Максим Галкин: «На Первом было много сатиры и юмора в мой адрес, но я никогда не обижался, а над некоторыми пародиями дико хохотал»

ОБ УХОДЕ С ПЕРВОГО КАНАЛА И ВОЗВРАЩЕНИИ
— В свое время я ушел с Первого канала — по каким-то своим, сугубо личным причинам. Уже не очень хорошо помню свою логику. Ну, допустим, мне хотелось чего-то другого, другого развития. Работа на канале «Россия 1» много мне дала, я нарастил какие-то новые мышцы и очень за это благодарен. В то же время за эти семь лет на Первом было много сатиры и юмора в мой адрес, но я никогда не обижался, а над некоторыми пародиями дико хохотал.
Всегда было понятно, что канал имеет на это право, поскольку я был по отношению к нему не прав. Сейчас же у меня созрел совершенно другой проект, и стало понято, что сделать его на «России» будет сложно. А единственный человек, с которым я смогу его осуществить, — это Константин Эрнст. Я был очень рад, что он откликнулся. Без его участия сделать то, что мне нужно, я не смогу — без его видения, без его креативной энергии.
НЕ БЫЛО ЛИ ЖЕЛАНИЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КОНЦЕРТОВ В ПОЛЬЗУ ТЕЛЕКАРЬЕРЫ?
— Нет. Я убежден, что только концерт развивает артиста. Все остальное — будь то телевидение или частные мероприятия для богатых клиентов — эксплуатирует его. Без встречи со зрителем, который, кстати, отдает свои кровные деньги, никакого развития нет. Ты никогда не станешь хорошим юмористом, сидя в студии. Телеведущим и импровизатором — да, но навык общения с аудиторией один на один иначе не наработать. Впрочем, разумеется,
мне хочется преуспеть и там, и здесь. Особенно учитывая ту часть аудитории, которая, что называется, создает мнения.
Это как раз те люди, которые говорят, что не смотрят телевизор или смотрят только «Культуру». Я очень давно ничего не делал для таких зрителей, хотя именно для них я когда-то начинал выступать на «Нике» и в Доме актера. К тому же у нас общий бэкграунд: я тоже люблю тонкий интеллектуальный юмор. Возможно, мне с новым проектом и до них удастся достучаться — сквозь экран выключенного телевизора (улыбается).
О НОВОМ ПРОЕКТЕ
— Это точно будет юмористическое развлекательное шоу, хотя о подробностях пока говорить рано. Мне бы очень хотелось, чтобы это была программа, в которой я мог бы в полной мере быть собой. Те проекты, в которых я работал ведущим, в известном смысле использовали определенные мои способности. Теперь мне хочется использовать весь спектр. А значит, там должно быть и общение со зрителем, и гости, и постановочные номера, и какие-то видеосюжеты — много всего. Это будет шоу выходного дня — оно не может быть ежедневным, но очень хотелось бы выйти в итоге на еженедельный режим. В общем, это должны быть такие брызги шампанского.
О ПОЛИТИЧЕСКИХ ШУТКАХ
— Мне это очень интересно, но, учитывая реалии нашей страны, это не всегда возможно. Причем, как правило, цензура осуществляется по инициативе редактора — без каких-то там директив сверху. Например, перед Болотной из моего концерта вырезали 18-минутный кусок, в котором ничего страшного не было. Но потом его никто и не думал возвращать. А в последних двух концертах на «России» политический блок вообще был убран полностью. Так это работает. Сначала вырезается отдельная острая шутка, а потом уже ты думаешь, что слово «президент» вообще не должно звучать от кого-то, кроме ведущего новостей или Дмитрия Киселева. Но ведь кроме политики есть и много других интересных тем.
Просто если ты не имеешь возможности рассказать про политику, то должен иметь возможность хотя бы рассказать про «задницу». Главное в шутках на грани — не бояться быть пошлым, а бояться быть несмешным. Потому что, если ты не можешь шутить ни про политику, ни про задницу, ты становишься стерильным.
КАК ОКАЗАЛСЯ В ШОУ «ТОЧЬ-В-ТОЧЬ»?
