Юрий Темирканов: «Своим недостатком хочу хоть немного походить на Пушкина»
ОБ ОТДЫХЕ МЕЖДУ РЕПЕТИЦИЯМИ
– Нет. Вот после Вербье поеду в Нальчик: там мои друзья, брат и сестра — вот там будет отдых. Раз в году я обязательно езжу на родину. Там такой же чистый воздух.
О ЕДЕ
— Я очень слабый едок. Нет, я, конечно же, люблю, чтобы вкусно было. Но меня это не очень занимает. Это так…
КАК РАБОТАЕТСЯ СЕЙЧАС?
— Мне сейчас очень смешно. Может, я постарел. Улыбку вызывает многое. Одной француженке исполнилось 120 лет. И только в сто она прекратила ездить на велосипеде. И вот её спрашивают: «Ну, а как вы себя чувствуете?» «Очень хорошо, — отвечает она, — только вот немножко стала плохо слышать, хотя, я думаю, что это даже хорошо, потому что сейчас такие глупости говорят».
О САМОМ СИЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ВПЕЧАТЛЕНИИ
— Так лучше у музыканта не спрашивать. Потому что его личность складывается из сотен эмоций и впечатлений. Но для меня как для профессионала-дирижера всё-таки поворотный, сильнейший момент в судьбе тот, когда я услышал оркестр Караяна и записи Фуртвенглера. Фуртвенглер был одним из немногих, кто даже на пластинке умел передать то главное, о чем я всегда говорю, — смысл, содержание, подтекст. Он имел смелость дирижировать медленно, держать в напряжении, не отпускать. А настоящее, чисто дирижерское отношение к музыке, создал, конечно же, Караян.
О ДРУЖБЕ С ВЫДАЮЩИМИСЯ МУЗЫКАНТАМИ
— Ближе всех я дружил с Кириллом Кондрашиным, хотя у нас была большая разница в возрасте. Мы очень сблизились после всесоюзного конкурса, на котором он был председателем жюри, а я получил первую премию. По своей природе он был главным дирижером. Он им родился. Кондрашин умел создать коллектив. И этот коллектив имел свое лицо. Когда слушаешь записи его оркестра, можешь почти безошибочно сказать, что дирижирует именно он. Это редкий случай. Так можно узнать только Тосканини, Фуртвенглера, Караяна и Кондрашина.
О ВАЛЕРИИ ГЕРГИЕВЕ
— Я просто узнал, что есть такой молодой человек, который на конкурсе Караяна получил первую премию. Ну, думаю, это не зря. Сразу же пригласил его в Кировский театр. Он оказался очень талантливым.
О РИСОВАНИИ
— Да, я начал рисовать в детстве. Тогда, у меня не было никаких приоритетов, я даже не видел настоящих картин, не бывал в музеях, не считая маленьких, провинциальных. Но все-таки, что называется, был в курсе дела, потому что мой старший брат — художник.
О ЛЮБИМЫХ МУЗЕЯХ
— Их довольно много, люблю музей Прадо, галерею Уффици во Флоренции, особенно много хорошей живописи в Америке. Они скупили всё прекрасное, что есть в Европе. Например, произведений Родена там больше, чем во Франции. Замечательные музеи в Англии. А мой любимый художник — Уильям Тернер. Из русских — Врубель.
СЛЫШИТ ЛИ ЦВЕТ В МУЗЫКЕ?
— Нет, цвета не слышу, а колорит, атмосферу, конечно, должен чувствовать каждый артист. Я завидую тем, кто «слышит» цвет, я этой способностью не обладаю.
О СВЯЗИ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ
— Это всё придумали теоретики искусства. Всё это только разговоры. Часто мне задают вопрос: «Вы любите современную музыку?» А что такое современная музыка? Это та музыка, которую хочется играть и слушать. А кто самый современный? Для меня — Бах и Вивальди, Гайдн и много других композиторов.
Время всё рассудит. Великий композитор Иоганнес Брамс в отличие от меня никогда не давал интервью. Я тоже очень не люблю это делать. Но все-таки один раз его уговорили, он согласился, но с одним условием, что это интервью напечатают только через 50 лет после его смерти.
Он сказал так: «Если через полвека моя музыка будет жить, тогда печатайте». Только недавно это интервью было издано, на английском языке. Брамс — один из величайших гениев. Композитор, не написавший ни одной лишней ноты. Он знал, что время всё рассудит, и его играют десятки лет. Такое искусство не умирает.
О ВЫРАЖЕНИИ «КУЛЬТУРУ ЖДЕТ КОНЕЦ И СТРАШНЫЙ СУД»
— Так и Толстой говорил. Я думаю, это началось с тех пор, когда оперы перестали ставить, как задумал их композитор. Создается впечатление, что великие и гениальные не знали, что они пишут. Я подозреваю по старости, что композитор точно знал, что он пишет (смеется). И кроме того, я уверен, что у каждого выдающегося оперного композитора был свой театр, свое к нему отношение.
