крутое показать, — смотрение теперь фоновое, и программа рассчитана на тех, кто просто, щелкая пультом, остановился: о, Шварценеггер!
Я представляю, с каким злорадством пираты будут читать это интервью: я же для них главный «копираст», борец с торрентами, «барыга от кино»! Но радоваться моим проблемам довольно глупо — все-таки такие компании, как наша, платят деньги создателям фильмов. Люди, которым жалко потратить на легальный просмотр фильма 50–100 рублей, обвиняют дистрибьюторов в жадности, что мы людям не даем бесплатно в интернете все посмотреть, но забывают, что мы платим за фильмы, мы даем деньги на то, чтобы кино дальше снималось. Немалая часть наших доходов всегда уходит производителям. Пираты же никому ничего не платят. Притом что торренты тоже зарабатывают деньги, не надо делать вид, что это робингудство.
Еще одна проблема — международный кинобизнес пока не слишком приспособился к новым рыночным условиям. Российский рынок артхаусного кино съежился до размеров болгарского, а за фильмы с нас просят деньги совсем не по болгарским расценкам. Они ведь видят — рынок кино в России растет, ну и вообще мы вроде как богатая страна. А то, что рынок авторского кино у нас стремительно сокращается и много платить мы объективно больше не можем, — это пока не все поняли. Ну, он везде сокращается, просто у нас быстрее всего.
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
- Потому что кино борется за внимание. Чтобы посмотреть фильм, нужно потратить два часа своего времени — а сейчас эти два часа много можно на что потратить. Как минимум на качественные сериалы. Если раньше было важно посмотреть нового Триера или Дарденнов и потом обсудить на работе или в институте, то сейчас все смотрят и обсуждают «Игру престолов» и «Breaking Bad». Плюс социальные сети. Раньше человек пришел с работы — чем ему заняться? Взял с полки DVD, посмотрел. А сейчас ему пришло оповещение на телефон — новые лайки в фейсбуке, чей-то пост, дай-ка я отвечу… Ввязался в дискуссию о Крыме, начал ругаться в комментах, все, вечер потерян. Сейчас люди вместо кино лихорадочно смотрят новости — просто разобраться, что происходит, это же тоже время. А часов в сутках по-прежнему 24 — что-то надо потратить на сон, работу, еду, семью. И если уж что-то остается на кино, лучше, чтобы оно было зрелищным. Аттракционом.
Хотя вот я ходил на ММКФ — на годаровском «Прощании с языком» толпа, зал полностью забит, люди дерутся за места. А это очень сложная, антинарративная работа. На Цай Минляне, это один из самых интересных и радикальных азиатских авторов (мы его прокатывали, кстати), люди сидят на полу. И вот я смотрю на это...
Где все эти люди, когда фильм выходит в прокат? Понятно, это фестиваль, есть какой-то момент эксклюзивности… Когда мы начинали деятельность «Кино без границ», в Москве было 5–6 кинотеатров с Dolby. В одном из них шли артхаусные фильмы. То есть можно было говорить, что в Москве каждый пятый кинотеатр показывает артхаусное кино. И это было круто. Мне знакомые девушки, которым чуть больше тридцати, сейчас говорят: «Сэм, ведь мы же помним времена, когда каждая твоя премьера становилась общегородским событием, все ее обсуждали». Я тоже эти времена помню, но сейчас в Москве, понятно, ситуация другая. Что ни день — то Джонни Дэпп приехал, то Брэд Питт. Студии воспринимают этот рынок всерьез. Информационные потоки, связанные с мейнстримным кино, очень мощные. Раньше мы, выпуская кино в прокат, за какие-то 8 тысяч долларов делали рекламную кампанию, включая рекламу на телевидении. И это работало. Сейчас мы рекламу вообще не даем: нет смысла, ее никто не заметит, это просто выброшенные деньги.
И вот я смотрю на эту ситуацию… Я занялся кинопрокатом, будучи очень романтически настроен. И был, конечно, уверен, что это превратится в серьезный бизнес. Скажем, я выпускал «Идиотов» Ларса фон Триера, заплатил за фильм не скажу сколько, но меньше 10 тысяч долларов, а фильм собирал в прокате 30. Был один кинотеатр, где их показывали, и билеты там на 2 дня вперед были проданы. И казалось — если так начинается, то что будет дальше? Ну и вот сейчас мы выпустили бельгийский «Разомкнутый круг», который на всех фестивалях получает призы зрительских симпатий, номинирован на «Оскар»… То есть и профессионалы его высоко оценивают, и зрители за него голосуют. И мы выпускаем его в прокат ровно в тот день, когда его номинировали — ну, так удачно спланировали. Все про это написали, с точки зрения продвижения — идеальная ситуация. В прокате фильм собирает 25 тысяч долларов. Как и 15 лет назад. Притом что за это время изменились цены на фильмы, зарплаты людей, аренда офисов — все.
