«Москва никогда не спит»: Город-сказка, город-мечта **
Премьера драмы «Москва никогда не спит» (Россия, Ирландия, 2015, режиссер Джонни О'Райлли, в ролях – Евгения Брик, Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Виктор Вержбицкий, Алена Бабенко, Юрий Стоянов) состоялась 2 сентября 2015 года в кинотеатре «Октябрь».
Действие фильма разворачивается, как видно из названия, в Москве, аккурат во время празднования очередного Дня города. Главных героев несколько, а их сюжетные линии почти не пересекаются.
Олигарха (Алексей Серебряков) прессуют власти, в результате чего он вынужден бежать в Нью-Йорк (музой сценариста, по всей видимости, служил Полонский), при этом герой благоволит некоей поп-певичке, за которой ранее ухлестывал сын (Олег Долин) известного комедийного артиста (Юрий Стоянов). Комик, меж тем, лежит в больнице с неутешительным диагнозом – врачи дают ему пару недель от силы – и мучается от нехватки коньяка. Звезда бежит из больницы, заходит в ближайший шалман, откуда его и похищают вполне аутентичные гопники.
Параллельно с этим развиваются драма молодой семьи, которая сдает бабушку в дом престарелых, а также драма семьи уже немолодой, в которой муж, вы не поверите, пьет (и это – опять же сюрприз! - Михаил Ефремов) и измывается над уже не первой женой. Их дети – молодые девушки – проводят День города в ночных клубах, где становятся объектами посягательства все тех же гопников.
Да, поскольку дело происходит в День города, то зрителей ждут упоительно киногеничные пейзажи Москвы, панорама масштабного салюта, пробки, виды Сити и из Сити и так далее. Ах да, композитором выступил Mujuice, но эту информацию, как и саундтрек, можно смело пропускать мимо ушей.
В общем-то, эта смесь альманаха «Москва, я люблю тебя!» и «Магнолии» Пола Томаса Андерсона любопытна лишь необычным «патриотизмом» ирландского режиссера и сценариста Джонни О’Райли, который, кажется, искренне любит Москву. Настолько, что «Москва» стала первой русской картиной, получившей поддержку Европейского международного кинофонда Eurimages, а также первым русским фильмом, среди продюсеров которого числится AI FILM («Дворецкий», «Убей своих друзей»). Также во вступительных титрах можно увидеть Irish Film Board, а в финальных – много иностранных имен (среди продюсеров, впрочем, актеры все наши, отечественные).
По большому счету, с пословицей «Москва никогда не спит» придется не согласиться. Москва – спит, в частности, на просмотре фильма О’Райли, который при всей глубине проникновения в русскую душу и национальный характер, не интригует и уж тем более далек от лягушачьего катарсиса а-ля «Магнолия».
Да, все эти истории жизненны и правдоподобны. Они все, за исключением, пожалуй, линии с «Полонским», могли произойти в любом городе страны и ближнего зарубежья. Да, в Москве живут гопники и пенсионеры. Что уж говорить о поп-звездах: здесь почти что в каждом доме есть своя и не одна.
Где же хипстеры и креаклы? Где нечто среднее между нуворишами и люмпенами? Почему этот фильм - о Москве? Где энергетика этого города? Как, блин, теперь выкинуть из головы припев «Moscow never sleeps»? (Справедливости ради отметим, что эта песня не звучит в фильме).
Вряд ли «Москва никогда не спит» соберет приличную кассу в кино. По крайней мере, смотреть на большом экране тут особенно нечего (кроме московских пейзажей с высоты птичьего полета). В «телевизоре» фильм бы смог привлечь более благодарную аудиторию – многие сюжетные перипетии вполне вписываются в канву российских мыльных опер.
Денис Шлянцев,InterMedia
«Злой город» возглавил российский бокс-офис
Исторический фильм «Злой город» стали лидером российского проката по итогам уикенда 30 января – 2 февраля 2025 года. Он дебютировал в кинотеатрах с впечатляющей кассой в 138,5 миллиона рублей. На вторую строчку вновь поднялся «пиратский» анимационный релиз – «Муфаса. Король Лев», собравший 64,7 миллиона на шестой неделе в России.