— Мне это предложил Константин Львович. Я посомневался минут пять, а потом согласился. Я вообще люблю нестандартные решения и мне нравится ломать схемы. Это касается даже юмористического жанра. Я как-то еще в 1994 году выступал на закрытии сезона в ЦДЛ с номером, в котором были четыре реальных политика и один вымышленный — так делать нельзя, но мне это было интересно, и реакция была любопытной. Сергей Владимирович Михалков, например, подошел ко мне и предположил, что под вымышленной героиней я подразумевал Валерию Ильиничну Новодворскую.
Впрочем, на «Точь-в-точь» я, конечно, пришел не из соображений оригинальности, а потому что я очень люблю этот жанр, мне страшно нравится удивлять зрителя перевоплощениями.
И мне кажется, что я, будучи профессионалом, смогу что-то привнести в этот жанр. При этом меня, кстати, совершенно не смущает, что пародия с использованием грима и реквизита считается более низким жанром, чем то, чем я занимаюсь уже много лет. Что же касается моего опыта в профессии, то меня участие сильного соперника всегда только подстегивает. Это делает шоу интересным, в том числе и для меня. А ведь когда интересно мне, то интересно и зрителю, правда? И потом среди участников есть несколько очень хороших вокалистов — чуткий человек поймет, о ком я говорю. Мне это правда страшно интересно, участие здесь важнее победы, и это не фигура речи. Я ведь свою порцию зрительской любви уже имею, а к регалиям всегда относился спокойно — до сих пор не являюсь ни заслуженным, ни народным артистом.
(Ярослав Забалуев, «Газета.ру», 07.10.15)
Ирина Аллегрова и Юрий Васильев награждены орденом «За заслуги в культуре и искусстве»

Владимир Путин подписал указ о награждении Ирины Аллегровой орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Артистка получила награду «за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». Соответствующий документ был подписан и опубликован на официальном портале правовой информации 10 марта 2025 года .
Таким же орденом награжден и актер Московского академического театра сатиры Юрий Васильев.
Амазонки русского искусства: женщины в истории отечественной живописи

Восхитительные натурщицы, музы-вдохновительницы, заботливые подруги гениев — этими амплуа женщины в русском искусстве не ограничивались. Они не только творили сами, но собирали коллекции, открывали галереи и мастерские и даже брали в руки бразды правления художественными институциями. Всероссийская платформа «Artists/Художники», организованная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, предлагает вспомнить прекрасных дам, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю отечественного искусства.
От домашних уроков до академической свободы
Домашнее обучение рисованию издавна считалось важной частью воспитания барышень из приличных семейств. Нежной акварельности пейзажи и букеты, а то и выполненные маслом портреты друзей и близких добавляли уюта домашним интерьерам, были памятными дарами или жертвовались на благотворительность. Живопись были приятным досугом и только в редких случаях становилась средством заработка. Более-менее профессиональное образование для наших талантливых соотечественниц стало доступно только в конце 30-х годов XIX века, когда при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек.
Через несколько лет девушкам и молодым дамам позволено было посещать классы Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся, где занятия вели преподаватели Академии художеств. Но если юноши по окончании обучения получали право поступать в это престижное учебное заведение, то для девушек эта дорога была закрыта. Изображение обнажённой натуры, являвшееся обязательной учебной дисциплиной, оставалось для них под строжайшим запретом как по религиозным, так и по нравственным соображениям. В качестве «компенсации» художницам предоставили право участвовать в академических конкурсах. В 1854 году Софья Сухово-Кобылина, младшая сестра прославленного драматурга, стала первой женщиной, получившей за свои пейзажи золотую медаль Академии. Только через 14 лет, в 1868 году, её «коллеге» Марии Дмитриевне Ивановой-Раевской удалось сдать академический экзамен на звание свободного художника. И лишь несколько лет спустя дам допустили в Академию в качестве вольнослушательниц. Полноправными студентками они стали только в 1893 году.
