Семен Слепаков: «Люди, которые не смотрят телевизор, только думают, что его не смотрят»

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОНРАВИТСЯ ЗРИТЕЛЯМ
— Это очень сложно. Но у меня это всегда естественно получалось: то, что было смешно мне, было смешно и всем остальным, ну, большинству людей, телезрителям канала ТНТ. И я всегда очень ценил эту естественность. Если я понимаю, что какой-то проект нашему зрителю не по вкусу, то стараюсь либо изменить сам проект, либо сменить площадку.
О ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ
- Сейчас самое важное направление на телевидении все-таки развлекательное. Мы хотим экспериментировать, расти, делать что-то новое, но наш зритель по-прежнему усталый возвращается с работы и садится в кресло, взяв еду и параллельно разговаривая с женой; он хочет, чтобы что-то такое доброе, знакомое, то, к чему он уже привык или быстро привыкнет, звучало фоном, периодически выступая на передний план, когда у него есть время это воспринимать. Это правила, по которым живет телевидение, ты не можешь сказать: «А теперь давайте погасим свет, замолчим и насладимся шедевром». Это уже будет кино или же интернет, где человек находит что-то конкретное и смотрит по собственному желанию.
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕЙТИ К БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОМУ ЖАНРУ
— Если честно, мне все интересно. У меня нет потребности прикалываться и шутить постоянно. Я ведь даже в КВН пошел играть, потому что мне хотелось исполнять финальные песни, стоя на сцене. В них такие всегда сентиментальные слова: «мы вернемся», «мы еще встретимся». Эта ностальгия меня всегда очень трогала. Поэтому мне интересно работать в различных направлениях, главное, чтобы было про жизнь, чтобы зритель смог узнать в этом себя.
О РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ ПРИ СОЗДАНИИ СЕРИАЛА «ОЗАБОЧЕННЫЕ»
— У меня пунктик такой: я ошибки совершаю, но потом обязательно хочу их исправить. Нас можно во всем подряд обвинять, но уж точно нельзя в том, что мы относимся к нашей работе спустя рукава. Нам действительно, может быть, где-то таланта не хватает или каких-то навыков, умений или профессионализма. Но зато есть желание сделать по высшему разряду, чтобы все было по максимуму. Видимо, поэтому мы что-то переснимали, переписывали. Если бы они уже не вышли в эфир, я бы еще что-нибудь переписал или переснял.
О СЕРИАЛЕ «БОРОДАЧ»
— Мы решили рискнуть и сделать такой немного странный, но довольно интересный новый формат. В «Бородаче» все держится на рассказе главного героя. И сначала нам показалось, что это будет совсем несложная история, потому что мы ее относительно легко сняли в «Наша Russia». Тогда он просто говорил, и все веселились страшно. Но когда все растянулось на 24 минуты, стало понятно, что внутри каждого эпизода должна быть жесткая драматургия. Это совершенно экспериментальный формат, когда один человек тебе 24 минуты что-то рассказывает, и ты в принципе следишь за его рассказом, аналогов в мире я не знаю.
ЧТО СЛОЖНЕЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД СЕРИАЛОМ?
— Продвинуть сериал несложно. Сериал сложно снять, написать. Вот, пишешь пилотную серию, снимаешь, и если получилось хорошо — ты невероятно счастлив. И только потом понимаешь, что это только начало, что сейчас нужно сериал написать, потом снять его, смонтировать, выпустить, а если он получится, то писать второй сезон, а потом и третий, и четвертый. Вот «Универ» — он идет с 2008 года. Страшно сказать: восемь лет в эфире, 500 серий. Я писал первые сто. Сменились поколения авторов, родились дети, появились жены, а «Универ» еще идет. Сериал — адовая штука. В этом плане фильм гораздо более гуманная вещь, ты его за три года сделаешь и избавишься от него.
ПРИБЛИЗЯТСЯ ЛИ РОССИЙСКИЕ СЕРИАЛЫ ПО КАЧЕСТВУ К АМЕРИКАНСКИМ?
