Сергей Полунин уехал из РоссииБывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабеже

Александр Кондратенко: «Смежные права очень часто путают с соавторством или с правами на переработку произведений, что совершенно неправильно»

17.09.2015 13:31 Музыка Рубрика: Дайджест

О СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

— Давайте пока оставим авторов в покое вместе с их рукописями, партитурами, картинами и поговорим о правах, которые являются производными от авторских. Такие права получили название «смежные». Очень часто эту категорию прав путают с соавторством или с правами на переработку произведений, что совершенно неправильно. В целях самой общей характеристики «смежные» права можно описать как права, связанные с воплощением произведений. Давайте разберём это понятие на простом примере. Например, автор сочинил песню и у него возникли авторские права на это произведение. Но наш автор не выступает на сцене, да и искусством вокала владеет так себе. Поэтому здесь и возникает новый правовой субъект – Исполнитель. Исполнение, манера, да и сама личность исполнителя также важна для успеха этой песни. Исполнитель воплощает музыкальное произведение (песню) и у него возникают права исполнительские (не авторские, он же – не автор, а только исполнитель), связанные с правами в отношении его исполнения. То есть исполнителю принадлежат смежные исполнительские права, а автору - авторские. Поэтому, если кто-то решит легально использовать результаты этого исполнения (например, для записи фонограммы или видео, или осуществления трансляции исполнения), то помимо договора с автором песни необходимо будет заключить договор с исполнителем.

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

— Особое место в области исполнительских смежных прав занимает личность дирижёра, но о нём немного позже. Несмотря на то, что дирижёр конкретно ни на чём не играет, он также является субъектом смежных исполнительских прав. Так же, как и в случае с авторскими правами, исполнение обязательно должно носить творческий характер. В терминологии ГК РФ даже существует специальный термин «автор исполнения», однако не только я, но и многие специалисты в области авторского права считают его неудачным, видимо из-за того, что «автор» – это автор, а «исполнитель» – это исполнитель, как бы банально это не звучало. При определении круга лиц, включаемых в понятие "исполнитель", законодательство традиционно придерживается подхода, в соответствии с которым исполнителями признаются только физические лица. Кстати говоря, спортсмены, участники массовых сцен и не могут претендовать на признание их исполнителями и получение охраны в качестве исполнителей, потому что не исполняют конкретного произведения, хотя насчёт фигуристов или гимнастов я бы поспорил. Также обратите внимание на ещё один подводный камень в отношении термина «исполнение», который может быть использован как способ использования произведения (как объекта авторского права), так и являться объектом «смежных» прав. При этом надо учесть ситуацию, что в том случае, если исполняемое произведение перешло в общественное достояние и имущественные права перестали охраняться ввиду окончания срока действия исключительных прав, смежные права исполнителя всё равно возникают и подлежат правовой охране.

О ПРАВАХ ИСПОЛНИТЕЛЯ В ЦЕЛОМ

— Теперь давайте перечислим конкретно все права, которые принадлежат исполнителю. Также как и авторские права, смежные права разделяются на исключительное право и личные неимущественные права.

К личным неимущественным правам исполнителя относится право признаваться исполнителем произведения, право на указание имени исполнителя или названия коллектива исполнителей, право на неприкосновенность исполнения. Отдельно оговаривается, что право исполнителя на имя может не применяется в случаях, когда «характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей». Право исполнителя признаваться исполнителем, его имя и неприкосновенность исполнения, как и положено личным неимущественным правам, охраняются бессрочно.

Теперь перейдём к исключительным правам в отношении исполнений, а конкретно, какими собственно способами может быть использовано то или иное исполнение. Их полный перечень содержится в статье 1317 ГК РФ, отдельно обращаю ваше внимание на различие понятий «исполнение» и «запись исполнения»:

Исполнителю принадлежит право:

1) сообщать исполнения в эфир и по кабелю, включая сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению, кабелю, оптоволокну и т.д.

2) разрешать запись исполнения, т.е. фиксацию звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

3) воспроизводить запись исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

4) распространять запись исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

5) сообщать в эфир и по кабелю запись исполнения;

6) доводить запись исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7) публично исполнять запись исполнения;

8) осуществлять прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЯ И ИЗГОТОВИТЕЛЯ ФОНОГРАММЫ

— Для исполнителя важно понимать, что лицо, которое осуществляет запись, в дальнейшем получает права на её использование и фактически распоряжаться ею, в том числе - результатами вашего исполнения. Поэтому в случае, если между изготовителем фонограммы и исполнителем отсутствует какой-либо договор, то на основании пункта 3 статьи 1270 ГК РФ права исполнителя в отношении сделанной записи им утрачиваются в пользу изготовителя фонограммы, в частности – право на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения. Такой подход, основанный на согласии исполнителя осуществить запись, для него крайне невыгоден. Поэтому исполнение (например, студийное) должно осуществляться на основании договора с ясными и понятными финансовыми условиями, предусматривающих вознаграждение исполнителя или обязательства владельца фонограммы по выплате вознаграждения на условиях, зависящих от использования фонограммы или других факторов. На практике часто случается, что исполнитель самостоятельно занимается изготовлением фонограммы, в этом случае он становится обладателем смежных прав на фонограмму, которую может в дальнейшем использовать по своему усмотрению или передать кому-нибудь права на её использование.

О СООТНОШЕНИИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

— Теперь немного грустная тема для исполнителей, исполняющих чужие произведения. Сейчас мы разберёмся, как между собой взаимосвязаны авторские и смежные права? Дело в том, что многие исполнители осуществляют исполнения произведений, нарушая имущественные права их авторов, в частности - право авторов произведения на осуществление его публичного исполнения, забывая о пункте 2 статьи 1315 ГК РФ, которую ввиду её лаконичности, процитируем полностью: «Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений». То есть для того, чтобы законно исполнить чужое произведение, и уж тем более осуществить его запись, необходимо  получить разрешение от его автора, а ещё точнее – правообладателя. В противном случае, вы рискуете быть признаны нарушителем авторских прав с самыми печальными последствиями, в том числе – финансовыми. <...>

Ещё хотел бы разъяснить очень простую вещь, в отношении которой часто возникают вопросы у авторов-исполнителей. А каким образом коррелируются авторские и смежные права? Всё очень просто – вам как автору произведения принадлежат авторские права, а как исполнителю – смежные права исполнителя, а если вы ещё к тому же самостоятельно изготовили фонограмму – то и смежные права на фонограмму. При этом, все права никаким образом не поглощаются друг другом, а наоборот, принимают более объёмный и разносторонний характер.

(Soundrussia.ru, 16.09.15)

Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»

обложка альбома

2024, «Лазерный диск».

Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.

Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.

Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»

22.12.2024 15:14 Музыка Рубрика: Хроника
обложка сингла

Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.

Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.

Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:

- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.

Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.

Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год

22.12.2024 12:38 Музыка Рубрика: Хроника
обложка книги

Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».

- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.

Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.

Фото: обложка книги
Теги: книги, шансон
β 16+