- Нам сегодня очень сложно представить, что женщинам пришлось долго и упорно бороться за право заниматься искусством, — признаётся Вероника Коржевская, арт-директор Всероссийской платформы «Artists/Художники». — Вплоть до последних десятилетий XIX века, чтобы получить полноценное образование в области живописи или ваяния, им приходилось ехать за границу. Как правило, в Париж, где во множестве существовали частные школы, открытые для всех желающих. Но и на этом пути были серьезные препятствия, одолеть которые удавалось немногим счастливицам. Но чем труднее давалась победа, тем ярче воплощали они в своём творчестве то, что было для них особенно важно, — свой взгляд на такой сложный и противоречивый мир, нуждающийся в красоте и свете, тепле и заботе, которые привносит в него женщина. Причём далеко не всегда женщинам требовались для этого кисти и краски или резец и мрамор. Многие, как великая княгиня Мария Павловна или княгиня Мария Тенишева, обладали ещё и незаурядными организаторскими способностями. То, что им удалось сделать в жизни, до сих пор вызывает восхищение и глубокое уважение.
За 160 лет существования Императорской академии художеств во главе её стояло всего 11 президентов. Дважды эту должность занимали прекрасные представительницы царствующей династии. Великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, в 1852 году заменила на этом посту своего умершего супруга — князя Максимилиана Лейхтенбергского. Тонкая ценительница искусства, обладательница прекрасной коллекции картин и скульптур, она возглавляла Академию на протяжении 24 лет. При ней был принят новый устав, возвращающий преподавание общественных предметов, была перестроена часть помещений главного здания, систематизирована академическая коллекция. Мария Николаевна добилась выплат из казны для поощрения деятельности академии и из своих средств ежегодно выплачивала премии молодым художникам за лучшие работы.
Её примеру последовала и великая княгиня Мария Павловна, урождённая принцесса Мекленбург-Шверинская, супруга третьего сына Александра II— великого князя Владимира Александровича. После смерти мужа в 1909 году она приняла бразды правления и не выпускала их до самой революции. При ней были возобновлены съезды художников и архитекторов, проведена грандиозная выставка «Ломоносов и Елизаветинское время» и начато строительство первого в России выставочного зала для произведений современного искусства, известного сегодня как корпус Бенуа Русского музея.
Меценатство народного искусства
Княгиня Мария Тенишева, сама обладавшая талантом к живописи, ценила его и в других, одной из первых отдав должное весьма спорному, по мнению современников, дарованию Михаила Врубеля. Мария Клавдиевна была одной из самых известных женщин-меценатов в русской истории — поддерживала художников, финансировала проекты Сергея Дягилева, археологические раскопки и издание журнала «Мир искусства». Вместе с мужем, князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым, занималась организацией работы русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. «В моей деятельности нет ничего “женского”, всё, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной», — говорила о себе Мария Клавдиевна. Делом жизни стал для неё центр народных ремесел в имении Талашкино, куда в качестве наставников она пригласила Михаила Врубеля и Николая Рериха. В 1907 году Тенишева представила в Лувре свою коллекцию русского народного и церковного искусства, насчитывавшую более 6000 единиц, которая вызвала подлинный фурор. Ей со всех сторон поступали предложения выкупить собрание, но Мария Клавдиевна вернула его в Россию, несмотря на то что сама к тому времени уже два года жила во Франции.
Имя Надежды Евсеевны Добычиной долгое время оставалось незаслуженно забытым. Между тем она стала первой галеристкой в истории отечественного искусства. И даже если бы она больше ничего за свою жизнь не сделала, для благодарной памяти потомков хватило бы одного лишь «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, представленного в 1915 году на организованной ею Последней футуристической выставке картин «0,10». Созданное ею «Художественное бюро Н.Е. Добычиной» занималось не только экспонированием и продажей произведений искусства, но и заказами по «художественному устройству квартирной обстановки» и даже созданием театральных костюмов и декораций. Именно Добычина устроила персональные выставки Наталии Гончаровой и Марка Шагала. Собиралась привезти в Петербург работы Пабло Пикассо, познакомить широкую публику с искусством Персии и японской гравюрой. Воистину, она была женщиной, опередившей своё время.
