Иван Вырыпаев: «Театр превращает теорию в опыт»
О ЮБИЛЕЙНОМ СЕЗОНЕ ТЕАТРА «ПРАКТИКА»
— Во время нашего 10-го сезона мы еще раз подчеркнем главную миссию нашего театра. Мы занимаемся образованием граждан своего города и страны. На спектаклях люди духовно развиваются и познают устройство окружающего мира.
Театр превращает теорию в опыт. Зритель приходит к нам не для того, чтобы подумать головой, а чтобы пережить сердцем.
У нас был курс интегрального развития, в который входили актеры, режиссеры и менеджеры. На его базе мы сейчас делаем интереснейший спектакль под названием «Иранская конференция». Текст мой, но тема — выдуманное событие, которое проходит в Копенгагене, и где выступают ученые на тему проблем Ирана. Этот спектакль тоже про коммуникации в сложном многополярном мире.
Затем у нас будет премьера американского актера и режиссера Казимира Лиске, который поставит спектакль «Гектор». Это документальная история о величайшем всепрощении, о двух американцах, которые пережили личные трагедии, но смогли после всех перипетий найти общий язык. А через год, к юбилейному вечеру, один из наших молодых режиссеров подготовит фильм о театре.
О ГАСТРОЛЯХ ПО РОССИИ
— В октябре состоятся наши первые масштабные гастроли в Перми, Екатеринбурге, а после Нового года в Питере и Новосибирске. Нам очень важен контакт с регионами, потому что мы получаем огромное количество писем и сообщений из разных городов России. Гастроли для нашего театра — это самое главное событие. Мы привезем наши лучшие спектакли, проведем круглые столы и лекции, чтобы развенчать мифы о современном театре. Люди в провинции до сих пор думают, что там матерятся и творят безобразия, поэтому мы должны донести большое высказывание в регионы.
ОБ УЧАСТИИ В ПРОЕКТЕ «БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ»
— Пока еще нет, но в гастролях мы видим нашу миссию. Думаю, что опыт «Практики» будет полезен регионам. Мы расскажем о том, как мы существуем, о нашей европейской модели театра, где нет труппы, а есть только менеджмент. Надо сказать, что наша модель управления — одна из самых образцовых, можете легко проверить это в департаменте культуры Москвы. Зарабатываем мы почти столько же, сколько получаем из городского бюджета.
О ЗАПРЕТЕ МАТА НА СЦЕНЕ
— Мне пришлось снять три спектакля, где невозможно обойтись без нецензурных выражений. Как руководитель, я нахожусь в трудной ситуации.
Мы все как будто не верим до конца в то, что происходит. Хотя с нашей стороны достаточно было просто объяснить, что происходит. Ведь люди, которые нецензурно ругаются, не научились этим словам в театре.
О ФИЛЬМЕ «СПАСЕНИЕ»
— Однажды я узнал, что в Тибете на высоте 4 тыс. м есть католический храм. Это само по себе очень интересно и необычно. Но когда я туда приехал, я узнал, со всех концов мира в этот храм съезжаются миссионеры, которые служат там по несколько лет. Тогда я придумал историю о монашке из Польши, молодой девушке из хорошей семьи, которая закончила университет, знает языки, но никогда не была за границей. Историю о том, как вдруг она оказывается в другой цивилизации. Я хотел рассмотреть ее взаимодействие с новым миром под увеличительным стеклом.
О ТЕМЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ КУЛЬТУР
— Это главная тема, потому что вы видите, что сегодня происходит на Украине, в Израиле и Афганистане. В этом отчасти виноват технический прогресс, потому что люди с разными культурами стали очень тесно соприкасаться благодаря телевидению и интернету. Раньше мы жили сами по себе, в своей православной России, никуда не выезжали, за исключением самых знатных членов общества. В советское время закрытость от мира еще больше укрепилась, а потом настали 1990-е годы. В это время впервые в истории Россия столкнулась с другой цивилизацией — с Западной. Молодежь сразу потянулась к ней, а старшее поколение, наоборот, посчитало, что европейский и американский мир представляет собой угрозу. Хотя, на самом деле, ценности у нас с Европой одни и те же, нам только кажется, что мы сильно отличаемся, опасаясь, что скоро к нам придут какие-то гомосексуалисты и начнут совращать наших детей.
