Владимир Петровский: «Русская колокольня — это не фортепиано, к этой работе нужен индивидуальный подход»

Корреспондент InterMedia пообщался с профессиональным звонарем и членом Ассоциации колокольного искусства России Владимиром Петровским и выяснил, что древнейшее исполнительное искусство по-прежнему находит своих почитателей
- Что подразумевается под «современной колокольной музыкой»? Какая она?
- История знает немало примеров появления и развития совершенно удивительных явлений, отличающихся от принятых и сложившихся традиций и устоев. Новаторство, возникновение новых идей и мыслей не может появиться самопроизвольно, для этого непременно создаются предпосылки и особые условия. Человеческое естество, находящееся в постоянном совершенстве и развитии, периодически приобретает новое качество — обновляет состояние плоти, усовершенствуя материальное окружение, и обогащает свою душу, постигая духовный, Божественный мир. Все имеет право на рождение, существование и развитие.
Несомненно, наличие шкалы нравственных оценок, понятий добра и зла постоянно возбуждает дискуссионное состояние в обществе. Неоднородное и разновеликое духовно-нравственное образование — как у подавляющей массы людей, так и отдельных личностей — порой создает прецедент непонимания или нежелания понять сущность возникшего явления, а порой и просто запрет, и отчуждение как такового.
Итак, заглянем в историю. Придя в мир всеобновленцем, с желанием насильно изменить мир, октябрьский революционизм с его агрессией и разрушительной политикой уничтожил огромное количество исторических и культурно-духовных ценностей российской истории. Исчезло с лица земли бесчисленное количество: памятников архитектуры, искусства и значительно был ослаблен стержень, духовно-нравственной основы православного государства.
Но время заставило создавать новые человеческие ценности, без которых не может существовать любая нация. Помимо экономического и социального базиса, несомненно, потребовались проведение процесса по созданию, а в некоторых случаях и возрождению утраченного, культурно-нравственного потенциала, но уже для нового времени и в новом качестве.
История колокольного звона России огромна и уникальна. Появившись с принятием христианства, колокола уверенно заняли свое место в жизни православной России. Они, проникнув во многие сферы человеческого быта (колокола сторожевые, пожарные, метельный, сполошные, вечевые, набатные, церковные, корабельные и т.д.), стали неотъемлемой частью нашей истории. Указ РК ВКПБ от 1928 года запретил колокольный звон: колокола уничтожали, сбрасывая с колоколен, и это нанесло огромный урон колокольной традиции. Конечно, нельзя сказать, что все было уничтожено до последнего колокола. В некоторых монастырях и храмах колокола звучали, и их звон не прекращался никогда, но это капля в океане по сравнению с ушедшим бесследно и навсегда. Исторический факт состоит в том, что была насильно и безвозвратно уничтожена основа колокольного мастерства того времени, ее самобытность и преемственность.
Конец 70-х, начало 80-х годов ХХ столетия — это время начала возрождения колокольного искусства. Время распорядилась так, что, прервав колокольную историю, советский период и возродил ее вновь. Из осколков былого, чудом сохранившегося мизерного материала родилась новая колокольная история, воплотившая в себе современное качество и стилистику. Люди, стоявшие у истоков создания этой истории, начинали с чистого листа; как в плане исторического аспекта, но так же, что важно отметить, не имея практической воцерковленности и опыта духовной жизни. Это работники музеев, ученые, люди искусства, медицины, простые служащие и многие другие.
В музей «Малые карелы» в город Архангельск из районов были перевезены, отреставрированы и восстановлены три колокольни. И на них установили колокола, собранные со всей области: со старых заброшенных храмов, с производственных объектов и свалок металлического лома. Началась научная — исследовательская и практическая работа.
Что есть колокольный звон? Из чего состоит структура, содержание, форма звона? Какова техника исполнения? Эти и еще многие и многие вопросы возникали в период возрождения, а точнее сказать рождения новой, нынешней традиции.