Искусство, изменившее облик советского монументализма
В истории советского монументального искусства Вера Мухина — явление беспрецедентное. В её творчестве непостижимым образом сочетаются масштаб, мощь и напор с экспрессивностью пластики, точностью силуэтов и выразительностью линий. Её имя обессмертили «Рабочий и колхозница» — парная скульптура из металла для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Проект Мухиной победил в закрытом конкурсе. Самым сложным было найти положение драпировок и свободных рук статуй. Но главным «открытием» скульптора стало полотнище, летящее по ветру за их спинами. Материалом выбрали хромоникелевую сталь, обладающую превосходной ковкостью и хорошим светоотражением. Скульптура собиралась из отдельных блоков, которые приваривались к стальному каркасу. Работы велись авральным порядком, рабочие трудились в три смены, Мухина вносила исправления прямо на площадке, для чего порой приходилось переделывать уже собранные блоки.
Директор завода, боясь лишиться своего кресла, если статую не закончат вовремя, написал донос — якобы Мухина сознательно тормозит работу, а кроме того, в драпировках юбки колхозницы с определённого ракурса просматривается лицо Троцкого. Смонтированную скульптуру высотой 23,5 м и весом 75 т приехали принимать члены правительства во главе с Молотовым и Ворошиловым. А ночью на площадку прибыл Сталин. Осмотрев монумент в свете прожекторов, вождь, не сказав ни слова, уехал. А утром Иофан, архитектор спроектировавший советский павильон на ВДНХ в Париже, сообщил Мухиной, что работа принята без замечаний. Скульптуру разобрали и, разрезав на 65 частей, на 28 железнодорожных платформах отправили во Францию и собрали всего за 11 дней вместо запланированных 25. «Впечатление, произведённое этой работой в Париже, — призналась тогда Мухина, — дало мне всё, что может пожелать художник».
Талант, испытания и вечная любовь к искусству
Зинаида Серебрякова рисованию нигде не училась, унаследовав талант от предшествующих поколений семейств Бенуа и Лансере. Александр Бенуа, её дядя по линии матери, считал девушку «обладательницей совершенно исключительного дара». Первое, что всплывает в памяти, — ставшая чуть ли не классикой картина «За туалетом». Озорная, грациозная девушка с лукавой улыбкой доверчиво смотрит в большой мир, начинающийся за стенами уютной комнаты, ничего не зная про испытания, которые выпадут на её долю. Краткий, но очень счастливый брак, вдовство с четырьмя малыми детьми на руках, революция и невозможность прокормить малышей и старуху мать; отъезд в Париж в поисках заработка, думалось ненадолго, оказалось, на всю оставшуюся жизнь; разлука с двумя из детей почти на 40 лет. «Вот если бы всё было иначе в моей жизни и я могла бы рисовать то, что я люблю, то есть красоту “крестьянской” жизни, “венецианские сюжеты”, было бы всё иначе», — писала художница одной из дочерей. Серебрякова вошла в историю отечественной живописи не открытием новых течений или ниспровержением устоявшихся канонов, но неисчерпаемой любовью к миру, людям и искусству.
Наследие и влияние женщин в искусстве России
Мир художественного творчества стремительно меняется, рождая не только новые «чистые» направления, но огромное количество трансграничных или междисциплинарных, в которых женщина-художник в самом широком смысле слова продолжает играть очень заметную, а порой и выдающуюся роль.
- Мы живём в эпоху бурно развивающихся технологий, но никакие технологии не смогут заменить человека-творца, — уверена Елена Ярёменко, директор Института анимации и цифровых технологий ВГИКа. — Наши студентки выдерживают огромный конкурс — сто человек на место, — чтобы получить право учиться искусству анимации. Они успешно овладевают навыками работы с нейросетями и прочими цифровыми премудростями, но при этом по двенадцать часов в неделю занимаются классическим рисунком и живописью. Наши выпускники, покорив вершины мастерства, возвращаются в almamater педагогами, чтобы передать эстафету дальше. Татьяна Никитина — обладатель “Золотого орла” за анимационную ленту “Щелкунчик» и премии Правительства РФ за “Ку! Кин-дза-дза”. Наталья Вячеславовна Орлова была художником-постановщиком на знаменитой “Тайне третьей планеты”, а Наталья Борисовна Дабижа как художник-мультипликатор участвовала в создании таких легендарных мультфильмов, как “Чебурашка”, “Шапокляк”, “38 попугаев”. Создавать удивительные миры — разве не в этом призвание женщины?
