«Избави нас от лукавого»: Оседлавшие шторм **

Пресс-показ фильма «Избави нас от лукавого» состоялся в кинотеатре «Формула Кино Европа» 19 августа 2014 года. Режиссер: Скотт Дерриксон. Актеры: Эрик Бана, Эдгар Рамирес, Оливия Манн, Шон Харрис, Джоэл МакХэйл, Крис Кой, Дориан Миссик, Майк Хьюстон, Лулу Уилсон, Оливия Хортон и др.
Нью-Йорк. Город буквально рвется на куски от череды странных преступлений. Полиция пытается объяснить происходящее рационально, однако с каждым вызовом офицер Ральф Сарчи начинает все больше сомневаться в существовании хоть какой-нибудь логики. Оно и понятно, ведь обычные люди не верят в нечисть: на странные догадки своим женам они говорят, чтобы те не несли чушь, а сами тем временем пытаются докопаться до несуществующей истины... Когда реалистичные варианты причин бедствия все-таки летят на помойку, офицер Сарчи идет к пастору Мендозе и выясняет, что в деле замешаны одержимые демонами, а ситуация куда запутаннее, чем казалось.
Сюжет картины Скотта Дерриксона более чем рутинный – если обратится к фильмографии постановщика, можно обнаружить, что именно из под его пера вышла лента «Шесть демонов Эмили Роуз», которая заставляла зрителя понервничать, хотя ничего экстраординарного не предлагала. Проблема «Избави нас от лукавого» в том, что фильм позиционирует себя как хоррор, но ужасов там, увы, меньше, чем на пыльном чердаке у бабушки.
Единственное, чем может «порадовать» картина, это пара-тройка скримеров, от которых испугаться смогут только маленькие дети или беременные женщины. Весь остальной скринплей полностью предоставлен псевдомрачному копу из Бронкса а-ля Макс Пэйн. Герой обязательно пошутит про бейсбол и заставит своего напарника идти в окутанный мраком и паутиной подвал. Можно не сомневаться: коллега с вероятностью в 50% пошлёт своего соратника. Или покажет ему средний палец в остальных 50% случаев.
Надо сказать, когда человек отправляется в кинотеатр за обещанным саспенсом и жуткой атмосферой вкупе с пробирающей до мозга костей предысторией, он не настроен выслушивать колкости недальновидных копов. Даже если один из персонажей обладает некоей «суперспособностью». Кстати, в народе подобные нечеловеческие силы, как у главного героя, называют просто интуицией.
Другая проблема ленты Скотта Дериксона – острая нехватка объяснений. Почему главный герой такой сверхпроницательный? Ответ вы, скорее всего, не получите, потому что сценарист не выспался, когда работал над этим моментом. Иногда он приходил на работу ещё и обкуренным, слушая по такому поводу Джима Моррисона с его психоделическими текстами. Например, знаменитых «Оседлавших шторм» («Riders on the Storm») или «Странных Людей» («People are Strange»). В общем, в момент паранормальной активности в голове у офицера Сарчи начинает играть именно группа The Doors. Почему? Никто не знает. Пожалуй, можно сетовать только на то, что Моррисон был духовно близок к сюрреализму, и в песни смысл вкладывался более чем неземной.
Можно было бы назвать все вышесказанное придирками, если бы не главный изъян ленты. Будем честны, фильм действительно плох в своей главной ипостаси, а именно в сценах экзорцизма. С момента выхода «Шести демонов Эмили Роуз» прошло девять лет, сериал «Сверхъестественное» отшлифовал эту тему до идеала и современный зритель стал гораздо разборчивее. Что же он видит теперь? Заклинания однообразные, процесс изгнания демона вгоняет в тоску даже одержимого. Исчадие ада и вовсе зовут, словно его условные «родители» переиграли в «Доту»; куда делся хоть и клишированный, но более традиционный Люцифер? Это действительно стоило того - назвать демона Джанглером?
Вернуть 2005 год - это, как оказалось, еще хуже, чем вернуть 2007: скучно, однообразно и бессмысленно. Пожалуй, усилия создателей «Избави нас от лукавого» может хоть сколько-нибудь оправдать только скромная потенциальная прибыль от малобюджетного проекта (через семь недель в мировом прокате фильм окупился 1,5 раза). Даже Орен Пелли за последние 10 лет оставил далеко позди успех и уровень «Паранормального явления». Скотту Дерриксону же в 2014 году остается надеяться только на то, что в кинотеатр на его хоррор зайдет не искушенный ужасами зритель.
Антон Боровой, InterMedia