— В чем-то да, в чем-то нет. У нас свой путь. Хорошие сериалы, на самом деле, периодически появлялись и раньше — «Место встречи изменить нельзя», Штирлиц и т.д. В России все аккуратнее относятся к откровенным сценам, к каким-то кровавым моментам, а там у них зритель намного более искушенный. В США давно сложилась некая единая сериальная культура, а у нас это, скорее, выжженная земля, на которой есть маленькие постройки, какие-то симпатичные,какие-то уродливые, где-то вообще все развалено. Но чего-то единого у нас нет, поскольку наша реальность — очень шаткая, хрупкая и все время меняется. Два года назад, работая над «Озабоченными», мы не могли представить, что когда сериал выйдет в эфир, доллар будет — 70, а наша страна — в состоянии конфликта с кучей государств и все люди будут хотеть смотреть новости. В этом плане российская действительность похожа на пороховую бочку: она все взрывается под тобой, а ты не успеваешь осознать, понять и простить, как говорит Бородач.
О СВОЕЙ РЕАКЦИИ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ В МИРЕ
— Если честно, я в растерянности. Вообще, и в жизни, и в творчестве я оптимист. Хотя нередко говорю о чем-то с грустью или сознательно провоцирую. И все-такимне нравится, когда в конце есть надежда, что все будет хорошо. Но когда эта надежда становится все более и более призрачной, у меня почва из-под ног начинает уходить. Я предпочитаю высказываться и общаться со зрителем через юмор, но сейчас мне все сложнее и сложнее находить новые темы. Нет, они находятся, конечно, но почему-то не так, что ли, смешат, как раньше.
ПОЧЕМУ НЕ ШУТИТ НАД КОНФЛИКТОМ РОССИИ И УКРАИНЫ?
— У меня есть несколько песен, в которых я высказываюсь довольно жестко. Но конкретный вопрос —украинско-российский — очень сложный. И я не вижу способа смешно высказываться на эту тему. Нет, ну, можно пошутить, что мы ухитряемся со всеми поссориться всегда, но у меня так не получается, я сначала должен задуматься, почему у нас это так, почему с той стороны — по-другому, и когда я себе все эти вопросы задаю, у меня — ноль в остатке. Я не могу сформулировать смешную мысль из всего этого. Я пытаюсь, я иду по цепочке событий, все звенья прохожу и понимаю, что ниточка никуда не привела. Не смешно мне.
О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ НЕ СМОТРЯТ ТЕЛЕВИЗОР
— Мне кажется, что люди, которые не смотрят телевизор, только думают, что его не смотрят. На самом деле, они его смотрят в других местах: в интернете, в айфоне. Я думаю, что телевизор и сейчас остается тем рупором, через который ты можешь что-то сказать огромной массе людей.
МОЖНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ САТИРОЙ, ОСТАВАЯСЬ ВНЕ ПОЛИТИКИ?
— Можно. Для меня рецепт один: делать то, что ты сам чувствуешь лучше всего. Если тебя разрывает от того, что ты хочешь высказываться на политическую тему — вперед, а там уже потом выяснится, кто ты: интересный юморист или просто какой-то графоман, который хочет привлечь к себе внимание. Всегда надо делать то, от чего тебя самого прет, грубо говоря. Кто-то не любит шуток про политику, а кто-то вообще больше ничего не любит — только про политику шутить. Нужно себя чувствовать максимально естественно, это, по крайней мере, будет честно.
ОБ ИНТЕРНЕТЕ
— Интернет стал массовым явлением. Благодаря интернету люди становятся звездами, едут в гастрольные туры, их все узнают. Например, если я перестану исполнять песни в Comedy Club, то смогу их выкладывать на своем канале в YouTube, как Сергей Шнуров это делает. У него ведь огромное количество концертов, поклонников, и он не выступает на телевидении. Зато, в отличие от всех других певцов, он ведет активную, созидательную интернет-жизнь. Не просто фотографирует себя с пирожными, а все время выкладывает какие-то видео, стихи, фразы. Они курсируют по интернет-пространству. Сергей Шнуров приезжает и собирает пять раз в год в Москве аншлаги. Так что ничего более эффективного, чем интернет, создать просто не получится. Это сейчас максимально эффективное средство массовой информации.
(Александра Сулим, Meduza.io, 22.12.15)
Стас Пьеха раскрыл подробности жизни Эдиты Пьехи

Стас Пьеха рассказал о том, как сейчас живет его бабушка Эдита Пьеха. Большую часть времени 87-летняя певица проводит в своем загородном доме.
- У нее всё хорошо. Смотрит телевизор, мои выступления, пересматривает свои старые концерты, - признался КП артист. - Но она не поет публично. А вот дома - поет, иногда без микрофона что-то, на разных языках, в том числе свои песни. Она не может совсем не петь. Бабушка никогда не зарабатывала больших денег на своем творчестве. У нее, как и у всех артистов того времени, была определенная небольшая зарплата, на которую она жила. Много лет назад она купила участок с вагончиком и на протяжении нескольких лет там строился этот небольшой домик, в котором она и живет. Большого состояния она не сколотила и сейчас не особо интересуется тем, как дела у коллег: кто что купил, где живет.