Лидер прошлого уикенда «Холоп. Великолепный век» занял третье место со сборами в 57,3 миллиона (что на 43.6% меньше, чем на его дебютной неделе). Еще один лидер предыдущей недели – фильм «Василий» - оказался на пятой строке с кассой в 47,1 миллиона (что на 53, 5% меньше его стартовых показателей). Четвертое место заняла киносказка «Финист. Первый богатырь» (50 миллионов), а ее новогодний конкурент «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» - шестое (46,6 миллионов).
Тем временем в американском прокате первые две строчки по итогам уикенда оккупировал новинки – мультфильм «Догмен: Пушистая справедливость» и комедийный хоррор «Компаньон», а «Муфаса» оказался на третьем месте.
Премия «Ника» представила лонг-лист
Российская академия кинематографических искусств обнародовала 3 февраля 2025 года лонг-лист премии «Ника» и объявила о начале голосования за номинантов. Так в номинации «лучший игровой фильм» представлены 67 картин, вышедших в 2024 году. В их числе «Василиса и хранители времени», «Воздух», «Кончится лето», «Лед 3», «Летучий корабль», «Любовь Советского Союза», «Мастер и Маргарита», «Огниво» «Онегин», «Пришелец», «Руки вверх!», «Смотри на меня», «Снег в моем дворе», «Сто лет тому вперед», «Тополиный пух», «Тур с «Иванушками», «Холоп 2» и другие. В номинации «лучший сериал» фигурируют 18 названий, в том числе «Дайте шоу», «Золотое дно», «Игры», «Комбинация», «Лихие», «Первый номер», «Плевако», «Последний богатырь. Наследие», «Преступление и наказание», «Трасса» и др.
Опубликованы также списки претендентов на «Нику» в номинациях «лучший неигровой фильм», «лучший анимационный фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая сценарная работа», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка к фильму», «открытие года», за актерские работы первого и второго плана и т.д.
Как обычно, голосование будет проходить в два тура. В соответствии с регламентом членам академии предстоит в номинации «Лучший фильм» отметить не более пяти претендентов, а в номинациях по профессиям – не более трёх.
Дата объявления шорт-листа и проведения церемония вручения пока не объявлены.
Кирилл Разлогов рассказывает о своем детстве в трейлере документального фильма
Первый тизер-трейлер документального фильма «Кирилл Разлогов» был обнародовал 3 февраля 2025 года. Картина об известном киноведе, культурологе и телеведущем, скончавшемся в 2021 году в возрасте 75 лет, будет включать его последнее, ранее не публиковавшееся интервью с режиссером-документалистом Еленой Демидовой, воспоминания коллег и друзей, фрагменты его любимых классических фильмов, редкие архивные материалы и эксклюзивные фото из личного архива семьи, а также авторскую анимацию, иллюстрирующую мемуары героя и озвученную его голосом: свои мемуары он записывал на диктофон, и именно эти аудиозаписи войдут в картину.
Режиссерами ленты выступают дочь киноведа Анастасия Разлогова и Анджей Петрас, который также является композитором картины, за анимацию отвечают Алексей и Мария Ермолаевы. Проект создается при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Премьера запланирована в 2025 году.
Кирилл Эмильевич Разлогов родился в 1946 году в семье дипломата, вырос во Франции и Болгарии, а начал карьеру в Советском союзе. Киновед, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Кирилл Разлогов около 25 лет руководил Российским институтом культурологии, был ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства, принимал участие в подготовке аналитических материалов по развитию культуры и искусства, в разработке законодательства о культуре, научных и общественных обсуждениях различных проблем в области культуры и искусства. Разлогов являлся Президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России, программным директором Московского международного кинофестиваля, кинофестиваля «Евразийский мост», кинофестиваля стран БРИКС, Фестиваля американского кино AmFest; автором и ведущим программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001—2002), «Культ кино» (2001—2021). За двадцатилетие существования программы «Культ кино» было создано более 300 выпусков, которые смотрела вся страна на телеканале «Культура». Он вел мастерскую во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Г.Н.Данелии, в Высшей школе европейских культур Российского государственного гуманитарного университета и Северо-восточном федеральном университете.