Бесстрастная статистика свидетельствует: среди абитуриентов, штурмующих творческие вузы, девушек сегодня больше, чем юношей.
- Причина женского бума, — уверена художница Ирина Петровская, — в том, что искусство испокон веков являлось мужской профессией. Мы никак не можем надышаться этой свободой. Большинству из нас для самореализации домашнего удела недостаточно. Даже самого благополучного. При этом мы прекрасно понимаем, что в мире современного искусства, как, впрочем, и в других сферах деятельности, безопаснее себя чувствует мужчина. Он не уйдёт в декрет, не будет сидеть с детьми на больничных и водить их по кружкам и секциям. Он считается более стабильным. А потому женщине, чтобы не просто удержаться, но развиваться в профессии, необходимо быть дисциплинированной и сильной. И этому нас учили ещё в советские времена. Мои бабушки и прабабушка не уставали твердить: без образования и профессии личностью не станешь, из твоей жизни может исчезнуть всё, а ты у себя есть до последнего вздоха! Цельной натуре легче переносить трудности и невзгоды. Потому женщины в искусстве готовы очень на многое: больше работать и учиться, вгрызаться в неизвестное. Мы по натуре более чувствительны — через себя пропускам больше, умеем аккумулировать пережитое и не стесняемся выплёскивать это в творчестве. Так что женщина в современном искусстве — это многогранная, интересная и сильная личность.
Виктория Пешкова
Король Великобритани Карл III рассказал в подкасте о своих любимых песнях

Карл III стал первым британским монархом в истории, записавшим собственный подкаст и составившим и обнародовавшим свой плейлист. Премьера состоялась на Apple Music Radio 10 марта 2025 года – в День Британского содружества наций. В список любимых песен Карла III вошли 17 песен, 15 из которых исполняют артисты из стран Содружества. Король рассказал в подкасте и о том, чем ему дороги эти композиции. Возглавил топ самых любимых песен хит «Loco-Motion» Кайли Миноуг.
- Это музыка для танцев… в ней есть та заразительная энергия, из-за которой, как мне кажется, невероятно трудно усидеть на месте! – признался 76-летний монарх, вспомнив, , что впервые стал неожиданным поклонником Кайли после того, как поп-певица и посол его тогдашнего Фонда принца приехала в Сент-Джеймсский дворец, чтобы выступить в 2012 году перед визитом в Австралию.
Также в есть два американских хита – «Crazy in Love Бейонсе», которую звезда сыграла для него в 2003 году, и «Upside Down» Дайаны Росс.
- Эта исполнительница настолько исключительная, что я просто не мог устоять и не включить ее музыку, — сказал король о Бейонсе.
Также в плейлисте есть «Could You Be Loved» Боба Марли (с которым король встречался, когда музыкант приехал в Лондон перед своей смертью в 1981 году в возрасте всего 36 лет) и и мелодия 1930-х годов «The Very Thought of You» Эла Боулли, которая, по его словам, напоминает ему о его горячо любимой бабушке, «потому что она много играла такую музыку, и она всегда поднимает мне настроение».
Плейлист короля Великобритании Карла III:
- Боб Марли и The Wailers — «Could You Be Loved»;
- Милли Смолл — «My Boy Lollipop»;
- Кайли Миноуг — «The Loco-Motion»;
- Эл Боулли — «The Very Thought of You»;
- Грейс Джонс — «La Vie En Rose»;
- Raye — «Love Me Again»;
- Дэдди Лумба — «Mpempem Do Me»;
- Давидо — «Kante» (при участии Fave);
- Мириам Макеба — «The Click Song»;
- Джулс Холланд и Руби Тернер — «My Country Man»;
- Анушка Шанкар — «Indian Summer»;
- Сити Нурхализа — «Anta Permana»;
- Даме Кири Те Канава — «E Te Iwi E (Call to the People)»;
- Майкл Бубле —«'Haven't Met You Yet»
- Arrow — «Hot Hot Hot';
- Бейонс и Джей Зи — «Crazy in Love» (feat. Jay-Z);
- Дайана Росс — «Upside Down».