В общем, мы сели и посчитали. Сборы от проката всего кино, выпущенного в ограниченный прокат (это до 50 копий) в 2012 году в России, составили 3,7 млн долларов. Половина этой суммы остается в кинотеатрах. Остается примерно 1 млн 850 тысяч. Всего в России таким кино занимается шесть-семь компаний. Ну, вот и считайте. Наша была в 2012 году по сборам в ограниченном прокате самой большой, но все равно… Ты самый большой в микроскопической нише, которую рынок даже не замечает. Притом что объем российского кинорынка — 1 миллиард 300 миллионов долларов. Артхаус в этой сумме занимает долю, которую надо считать не в процентах, а в промилле. Притом что в Америке один фестивальный фильм может собрать эти 3,7 миллиона. Даже в Польше лучше дела! Мне тут знакомый польский дистрибьютор жаловался — прокатали фильм, собрали всего 20 тысяч зрителей, а рассчитывали на 60. Я говорю, ты чего, в России если фильм артхаусный соберет 20 тысяч зрителей, это будет просто фантастикой! В среднем артхаусное кино собирает в России от 2 до 4 тысяч зрителей. То есть я оказываюсь спонсором хорошего вкуса трех тысяч человек.
По всей стране. За все время проката. Москва и Питер — единственные города, где сборы артхаусных фильмов можно измерять тысячами. Все остальные города-миллионники — Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород — это слезы. Сотни, даже десятки человек. Вот взять фильм братьев Дарденн «Мальчик с велосипедом». Это их самый на сегодняшний день успешный в коммерческом отношении фильм, даже «Дитя», которое получило «Золотую пальмовую ветвь», собрало меньше. В России «Мальчик» собрал 55 тысяч долларов, почти 10 тысяч зрителей на него пришло. Для каких-нибудь польских или норвежских дистрибьюторов это катастрофа и провал, но для России это очень хороший результат. И вот он выходит в Ростове-на-Дону, который себя называет южной столицей России. Город с амбициями, два, что ли, миллиона человек там живет, есть свой университет, куча студентов… Фильм идет в прокате, его рекламируют, кинотеатр старается… За неделю на фильм приходит 21 человек. А туда же надо фильм отправить, потратить денег на доставку, дать плакаты, трейлеры, люди работают… Глупо жаловаться на неблагодарную публику, но если фильмы, которые номинируются на «Оскар», получают призы в Каннах, Берлине и Венеции, способны в России привлечь в кинотеатры 3–4 тысячи зрителей, ну, получается, что… Я должен хотя бы честно признать: в сегодняшней России артхаус оказался мало кому нужен, спрос на него невелик. Я, человек, который все 15 лет всех убеждал, что России артхаус нужен не меньше, чем другим странам! Везде его смотрят, чем россияне-то хуже?
Понятно, что я тоже каких-то ошибок понаделал. Они неизбежны, этот бизнес вообще связан с высокими рисками. Купил кино, а люди не пошли. Но когда рынок растет, то это не так страшно: с одним не срослось, зато потом привез «Олдбой», и он тебе отбил убытки. А когда общий интерес падает, то ты превращаешься в минера, которому опасна каждая ошибка, каждый неправильно купленный фильм или неверно рассчитанные расходы… Оказывается, что у тебя в офисе сидит на два человека больше, чем нужно. Жалко увольнять людей, это хорошие работники, знают свое дело, давно на тебя работают, не хочется разрушать команду… Думаешь, сейчас мы выпустим какие-то фильмы — и все будет хорошо. Но в какой-то момент понимаешь, что ты должен быть безжалостным капиталистом — сокращать, увольнять, урезать, — потому что рынок тебе не позволяет жить как прежде. По моим ощущениям, остаться в этой нише можно только в куда более минималистичном формате.
О ДАЛЬНЕЙШЕЙ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ
- Это значит, что доходов в этой нише в обозримом будущем будет меньше, значит, надо радикально урезать все расходы. Падение рубля, общая рецессия — все влияет. В Москве реальная покупательная способность упала на 24 процента, а Москва — это наш главный рынок. Понятно, что люди первым делом урежут расходы на развлечения — им нужно есть, пить, одеваться, но смотреть кино… В крайнем случае — скачают что-то из сети. Хотя все равно надо двигаться дальше. Вот мы совсем скоро выпускаем в прокат «Танец реальности» — новый фильм не снимавшего 23 года великого Алехандро Ходоровского, и я этому очень рад и горд, получаю теперь трогательные письма от продюсера, что они с Алехандро счастливы оттого, что фильм увидят и в России.
