Лев Наумов - «Александр Башлачёв. Иллюстрированная история» ****
2014, «Амфора»
В «амфоровской» серии «Легенды нашего рока» мне уже попадались тексты разного качества, но столь ладного, как у Наумова, до сих пор не было. Возможно, дело в том, что до работы над «коллекцией иллюстрированных каталогов» (официальное название серии) Лев уже писал про Башлачёва - в 2010 году вышла его книга «Человек поющий». Поэтому с тем, что касается структурирования повествования, у автора не было никаких проблем: он очень хорошо представляет себе всю хронологию короткой жизни Александра. Это позволяет ему обходиться без многословных лирических отступлений, и чрезвычайно глубокое проникновение в творчество Башлачёва не приводит к тому, что он начинает «грузить» читателя. Нет, Наумов деликатно делится именно теми фактами, которые читатель сам хотел узнать.
Тут надо понимать, что Башлачёва до сих пор не забыли только благодаря таким подвижникам, как Лев Наумов. Об Александре помнят очень немногое - был вроде бы такой рок-бард, а в 27 лет он выбросился из окна. Факт самоубийства известен почти всем, а вот творчество Башлачёва - уже меньшинству. Иногда друзья-музыканты затевают какие-то трибьюты, но где-то в подполье, вдали от интереса широкой публики. Александр Васильев включил текст Александра Башлачёва в альбом группы «Сплин», но написал к нему свою музыку - откровенно объяснив, что слушать Башлачёва в оригинале невозможно.
На это, скорее всего, не смог бы возразить и Лев Наумов, считающий своего героя великим, гениальным поэтом, а музыкантом лишь во вторую очередь. Рассуждая о поэзии Башлачёва, автор порой впадает в пафос, заменяя велеречивостью отсутствие внятных доказательств тезиса о гениальности. При этом тема сошедшего с ума творца раскрыта в полном объёме.
Тем, кто знает о Башлачёве только то, что он писал трагичные песни, страдал и покончил с собой, будет крайне любопытно прочитать в книге о детстве и юности Александра. Как говорится, ничто не предвещало. Башлачёв родился в семье большого череповецкого металлургического начальника, не испытывал материальных проблем и был, по классификации Шевчука, «мальчиком-мажором». «Варят статьи о прямых дорогах», - это будто о карьере Башлачёва в газете «Коммунист» (в то же время в газете «Вологодский комсомолец» работал его приятель Леонид Парфёнов). Не проявляя интереса к металлургической карьере, Саша тянулся к творчеству, явно имея к нему талант. Описание студенческих театрализованных чудачеств, цитаты из писем - всё это намекает на то, что Башлачёва ждала счастливая творческая судьба. При этом он был нормальным парнем, пользовался большим успехом у девушек и, представьте себе, подфарцовывал.
Потом Башлачёв писал тексты для рок-группы «Рок-сентябрь», но душа тянулась к серьёзной поэзии. Он начал писать свои песни, эти песни нравились публике, но вскоре перестали устраивать самого поэта. Этот драматичный переход описан в книге довольно подробно, но ответа на вопрос, почему всё-таки Александру требовались страдания, чтобы быть поэтом, Лев Наумов дать не может. Не смог его дать и никто из ближайшего окружения Башлачёва - разгляди друзья вовремя, что «поэтические причуды» были признаками серьёзного душевного расстройства, может быть, удалось бы его спасти.
И ещё одно: в книге Александр Башлачёв ни разу не назван «СашБаш». Неспроста это.
Рита Скитер, InterMedia
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл дуэта «5утра» «Снег»: Новогодний позитив без штампов
2024, HS Music.
Оценка: 8 из 10.
Выходящая в последнюю неделю декабря песня про «Снег» - явно новогоднее произведение. Каждый поп-артист должен иметь в ассортименте собственную новогоднюю композицию, и не так давно прославившийся семейный дуэт «5утра» не стал каким-то исключением. У Анны и Никиты Беляковых теперь тоже есть новогодняя песня. Правда, в ней не упоминается Новый год, и намекают на него только снег и декабрь, но это даже хорошо. Потому что «типовая» новогодняя песня непременно включает набор одних и тех же образов, которые не просто уже поднадоели, но ещё и диктуют определённую манеру исполнения – это требуется петь с глуповатой умильной улыбкой на лице. Неудивительно, что среди штампованных позитивных песен про Новый год в последнее время мало что запомнилось.
«Снег» от «5утра» выгодно отличается от «типовых» композиций отсутствием навязчивой новогодней атрибутики, а также тем, что для подпевания не требуется «надевать» глупую улыбку. Более того, «5утра», съевшие собаку на исполнении счастливых позитивных песен, здесь будто из чувства противоречия используют быстрый темп и танцевальный ритм. В качестве авторов музыки значатся четыре человека; не знаю, как они распределяли между собой обязанности, но результат получился вполне внятным и запоминающимся. Голос Анны Беляковой вы сразу узнаете, но солистка выступает здесь в непривычном танцевальном амплуа – оказывается, её вокал подходит не только для нежных песен о любви. Речитатив Никиты Белякова чуть сбивает этот темп и настроение – зато доказывает поклонникам, что «5утра» не планирует далеко отходить от привычного стиля.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»