В России никогда не было централизованной системы обучения колокольному звону. Не было ни школ, ни каких либо учебных заведений, в данном направлении. Мастерство и особенности колокольного звона рождались и передавались «из рук в руки, из уст в уста»: в каждом храме, монастыре, городе, селе. Со временем это обстоятельство позволило вырабатывать свою стилистику, неповторимость и характер, с учетом местных индивидуальных особенностей. Все вместе, это явилось важной, исторической, составляющей Русской колокольной традиции. Основываясь на свободе самовыражения и исполнения, в рамках церковного устава, а так же при отсутствии, четко выраженных гармонических и мелодических основ (главное это ритм и характер), за несколько веков, создалась национальная колокольная культура.
Исходя из вышесказанного, новый этап создания колокольной идеи прошел свой путь рождения, через познания и осознания значимости данного вопроса. К 90-м годам четко сформировалось два направления в развитии идеи возрождения колокольного звона. На базе музеев это музыкальное, стилизованное под старину современное (светское) направление и параллельно традиционное, то же воссозданное, в основном из музейного фонда, но с ярко выраженной ограниченностью в средствах выражения и подачи материала.
Являясь создателем «Современной колокольной музыки», я хотел бы пояснить и охарактеризовать особенности данного явления. Придя к колоколам как прежде всего музыкальному инструменту, имея значительный опыт музыканта-профессионала, я с огромным интересом и желанием открыл для себя мир звуков, гармоний и скрытых мелодий поющих колоколов. Изучая материалы моих предшественников и остатки утраченной традиции, я попытался создать новый мир, мир колокольного творчества. Творчества в современном его понимании, где, как и в классической составляющей искусства, существуют осознанные формы построения музыкального произведения (вступление, основная тема, побочная тема, реприза, финал и многое другое). Уделил большое внимание возможности создания внутреннего зрительного ряда (картин природы, чувственности, переживаний и т.д.), посредством звучания колоколов, вложенного в ритмическую и темповую структуры, все это дает удивительный эффект человеческого восприятия. Умело выстроенные композиции колокольных произведений, в основе которых лежат романтизм, философия и возвышенные чувства, наравне с принятыми классическими формами музыкального выражения заставляют человека думать, чувствовать и сопереживать. Не единожды исполненные мной такие произведения, как «Лесная сказка», «Наваждение», «Сказание монаха», «Вальс колоколов» и многие другие мои произведения наглядно показали положительную реакцию слушателей. Прежде всего, это понятие ими целостности музыкального произведения, его характерность и смысл, и главное, все это воспринимается, не смотря на то, что явно отсутствует, привычная всем, основная мелодика музыкального материала.
Хотелось бы подчеркнуть особенности нового музыкального направления — это, при всей новизне и современности, бережное сохранение главных основ русской колокольной традиции. А именно: отсутствие конкретной, четко выраженной, музыкальной трактовки, то есть построения мелодий по схеме, всем известных нот; в основе произведения лежит, как и в былые времена, ритм и характер. Музыкальная образность создается на базе все того же нетемперированного подбора колоколов. Да, это, конечно, непростая работа, которая требует знаний, навыков и огромной творческой отдачи. Что поделать, во все времена Большое Искусство, требовало большого внимания к себе.
Появившись в условиях новой эпохи самостоятельно и, главное, ничего не разрушая, а, более того, созидая, «Современная колокольная музыка» имеет полное право быть. Существуя рядом с возрождающейся церковной колокольной культурой, она не только не противоречит основам духовной нравственности, а напротив, укрепляет и воспитывает в людях чувства красоты, любви и уважения к ближнему. Способствует осознанию важности сохранения своей истории и созидания будущего нашей Родины.
- Востребовано ли подобное искусство за рубежом?
- На сегодняшний день в зарубежной колокольной культуре, имея в виду в основном западную Европу, колокольная музыка существует в несколько основных направлениях. Это сигнальное (раскачивание колоколов в ручную или с помощью механизмов «очепной», а так же часобитные механизмы, с циферблатом и ударным боем по внешней части колокола) и музыкальное — речь идет о колокольном многоголосном музыкальном инструменте карильоне. Этот колокольный музыкальный инструмент известен с IX века. Ранее карильон устанавливался на зданиях городских ратуш и церковных колокольнях, ныне стал помещаться и на отдельных специально отстроенных архитектурных сооружениях башенного типа - для использования его в качестве самостоятельного концертного инструмента.