Музыка должна диктовать весь зрительный ряд спектакля. Оперы Моцарта и Вагнера, Верди и Чайковского — это всё разные видения жанра. А современные постановщики почему-то хотят превратить великую музыку в сопровождение своих режиссерских фантазий. Это не так сложно. Для них действие «Риголетто» разворачивается на «планете обезьян», пусть они поют и «чешутся». Или сделайте Онегина и Ленского любовниками, о чем, по крайней мере, Пушкин и не подозревал.
Отгадать гения гораздо сложнее, чем создать такую чепуху. А критики еще напишут, что это современное прочтение. Отчего? От того, что бесталанны. Всё это предвещает то, о чем говорили и Толстой, и Бердяев. Но время отомстит. Такие постановки погибнут, потому что именно время — неумолимый судья.
О ВЫРАЖЕНИИ «ДОТЯНУТЬСЯ ДО ГЕНИЯ»
— Когда открываешь партитуру, видишь только условные знаки, тайную клинопись. Партитуру гения требуется расшифровать. Если просишь музыкантов сыграть только то, что написано — тише, громче, медленнее, быстрее… Музыкантам не надо говорить об этом. До них надо донести то, что спрятано за нотами. Что ощущал композитор, почему он плакал, когда писал эту музыку.
Симфонии Брамса, Бетховена — там есть подтекст, который невозможно выразить словами, его нужно отгадать. Этот подтекст, все эти чувства очень сложны; если неправильно их прочтешь, будешь неверно открывать слушателям их смысл.
О ПЕТЕРБУРЖЦАХ
— Да их не осталось совсем. Может быть, единицы. Меня на самом деле притягивает город. Вот мы с вами говорили о живописи. Я бы сказал так: музыка — скорее архитектура, чем живопись. Есть такое хорошее изречение: архитектура — это застывшая музыка. Очень верно. Петербург — это застывшая музыка. Архитектура этого города великолепно продумана, она имеет совершенную форму и драматургию.
О ПРОЩЕНИИ
— Нет. Знаете почему? Не потому, что так хочу или это издержки моего характера. Я просто этим своим недостатком хочу хоть немного походить на Пушкина (смеется). Пушкин даже в своих недостатках был гений. Он записывал всех, кто его каким-то образом обидел. И пока ему не отдавался «долг», он человека из списка не вычеркивал.
(Татьяна Эсаулова, «Известия», 28.07.2014)
Weeknd снял фильм ужасов по мотивам своего нового альбома «Hurry Up Tomorrow»
Полнометражный игровой фильм «Hurry Up Tomorrow» выпустит в мировой прокат кинокомпания Lionsgate одновременно с релизом одноименного альбома Weeknd. Как сообщает Deadline, сам канадский музыкант исполнил в психологическом триллере одну из главных ролей, а компанию ему на экране составили Дженна Ортега и Барри Кеоган. Режиссером стал Трей Эдвард Шульц, музыку к фильму написали Weeknd и Даниэль Лопатин («Хорошее время», «Неограненные алмазы»).
«ИнтерМедиа» напоминает, что новость о тогда еще безымянном кинопроекте появилась в марте 2023 года. Дата премьеры, как и дата релиза альбома «Hurry Up Tomorrow», пока не объявлена.
Юбилейный вечер Александры Пахмутовой в Большом театре покажет «Россия»
Концерт из Государственного академического Большого театра России, посвященный 95-летнему юбилею Александры Пахмутовой, покажет 9 ноября 2024 года в прямом эфире телеканал «Россия». Праздничный вечер «Большая жизнь» соберет друзей, коллег и самых близких людей Александры Николаевны.
Великие песни композитора и народной артистки СССР прозвучат в исполнении российских артистов разных поколений. Среди тех, кто выйдет на Историческую сцену Большого театра, – Ильдар Абдразаков, Лев Лещенко, Хибла Герзмава, Пелагея, Станислав Любшин, Сергей Безруков, Дима Билан, участники телевизионного конкурса «Синяя птица», а также хоровые коллективы Государственного академического Большого театра и Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета.
Ведущие вечера – Дарья Златопольская и Андрей Малахов.
Организаторы концерта: телеканал «Россия», Культурный Фонд Александры Пахмутовой, при поддержке Министерства культуры РФ.
Эфир в 21.00.
Эмир Кустурица закончил карьеру музыканта
Сербский кинорежиссер Эмир Кустурица заявил о завершении своей музыкальной карьеры. По его словам, в последний раз он выходил на сцену с собственной музыкальной группой The No Smoking Orchestra два года назад.
- Последние концерты прошли в Париже и в России. Соединив современную и этническую музыку, мы старались создать терапию для людей, думаю, что у нас это получилось, - рассказал он в интервью ТАСС.
На данный момент Эмир Кустурица вообще не интересуется современной музыкой, ограничиваясь лишь классикой.
- Классическую музыку я признаю, - заметил он. - Но в современной и популярной не нахожу ничего интересного для себя, не могу такое слушать.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Эмир Кустурица назвал советское кино очень сильным и призвал Россию возвращаться к корням.