Владимир Урин: «Зачем вообще устраивать формальный конкурс, если очевидно, что Большой театр получит грант?»
О КОНФЛИКТЕ ГРАНТОВ И КОНКУРСНОЙ СИСТЕМЫ
— Тут есть принципиальное противоречие. Когда президент, отреагировав на инициативу Юрия Хатуевича Темирканова, создавал эти гранты, проблема была в зарплатах. Зарплаты в федеральных учреждениях культуры были настолько низкими, что начался отток специалистов. Даже муниципальные московские и петербургские коллективы получали больше федеральных учреждений. Была придумана система грантов, но по сути это была система повышения зарплаты творческих работников.
О ВЛИЯНИИ ГРАНТОВ НА ЗАРПЛАТЫ
— В том-то и дело, что зарплаты повышаются во всех учреждениях. А наш грант считается составной частью зарплаты и учитывается при определении средней зарплаты по отрасли. Грант перестает быть грантом: он больше не отделяет ведущие коллективы страны, где зарплата должна быть выше, от остальных коллективов.
О ГРАНТЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
— Не могу всерьез предположить, что Большой театр лишат гранта. Но зачем вообще устраивать формальный конкурс, если очевидно, что наш театр грант получит? Давайте просто не будем называть эти деньги грантом — давайте назовем их дополнительным фондом заработной платы театра.
О КОНКУРСНОЙ СИСТЕМЕ
— Думаю, что в указ президента должно быть внесено изменение. Если вводить конкурсную систему, то дополнительно к существующей. Можно найти деньги и поддерживать конкретные творческие проекты, как это происходит во всем мире. И тогда Большой театр наравне с Минусинским драматическим театром, Дальневосточным театром оперы и балета, Мурманским драматическим театром будет участвовать в этом конкурсе.
КТО ИНИЦИИРОВАЛ РЕФОРМУ?
— Это естественное требование финансовых органов. При любой проверке они начинают задавать вопросы: на каком основании этим дают гранты, а тем не дают? Они предлагают создать конкуренцию, и по сути совершенно правы. Я не ретроград, я за конкуренцию. Но не надо переводить зарплату в конкурсную систему. Это абсурд.
О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРЫ
— В мире существуют абсолютно разные схемы. В США вообще нет прямой господдержки культуры. Министерства культуры тоже нет. Но там действует финансовая система, дающая серьезные преференции тем, кто вкладывает деньги в культуру, поэтому всё финансируется за счет общественности. Немецкая система очень похожа на нашу: там выделяются прямые бюджетные деньги. Но сегодня и в Германии, и в Голландии идет резкое сокращение этих субсидий. В Голландии — до 25%. Целый ряд учреждений закрывается. Сравнивать конкретные цифры бесполезно, потому что у нас другой уровень жизни, другие цены, другие социальные гарантии. Слава Богу, что наше государство не сделало той ошибки, которую сделали многие страны, переходя от социализма к капитализму. Оно продолжает поддерживать культуру, несмотря на все проблемы. Конечно, денег нам не хватает всегда. Но я не могу пожаловаться на финансирование Большого театра — это было бы несправедливо.
О БЮДЖЕТЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
— Нет, можно сказать, что бюджет Большого театра сопоставим с бюджетами главных театров мира. Хотя сопоставлять очень сложно. У нас, например, есть собственные мастерские — целый завод, который нужно содержать. Во многих театрах такое понятие вообще отсутствует: там отдают заказы на сторону. В «Ковент-Гардене» нет никаких 3,5 тыс. сотрудников — штат гораздо меньше. Кроме того, там совсем другие цены на билеты. У нас есть ряд дорогих спектаклей с билетами до 12 тыс. рублей, но это исключительные случаи — например, новогодние «Щелкунчики». Средняя цена билета в Большой театр невелика. А на рядовой спектакль в «Ковент-Гарден» билет в партер может стоить £250–300 (примерно 15–18 тыс. рублей. — «Известия»). Да и зал там больше нашего.
О ПРИНЦИПАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНТА
— 50% — постоянная составляющая, не зависящая от объема работы, а 50% — переменная. Тот, кто выходил на сцену чаще и в более ответственных спектаклях, получает больше других.
О КОРРЕКТИРОВКЕ СУММ
— Ни разу. Более того, мы объявили сотрудникам, что в случае, если выплаты кажутся им несправедливыми, они всегда могут обратиться к руководству театра. Но ни одного такого обращения за время моей работы не было.
(Ярослав Тимофеев, «Известия», 29.07.2014)
Фото: РИА Новости, Сергей Пятаков
Спектакль «Снежная королева» покажут на Рождество
Новогодний спектакль «Снежная королева» будет представлен на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ 7 января 2025 года. «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена — это трогательная история о мужестве и дружбе, о том, как сила любви может преодолеть любые преграды. В спектакле раскрываются вечные темы: добро и зло, свет и тьма, сила человеческого духа.
Сценическая версия спектакля создана под руководством режиссёра Меркулова Валерия Григорьевича, чьи работы уже завоевали признание зрителей и критиков по всему миру. Валерий Меркулов известен своими инновационными подходами к постановке и способностью делать классические истории современными и актуальными.
Декорации для спектакля разрабатывал народный художник Российской Федерации Игорь Нежный, над костюмами работала Наталия Лопусова-Томская.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 45 минут с одним антрактом.
Московская премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного города» состоится в ЦДКЖ
Премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного Города» состоится в ЦДКЖ 6 января 2025 года. Юные зрители вместе с актерами отправятся в Изумрудный город по дороге из желтого кирпича. Дорога проведет через заколдованные леса, царства злых ведьм и добрых фей в мир, где любая мечта становится реальностью.
В сказке рассказывается о путешествии за счастьем и мечтой маленькой девочки Дороти и ее друзей — собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. Их путешествие полно опасностей: злая колдунья строит им козни на каждом шагу, в Голубом и Желтом королевствах они едва не сбиваются с пути, да и в самом Изумрудном городе их ждут сплошные сюрпризы, но, конечно же, все окончится хорошо.
Над спектаклем работали режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац Валерий Меркулов, главный художник Московского государственного театра «Геликон-опера» Игорь Нежный, художник по костюмам Наталия Лопусова-Томская и др.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 40 минут с одним антрактом.
Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко станцуют в «Щелкунчике» на Первом канале в Новый год
Объявлены имена исполнителей главных ролей в балете «Щелкунчик», который покажет в прямой трансляции из Большого театра Первый канал 31 декабря 2024 года. Главные партии исполнят Елизавета Кокорева (Мари) и Артем Овчаренко (Щелкунчик-принц). Как уже сообщалось ранее, народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать этим балетом.
В 2024-м балету «Щелкунчик» исполнилось уже 132 года. Его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову.
В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. В 1939-м была третья постановка и снова в главном театре страны. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей любого возраста.
«Щелкунчик» раньше шел целый год, как любой репертуарный балет, зимой его показывали два-три раза в декабре. Акцент на именно зимнем показе спектакля появился в конце 90-х, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, к слову, самый первый исполнитель роли Щелкунчика в постановке Григоровича. А потом это стало традицией, совершенно логичной, ведь действие сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой написано либретто балета, происходит во время рождественских праздников.
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. Это балет, создающий звезд мировой сцены, что исторически постоянно подтверждается. Танцевать 31 декабря – почетно. Выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко. Для Артема выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает собственный день рождения.
- Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика, - говорит Артем. - В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект. Мне очень приятно танцевать с Лизой, вместе мы задействованы во многих балетах. Для «Щелкунчика» именно она подходит идеально: в ней юность, трепетность и очарование. Волшебство на сцене неизбежно.
Эфир в 12.00.