Последователей моего колокольного-музыкального направления, известных мне за пределами России, немного, но есть значительное количество почитателей и слушателей. А в практическом плане, эти люди живут и занимаются творчеством конечно в России, по причине национальной и исторической особенности нашей колокольной культуры.
- Что вдохновляет вас на написание стихов и песен?
- Несомненно, все мы в этой жизни что-то сочиняем, придумываем, изобретаем. Способности к творчеству присущи каждому из нас, только претворение в жизнь замыслов не всегда и не у всех получается. Причин множество, это и наша чрезмерная скромность и застенчивость, нежелание показаться навязчивым и недостойным. Порой отсутствие настойчивости и истинного желания не дает нам проявиться в полной мере. Так что надо бороться за себя и свое творчество.
Стихи и музыку пишу уже много лет. Жанры различны — это лирика, философия, романтизм и, конечно, же духовная стезя, рожденная с опытом работ в православных храмах и монастырях. Музыка, а в особенности стихи, рождаются под впечатлением тех или иных событий, встреч, общения и при посещении изумительно красивых мест. Это могут быть города, поселки, деревни и просто места удивительной русской природы.
Не могу себя причислить к бардам или тем, кто четко организован в своем творчестве. Пишу и пою о людях и их взаимоотношениях, рассуждаю на философские темы, размышляю о глубинах человеческого бытия, любви и смысле жизни. Стараюсь раскрыть тему духовного воспитания, важность и необходимость любви к ближнему и Богу.
Сочинительство, пожалуй, самое верное и правильное слово, означающее мой творческий путь как поэта и композитора.
- Как происходит обучение звонарей и сколько времени это занимает?
- Первая школа звонарей, которую я открыл в 1989 году, была организованна на базе музея-заповедника «Малые Карелы» в Архангельске. Первыми учениками были работники музеев страны: Москва, Ярославль, Великий Новгород и т.д. Все они прошли курс обучения, но к сожалению, у большинства из них дальнейшего развития не получилось. Причина в том, что русская колокольня — это не фортепиано, везде разные колокольни и разные развески колоколов. Из этого я сделал вывод, к этой работе нужен индивидуальный подход. И вот уже около 30 лет я езжу по городам России, а также ближнего и дальнего зарубежья: устанавливаю колокола, настраиваю звон и обучаю колокольного искусству. И считаю, что это правильно и честно по отношению к традиции колокольного звона России. Существующие на сегодняшний день многочисленные так называемые колокольные центры — это не более, чем фикция и популизм. Выпускники этих школ — абсолютно не профессиональны и не способствуют возрождению и развитию русской, колокольной традиции.
Моя колокольная школа, «Школа колокольного искусства Петровского В.М.» - передвижная. Провожу курс обучения в данном храме или монастыре. Готовлю техническую составляющую, настраиваю звон, а параллельно преподаю курс обучения – теоретические и практические занятия. Курс обучения проводится в течение 2,5 недель. Преподаётся всё самое главное и необходимое для сегодняшнего звонарского искусства, а именно: историческая часть, техника исполнения, умения строить и исполнять звон, а также знание церковного, колокольного устава. По окончании курса проводится экзамен по всем учебным темам. Это является началом повсеместной колокольной традиции.
- Планируется ли региональное расширение профессиональной школы звонарей?
- Самое главное в том, что звонари и звонарицы обучаются не где-то за тысячу км от своего храма, а на своём инструменте - колокольне или звоннице. И это важно для создания их поместной колокольной традиции, именно так, как это и было в далёком прошлом. И сегодня мы не вправе, возрождая колокольные звоны, искажать русскую православную традицию. В процесс обучения включаются все, без ограничения: дети, молодежь и взрослые. Это является хорошим примером преемственности ценностей православного мира.
- Как создатель и исполнитель авторских звонов, что вы можете сказать о защите авторского права при распространении произведений? В 2012 году Вам была вручена премия РАО, что она для Вас значит?