Кроме бабушки, Стас Пьеха поддерживает хорошие отношения со своим отцом, а также с бывшей женой. Но особенно плодотворным оказалось его сотрудничество с сестрой Эрикой:
- Мы с Эрикой действительно близки. Она - моя правая рука в работе, вместе занимаемся режиссурой концерта, придумывает художественные инсталляциями во время выступлений. Также на ней лежат все организационные вопросы, она уже более 10 лет мой директор. Я прислушиваюсь к ее словам. Кроме того, они с мужем помогают мне в делах наркологической клиники. Это, можно сказать, такой семейный бизнес, во многом благодаря такому подходу мы пережили все непростые времена.
Помимо наркологической клиники певец, по его признанию, мог бы открыть сеть спортзалов, поскольку погружен в эту тему.
- Спорт всегда был важной частью моей жизни. В разные периоды я занимался и плаванием, и боксом, и тяжелой атлетикой, - заметил он. - Последние годы делал упор на борьбу, сейчас взял небольшой перерыв на восстановление, но стараюсь, чтобы даже на гастролях у меня были какие-то интервальные нагрузки. Если говорить о питании, то как раз сейчас я стал более пристально за ним следить, отмечать, какой продукт каким образом на меня влияет. Честно говоря, на данный момент я доволен тем, как выгляжу.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Стас Пьеха выпустил сингл «Летали над землей» 24 января 2025 года.
Ирина Аллегрова и Юрий Васильев награждены орденом «За заслуги в культуре и искусстве»

Владимир Путин подписал указ о награждении Ирины Аллегровой орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Артистка получила награду «за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». Соответствующий документ был подписан и опубликован на официальном портале правовой информации 10 марта 2025 года .
Таким же орденом награжден и актер Московского академического театра сатиры Юрий Васильев.
Амазонки русского искусства: женщины в истории отечественной живописи

Восхитительные натурщицы, музы-вдохновительницы, заботливые подруги гениев — этими амплуа женщины в русском искусстве не ограничивались. Они не только творили сами, но собирали коллекции, открывали галереи и мастерские и даже брали в руки бразды правления художественными институциями. Всероссийская платформа «Artists/Художники», организованная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, предлагает вспомнить прекрасных дам, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю отечественного искусства.
От домашних уроков до академической свободы
Домашнее обучение рисованию издавна считалось важной частью воспитания барышень из приличных семейств. Нежной акварельности пейзажи и букеты, а то и выполненные маслом портреты друзей и близких добавляли уюта домашним интерьерам, были памятными дарами или жертвовались на благотворительность. Живопись были приятным досугом и только в редких случаях становилась средством заработка. Более-менее профессиональное образование для наших талантливых соотечественниц стало доступно только в конце 30-х годов XIX века, когда при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек.
Через несколько лет девушкам и молодым дамам позволено было посещать классы Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся, где занятия вели преподаватели Академии художеств. Но если юноши по окончании обучения получали право поступать в это престижное учебное заведение, то для девушек эта дорога была закрыта. Изображение обнажённой натуры, являвшееся обязательной учебной дисциплиной, оставалось для них под строжайшим запретом как по религиозным, так и по нравственным соображениям. В качестве «компенсации» художницам предоставили право участвовать в академических конкурсах. В 1854 году Софья Сухово-Кобылина, младшая сестра прославленного драматурга, стала первой женщиной, получившей за свои пейзажи золотую медаль Академии. Только через 14 лет, в 1868 году, её «коллеге» Марии Дмитриевне Ивановой-Раевской удалось сдать академический экзамен на звание свободного художника. И лишь несколько лет спустя дам допустили в Академию в качестве вольнослушательниц. Полноправными студентками они стали только в 1893 году.