О ЗАПРЕТАХ
- Возвращение идеологии осажденной крепости непосредственно влияет на интерес к иностранному, интересному, необычному, экзотическому кино. Окружающий мир людям становится менее любопытен. А то, что фильм в Европе чем-то наградили, перестает быть рекомендацией для просмотра — Европа же нам теперь не указ. Понятно, что не все согласны с постулатом «Россия не Европа», всех моих знакомых от него корежит, но сложно строить бизнес, ориентируясь только на знакомых. Ну и он очень уязвимый: если общий объем твоей ниши падает даже на 10–12%, это очень плохо на всех сказывается. В какой-то момент ты понимаешь, что до берега совсем немного, но горючего не хватает доплыть.
Что касается проблем — ну да, все больше думаешь, покупая фильмы, а разрешат ли его вообще. Или не выдадут прокатное удостоверение? Раньше государство не вторгалось в такие интимные сферы, как отношения творца и зрителя. Сейчас государство хочет лезть во все щели. Не то чтобы мне было как-то стремно — ну что самое худшее может случиться? Ну не дадут какой-то фильм выпустить в прокат. У меня была такая ситуация с «Клипом» (сербский фильм 2012 года, победитель Роттердамского кинофестиваля, которому Минкульт не выдал прокатное удостоверение, мотивировав это тем, что фильм «содержит нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера». — Прим. ред.). Ну, мы передоговорились с компанией, которая нам его продала, скорректировали цену с учетом того, что прокат нам запретили. Не конец света. Ну обвинит меня какая-нибудь газета или радиостанция в том, что я развращаю народ. А кто-то другой похвалит. Это жизнь.
Но я по-прежнему не пропускаю ни одного кинорынка, я все-таки давно в этом бизнесе, люди меня знают. И сейчас международные компании начали что-то понимать. Парадоксальным образом тот поток негатива, который выплеснулся в новости, нам, кажется, помог. Я им говорю: забудьте ту Россию, с которой вы работали. Все, ее больше нет. Посмотрите вечером новости — и вы все поймете: другая реальность, другие цены. Старых не будет. И когда им это говорит человек, с которым они сотрудничали последние 15 лет, они начинают прислушиваться.
Сейчас мы серьезно работаем над тем, чтобы сайт аrthouse.ru превратить в платформу для онлайн-просмотров. Технически все уже реализовано, мы просто занимаемся закачкой туда фильмов и в ближайшее время анонсируем открытие платформы, где можно будет нормально за очень небольшие деньги смотреть кино и иметь доступ. Там будет собрана очень большая библиотека именно артхаусного кино — не только нашего, мы заключили договоры с еще несколькими дистрибьюторами. Почему я в это верю? Потому что вижу, что растет число людей, которым не жалко потратить 100 рублей, чтобы посмотреть хорошее кино на своем планшете, компьютере, смартфоне. В гарантированно хорошем качестве, с удобной системой платежей — два клика, и все. Я по друзьям вижу — прихожу к знакомому на встречу, приношу ему в подарок несколько наших DVD. А он говорит: «Не надо, Сэм, я выкинул DVD-плеер, подписался в iTunes и все смотрю там. Скажи, какие фильмы, я посмотрю». Ну потратит он лишние 90 рублей, он этого даже не заметит.
Этот сегмент хоть медленно, но растет. И мы хотим быть в этом сегменте. Мы работаем со всеми основными игроками — и с iTunes, и с Google, и с «Йотой», и свою платформу создаем. Хотим и сами стать серьезными игроками в нашей артхаусной нише. Свести к минимуму риски, связанные с покупкой кино, работать только с теми компаниями, которые готовы запрашивать адекватные деньги, — таких все-таки уже довольно много. Что-то берут кабельные и спутниковые каналы — меньше, чем раньше, но что-то платят. В общем, работать с теми, кто с нами готов работать. И попытаться как-то пережить этот кризисный этап.
(Алексей Мунипов, «Афиша-Воздух», 10.07.14 )
Сегодня родились Елизавета Боярская и Джона Хилл
20 декабря 2024 года, пятница.
32 года актёру Дэрилу Маккормаку.
32 года поэтессе и певице Екатерине Яшниковой.
39 лет актрисе Елизавете Боярской.
41 год актёру Джоне Хиллу.
42 года солистке группы «Чи-Ли» Ирине Забияке.
43 года певице Карине Кокс.
53 года кинорежиссёру и сценаристу Алексею Красовскому.