О ЗАПАДНЫХ СТЕРЕОТИПАХ ОТНОСИТЕЛЬНО РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
— Разумеется. Всё это происходит потому, что мы никогда раньше не контактировали друг с другом на глубоком уровне. Но обратной дороги нет — наша страна больше никогда не будет закрытой. Об этом говорит всё — наука, природа вещей и космическая эволюция.
О ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ «СПАСЕНИЯ»
— После выхода фильма я готов к вопросам из серии «почему же русский режиссер на деньги Госкино снимает фильм о католической монашке из Польши, которая приезжает в Тибет?». У меня готов ответ — я выбрал другую страну так же, как Шекспир выбрал Данию в качестве места действия для «Гамлета» и Венецию для «Отелло». Удаление помогает создать художественный образ. Конечно, мой фильм про Россию и про нас всех.
(Олег Кармунин, «Известия», 18.08.14)
Спектакль «Снежная королева» покажут на Рождество
Новогодний спектакль «Снежная королева» будет представлен на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ 7 января 2025 года. «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена — это трогательная история о мужестве и дружбе, о том, как сила любви может преодолеть любые преграды. В спектакле раскрываются вечные темы: добро и зло, свет и тьма, сила человеческого духа.
Сценическая версия спектакля создана под руководством режиссёра Меркулова Валерия Григорьевича, чьи работы уже завоевали признание зрителей и критиков по всему миру. Валерий Меркулов известен своими инновационными подходами к постановке и способностью делать классические истории современными и актуальными.
Декорации для спектакля разрабатывал народный художник Российской Федерации Игорь Нежный, над костюмами работала Наталия Лопусова-Томская.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 45 минут с одним антрактом.
Московская премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного города» состоится в ЦДКЖ
Премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного Города» состоится в ЦДКЖ 6 января 2025 года. Юные зрители вместе с актерами отправятся в Изумрудный город по дороге из желтого кирпича. Дорога проведет через заколдованные леса, царства злых ведьм и добрых фей в мир, где любая мечта становится реальностью.
В сказке рассказывается о путешествии за счастьем и мечтой маленькой девочки Дороти и ее друзей — собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. Их путешествие полно опасностей: злая колдунья строит им козни на каждом шагу, в Голубом и Желтом королевствах они едва не сбиваются с пути, да и в самом Изумрудном городе их ждут сплошные сюрпризы, но, конечно же, все окончится хорошо.
Над спектаклем работали режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац Валерий Меркулов, главный художник Московского государственного театра «Геликон-опера» Игорь Нежный, художник по костюмам Наталия Лопусова-Томская и др.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 40 минут с одним антрактом.
Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко станцуют в «Щелкунчике» на Первом канале в Новый год
Объявлены имена исполнителей главных ролей в балете «Щелкунчик», который покажет в прямой трансляции из Большого театра Первый канал 31 декабря 2024 года. Главные партии исполнят Елизавета Кокорева (Мари) и Артем Овчаренко (Щелкунчик-принц). Как уже сообщалось ранее, народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать этим балетом.
В 2024-м балету «Щелкунчик» исполнилось уже 132 года. Его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову.
В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. В 1939-м была третья постановка и снова в главном театре страны. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей любого возраста.
«Щелкунчик» раньше шел целый год, как любой репертуарный балет, зимой его показывали два-три раза в декабре. Акцент на именно зимнем показе спектакля появился в конце 90-х, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, к слову, самый первый исполнитель роли Щелкунчика в постановке Григоровича. А потом это стало традицией, совершенно логичной, ведь действие сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой написано либретто балета, происходит во время рождественских праздников.
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. Это балет, создающий звезд мировой сцены, что исторически постоянно подтверждается. Танцевать 31 декабря – почетно. Выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко. Для Артема выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает собственный день рождения.
- Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика, - говорит Артем. - В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект. Мне очень приятно танцевать с Лизой, вместе мы задействованы во многих балетах. Для «Щелкунчика» именно она подходит идеально: в ней юность, трепетность и очарование. Волшебство на сцене неизбежно.
Эфир в 12.00.