- Нам сегодня очень сложно представить, что женщинам пришлось долго и упорно бороться за право заниматься искусством, — признаётся Вероника Коржевская, арт-директор Всероссийской платформы «Artists/Художники». — Вплоть до последних десятилетий XIX века, чтобы получить полноценное образование в области живописи или ваяния, им приходилось ехать за границу. Как правило, в Париж, где во множестве существовали частные школы, открытые для всех желающих. Но и на этом пути были серьезные препятствия, одолеть которые удавалось немногим счастливицам. Но чем труднее давалась победа, тем ярче воплощали они в своём творчестве то, что было для них особенно важно, — свой взгляд на такой сложный и противоречивый мир, нуждающийся в красоте и свете, тепле и заботе, которые привносит в него женщина. Причём далеко не всегда женщинам требовались для этого кисти и краски или резец и мрамор. Многие, как великая княгиня Мария Павловна или княгиня Мария Тенишева, обладали ещё и незаурядными организаторскими способностями. То, что им удалось сделать в жизни, до сих пор вызывает восхищение и глубокое уважение.
За 160 лет существования Императорской академии художеств во главе её стояло всего 11 президентов. Дважды эту должность занимали прекрасные представительницы царствующей династии. Великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, в 1852 году заменила на этом посту своего умершего супруга — князя Максимилиана Лейхтенбергского. Тонкая ценительница искусства, обладательница прекрасной коллекции картин и скульптур, она возглавляла Академию на протяжении 24 лет. При ней был принят новый устав, возвращающий преподавание общественных предметов, была перестроена часть помещений главного здания, систематизирована академическая коллекция. Мария Николаевна добилась выплат из казны для поощрения деятельности академии и из своих средств ежегодно выплачивала премии молодым художникам за лучшие работы.
Её примеру последовала и великая княгиня Мария Павловна, урождённая принцесса Мекленбург-Шверинская, супруга третьего сына Александра II— великого князя Владимира Александровича. После смерти мужа в 1909 году она приняла бразды правления и не выпускала их до самой революции. При ней были возобновлены съезды художников и архитекторов, проведена грандиозная выставка «Ломоносов и Елизаветинское время» и начато строительство первого в России выставочного зала для произведений современного искусства, известного сегодня как корпус Бенуа Русского музея.
Меценатство народного искусства
Княгиня Мария Тенишева, сама обладавшая талантом к живописи, ценила его и в других, одной из первых отдав должное весьма спорному, по мнению современников, дарованию Михаила Врубеля. Мария Клавдиевна была одной из самых известных женщин-меценатов в русской истории — поддерживала художников, финансировала проекты Сергея Дягилева, археологические раскопки и издание журнала «Мир искусства». Вместе с мужем, князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым, занималась организацией работы русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. «В моей деятельности нет ничего “женского”, всё, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной», — говорила о себе Мария Клавдиевна. Делом жизни стал для неё центр народных ремесел в имении Талашкино, куда в качестве наставников она пригласила Михаила Врубеля и Николая Рериха. В 1907 году Тенишева представила в Лувре свою коллекцию русского народного и церковного искусства, насчитывавшую более 6000 единиц, которая вызвала подлинный фурор. Ей со всех сторон поступали предложения выкупить собрание, но Мария Клавдиевна вернула его в Россию, несмотря на то что сама к тому времени уже два года жила во Франции.
Имя Надежды Евсеевны Добычиной долгое время оставалось незаслуженно забытым. Между тем она стала первой галеристкой в истории отечественного искусства. И даже если бы она больше ничего за свою жизнь не сделала, для благодарной памяти потомков хватило бы одного лишь «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, представленного в 1915 году на организованной ею Последней футуристической выставке картин «0,10». Созданное ею «Художественное бюро Н.Е. Добычиной» занималось не только экспонированием и продажей произведений искусства, но и заказами по «художественному устройству квартирной обстановки» и даже созданием театральных костюмов и декораций. Именно Добычина устроила персональные выставки Наталии Гончаровой и Марка Шагала. Собиралась привезти в Петербург работы Пабло Пикассо, познакомить широкую публику с искусством Персии и японской гравюрой. Воистину, она была женщиной, опередившей своё время.
Искусство, изменившее облик советского монументализма
В истории советского монументального искусства Вера Мухина — явление беспрецедентное. В её творчестве непостижимым образом сочетаются масштаб, мощь и напор с экспрессивностью пластики, точностью силуэтов и выразительностью линий. Её имя обессмертили «Рабочий и колхозница» — парная скульптура из металла для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Проект Мухиной победил в закрытом конкурсе. Самым сложным было найти положение драпировок и свободных рук статуй. Но главным «открытием» скульптора стало полотнище, летящее по ветру за их спинами. Материалом выбрали хромоникелевую сталь, обладающую превосходной ковкостью и хорошим светоотражением. Скульптура собиралась из отдельных блоков, которые приваривались к стальному каркасу. Работы велись авральным порядком, рабочие трудились в три смены, Мухина вносила исправления прямо на площадке, для чего порой приходилось переделывать уже собранные блоки.