58 лет актрисе Элен Ролле.
76 лет музыканту и саунд-продюсеру Алану Парсонсу.
15 лет назад умерла актриса Бриттани Мёрфи (1977-2009).
64 года назад родился кинорежиссёр Ким Ки Дук (1960-2020).
21 декабря.
«Горшенёв» отметит юбилей двух альбомов «Кукрыниксов» на бис.
Фильм «Мажор 10 лет» выйдет к юбилею франшизы на «Кинопоиске».
25 лет певцу Тиме Акимову.
27 лет актрисе Мэдлин Клайн.
27 лет певцу Юрию Киселёву.
32 года актрисе Снежане Самохиной.
44 года актёру Игорю Хрипунову.
47 лет телеведущей Анфисе Чеховой.
49 лет участнику группы Hi-Fi Тимофею Пронькину.
53 года фигуристке Маргарите Дробязко.
58 лет актёру Киферу Сазерленду.
64 года телепродюсеру Александру Горожанкину.
64 года музыканту Алексею Рыбину.
72 года актёру Деннису Буцикарису.
75 лет назад родился актёр Андрей Невраев (1949-2018).
76 лет актёру Сэмюэлу Л. Джексону.
87 лет актрисе Джейн Фонде.
22 декабря.
Григорий Лепс отметит Рождество.
31 год певице Меган Трейнор.
33 года комику Нурлану Сабурову.
35 лет актёру Владимиру Любимцеву.
38 лет кинорежиссёру Карле Симон Пипо.
40 лет актёру Марку Богатырёву.
44 года певцу Геле Гуралиа.
44 года журналистке Алёне Жигаловой.
52 года певице и актрисе Ванессе Паради.
55 лет театральному режиссёру Антону Яковлеву.
56 лет певцу Олегу Погудину.
60 лет лидеру группы Rage Пиви Вагнеру.
62 года актёру Рэйфу Файнсу.
65 лет гитаристу Андрею Васильеву.
66 лет режиссёру и продюсеру Сергею Мирову.
71 год актёру Грегору Фишеру.
10 лет назад умер певец Джо Кокер (1944-2014).
75 лет назад родился участник группы Bee Gees Морис Гибб (1949-2003).
75 лет назад родился участник группы Bee Gees Робин Гибб (1949-2012).
Вышел первый трейлер нового «Супермена»
Первый тизер-трейлер фильма «Супермен» (Superman) режиссера Джеймса Ганна представили 19 декабря 2024 года DC Studios и Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главную роль Супермена/Кларка Кента в очередной перезагрузке супергеройской кинофраншизы исполнил Дэвид Коренсвет, а также снялись Рэйчел Броснахэн (в роли его девушки и журналистки Daily Planet Лоис Лейн), Николас Холт (в роли антагониста Лекса Лютора) , Натан Филлион (в роли Гай Гарднера), Эди Гатеги, Энтони Кэрриган, Изабела Мерсед, Скайлер Джизондо, Сара Сампайо, Мария Габриэла де Фария, Уэнделл Пирс, Алан Тьюдик, Прюитт Тейлор Винс, Нева Хауэлл и другие.
Ролик не дает представления о сюжете, но наполнен яркими моментами из будущего фильма, где можно увидеть разных героев, сцены полетов и спасения мира, а также пса Супермена - Крипто. Сам Джеймс Ганн на пресс-конференции в декабре заявил, что его фильм «о доброте, и о том, как быть хорошим». По его словам, важно донести мысль, что даже супергерои могут быть уязвимы, у них есть чувства, друзья и любимые.
В мировой прокат «Супермен» выйдет 9 июля 2025 года.
Скотт Иствуд и Уилла Фитцджералд противостоят ЦРУ вместе с Сильвестром Сталлоне в трейлере «Аларума»
Локализованный трейлер фильма «Аларум» (Alarum) представила 19 декабря 2024 года кинокомпания «Парадиз». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в боевике режиссера Майкла Полиша исполнили Сильвестр Сталлоне, Скотт Иствуд и Уилла Фитцджералд, а также снялись Майк Колтер, Изис Вальверде, Д.У.Моффетт, Изис Вальверде, Антон Наринский и другие.
По сюжету, двое бывших секретных агента Джо и Лара, решивших уйти из ЦРУ, оказываются на острове, где проводят романтический отпуск. Они становятся свидетелями авиакатастрофы, на обломках которой обнаруживают флешку с секретной информацией. Забрав ее, Джо и Лара моментально становятся целью для всех спецслужб мира. По их следам ЦРУ отправляет самого хладнокровного агента - Честера.
В российский прокат «Аларум» выйдет 16 января 2025 года – одновременно с американским.