- Защита авторских прав в России, в разделе «Колокольне звоны» на сегодняшний день почти невозможна. Мои многочисленные новаторские приёмы исполнения уже давно используются практически всеми, кто более или менее занимаются колокольным звоном. Получить на это патент и защитить своё авторство практически невозможно. Получение премии РАО для меня было большой неожиданностью. Признаюсь честно, мне было приятно получить такую награду, я рад, что мой маленький вклад в культурный мир России был отмечен, и это меня вдохновляет для будущих работ.
- В ваше «Нотное пособие для начинающих звонарей» входят только основные церковные звоны или авторские тоже?
- В «Пособие для начинающих звонарей» входят как звоны церковных богослужений, так и авторские произведения колокольного искусства.
- Планируются ли в обозримом будущем масштабные колокольные фестивали или схожие мероприятия?
- В июне 2015 года в городе Усолье, Пермского края состоится ежегодный, международный колокольный фестиваль «Звоны России». В этом году исполняется 10 лет этому колокольному форуму. Планируется интересная и содержательная юбилейная программа. Приглашаются звонари и звонарицы с разных регионов и городов России, а также различные самодеятельные и профессиональные песенные, танцевальные и театральные коллективы. Я, являясь создателем, а также музыкальным и художественным руководителем этого фестиваля, приглашаю вас принять участие и достойно осветить этот народный колокольный праздник.
Лиза Беляева, InterMedia
Пол Маккартни просит ввести Джо Кокера в Зал славы рок-н-ролла

Пол Маккартни написал открытое письмо в Зал славы рок-н-ролла с просьбой ввести в него Джо Кокера. «ИнтерМедиа» напоминает, что покойный британский музыкант попал в список претендентов этого года, но их судьбу будет решать международная комиссию по голосованию, состоящая из более чем тысячи артистов, историков и профессионалов музыкальной индустрии, а также простые поклонники, которые могут голосовать на сайте Зала.
- Джо был великим человеком и прекрасным певцом, чей уникальный стиль способствовал некоторым фантастическим выступлениям, — говорит в письме, полученном Billboard. - Он спел одну из наших песен «With a Little Help From My Friends», версию, спродюсированную Денни Корделлом, которая была очень изобретательной. Все люди в комиссии знают о большом вкладе Джо в историю рок-н-ролла. И хотя он, возможно, никогда не просил, чтобы его включили в Зал славы, я знаю, что он был бы чрезвычайно счастлив и благодарен оказаться там, где он заслуживает быть среди такой прославленной компании.
Сам Маккартни был дважды введен в Зала славы рок-н-ролла: в 1988 году как участник Beatles и в 1999-м как сольный исполнитель.
Джо Кокер, который умер 22 декабря 2014 года в возрасте 70 лет от рака лёгких, номинируется впервые, хотя его музыкальная карьера началась в 1961 году, первый альбом «With a Little Help From My Friends» вышел в 1969-м (а одноименный хит – годом ранее), и музыкант был обладателем премий «Грэмми» и «Оскар».
Вместе с Кокером на введение в Зал славы рок-н-ролла в 2025 году претендуют Bad Company, Black Crowes, Мэрайя Кери, Чабби Чекер, Билли Айдол, Joy Division/New Order, Синди Лопер, Maná, Oasis, Outkast, Phish, Soundgarden и White Stripes. Имена победителей будут объявлены в конце апреля, а церемония состоится в Лос-Анджелесе этой осенью, более подробная информация будет объявлена в ближайшие месяцы.
Национальная федерация музыкальной индустрии попросила Министерство культуры повысить ставки за «сиротскую» музыку

Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), объединяющая, по ее данным, почти 50% музыкального рынка России, попросила Министерство культуры пересмотреть предложенные ставки отчислений за использование так называемых сиротских произведений. Под этим термином понимаются произведения музыки, фотографий или книг, чей автор или правообладатель либо неизвестны, либо не выходят на связь. Соответствующее письмо НФМИ было направлено на имя министра культуры Ольги Любимовой, сообщает РБК.
Правила использования произведений неизвестных авторов были приняты летом 2024 года и вступили в силу в октябре. Предложившие новые нормы депутаты и сенаторы, среди которых были председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и думский депутат Павел Крашенинников, объяснили свою инициативу высоким уровнем развития цифровой среды: «Объекты в ней доступны, а отыскать их владельца зачастую очень сложно».
Теперь перед тем, как использовать «сиротскую» музыку, заинтересованное в этом лицо должно сначала попытаться установить правообладателя и выйти с ним на связь. Результаты этой проверки должны быть представлены в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами (ОКУП). В течение ближайшего года такой организацией выступает Российское авторское общество (РАО). Если произведение действительно признают «сиротским», на него может быть предоставлено право использования на условиях возмездной неисключительной лицензии. Плата за использование такой музыки должна зачисляться на номинальный счет, который ведет РАО. Сейчас происходит процесс разработки подзаконных актов, которые регламентируют работу по новым правилам.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям скептически оценил в декабре 2023 года предложения по поправкам законопроекта о «сиротских» произведениях. В январе 2025 года Министерство культуры предложило новый проект постановления правительства об утверждении правил расчета и ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений. Согласно документу, за разные формы использования таких произведений предлагается и разный порядок выплат. Например, размер вознаграждения за продажу отдельно взятых экземпляров будет определяться фиксированным разовым платежом. Его размер будет рассчитывать РАО, но он не должен быть ниже 2 тыс. руб. за каждое используемое произведение, умноженное на общее количество экземпляров, плюс дополнительные процентные отчисления от отпускной цены. Для литературных произведений, например, это будет 8%, для музыки — 9%, для фотографий — 10%.
Вопросы у представителей музыкальной индустрии вызвал пункт проекта, который определяет размер вознаграждения за «доведение произведений до всеобщего сведения». Чаще всего это публикация в интернете или на стриминговом сервисе, то есть один из наиболее распространенных способов монетизации композиций. Если будет возможно определить фактическое количество пользователей, послушавших ту или иную музыку, Минкультуры предлагает ввести динамическую шкалу платежей. За первые 300 тыс. прослушиваний этот платеж будет составлять 40 коп. за один раз (то есть максимум, по подсчетам РБК, 120 тыс. руб.), за последующие прослушивания сверх этой планки до 1,5 млн — 29 коп. (то есть максимально за эти прослушивания плюс 240 тыс. руб.), за 1,5–3 млн прослушиваний — 10 коп. и далее в сторону уменьшения ставки вплоть до 4 коп.
Сейчас к документу готовится заключение об оценке регулирующего воздействия. В ближайшее время он должен быть направлен в правительство.
Представленные ставки вознаграждения существенно и иногда в несколько раз «в худшую сторону» отличаются от рыночных расценок за дистрибуцию музыки в интернете, говорится в письме НФМИ в Минкультуры. Это, по мнению профильной ассоциации лейблов, может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей произведений, изначально признанных «сиротскими», а также наследников авторов и исполнителей. Причем сами ставки вознаграждений, как отмечается в письме, остаются коммерческой тайной правообладателей.
Кроме того, низкие ставки вызывают опасения, что у пользователей и организаций по коллективному управлению авторскими правами не будет мотива полноценно искать авторов произведений, предупреждают в НФМИ.
В качестве альтернативного варианта НФМИ предлагает сохранить ставку 40 коп. за первоначальные 300 тыс. прослушиваний. Но за все, что превышает этот показатель, ввести выплаты по 20–30 коп. за прослушивание.
«Гудтаймс» и Чача из «Наива» спели об усталости

Премьера сингла «Я устал» группы «Гудтаймс» состоялась 3 марта 2025 года. Цифровой релиз осуществил лейбл «Союз мьюзик». В записи принял участие лидер группы «Наива» Александр «Чача» Иванов. Новинка не имеет никакого отношения к одноименной песне «Наива» из альбома «Пост-алкогольные страхи» (1997).
- Это можно назвать продолжением старого хита «Пора смириться», записанного пять лет назад. Этакий такой старый «Гудтаймс». Некоторые люди жалуются, что ранние песни были намного лучше. Вот мы и подготовили возвращение в старую традиционную музыку, решив записать вторую песню с легендарным Чачей, - рассказал вокалист «Гудтаймс» Артём Шаров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что февральские концерты группы «Наив», которые были запланированы в Астане и Караганде, отменены.