Директор завода, боясь лишиться своего кресла, если статую не закончат вовремя, написал донос — якобы Мухина сознательно тормозит работу, а кроме того, в драпировках юбки колхозницы с определённого ракурса просматривается лицо Троцкого. Смонтированную скульптуру высотой 23,5 м и весом 75 т приехали принимать члены правительства во главе с Молотовым и Ворошиловым. А ночью на площадку прибыл Сталин. Осмотрев монумент в свете прожекторов, вождь, не сказав ни слова, уехал. А утром Иофан, архитектор спроектировавший советский павильон на ВДНХ в Париже, сообщил Мухиной, что работа принята без замечаний. Скульптуру разобрали и, разрезав на 65 частей, на 28 железнодорожных платформах отправили во Францию и собрали всего за 11 дней вместо запланированных 25. «Впечатление, произведённое этой работой в Париже, — призналась тогда Мухина, — дало мне всё, что может пожелать художник».
Талант, испытания и вечная любовь к искусству
Зинаида Серебрякова рисованию нигде не училась, унаследовав талант от предшествующих поколений семейств Бенуа и Лансере. Александр Бенуа, её дядя по линии матери, считал девушку «обладательницей совершенно исключительного дара». Первое, что всплывает в памяти, — ставшая чуть ли не классикой картина «За туалетом». Озорная, грациозная девушка с лукавой улыбкой доверчиво смотрит в большой мир, начинающийся за стенами уютной комнаты, ничего не зная про испытания, которые выпадут на её долю. Краткий, но очень счастливый брак, вдовство с четырьмя малыми детьми на руках, революция и невозможность прокормить малышей и старуху мать; отъезд в Париж в поисках заработка, думалось ненадолго, оказалось, на всю оставшуюся жизнь; разлука с двумя из детей почти на 40 лет. «Вот если бы всё было иначе в моей жизни и я могла бы рисовать то, что я люблю, то есть красоту “крестьянской” жизни, “венецианские сюжеты”, было бы всё иначе», — писала художница одной из дочерей. Серебрякова вошла в историю отечественной живописи не открытием новых течений или ниспровержением устоявшихся канонов, но неисчерпаемой любовью к миру, людям и искусству.
Наследие и влияние женщин в искусстве России
Мир художественного творчества стремительно меняется, рождая не только новые «чистые» направления, но огромное количество трансграничных или междисциплинарных, в которых женщина-художник в самом широком смысле слова продолжает играть очень заметную, а порой и выдающуюся роль.
- Мы живём в эпоху бурно развивающихся технологий, но никакие технологии не смогут заменить человека-творца, — уверена Елена Ярёменко, директор Института анимации и цифровых технологий ВГИКа. — Наши студентки выдерживают огромный конкурс — сто человек на место, — чтобы получить право учиться искусству анимации. Они успешно овладевают навыками работы с нейросетями и прочими цифровыми премудростями, но при этом по двенадцать часов в неделю занимаются классическим рисунком и живописью. Наши выпускники, покорив вершины мастерства, возвращаются в almamater педагогами, чтобы передать эстафету дальше. Татьяна Никитина — обладатель “Золотого орла” за анимационную ленту “Щелкунчик» и премии Правительства РФ за “Ку! Кин-дза-дза”. Наталья Вячеславовна Орлова была художником-постановщиком на знаменитой “Тайне третьей планеты”, а Наталья Борисовна Дабижа как художник-мультипликатор участвовала в создании таких легендарных мультфильмов, как “Чебурашка”, “Шапокляк”, “38 попугаев”. Создавать удивительные миры — разве не в этом призвание женщины?
Бесстрастная статистика свидетельствует: среди абитуриентов, штурмующих творческие вузы, девушек сегодня больше, чем юношей.
- Причина женского бума, — уверена художница Ирина Петровская, — в том, что искусство испокон веков являлось мужской профессией. Мы никак не можем надышаться этой свободой. Большинству из нас для самореализации домашнего удела недостаточно. Даже самого благополучного. При этом мы прекрасно понимаем, что в мире современного искусства, как, впрочем, и в других сферах деятельности, безопаснее себя чувствует мужчина. Он не уйдёт в декрет, не будет сидеть с детьми на больничных и водить их по кружкам и секциям. Он считается более стабильным. А потому женщине, чтобы не просто удержаться, но развиваться в профессии, необходимо быть дисциплинированной и сильной. И этому нас учили ещё в советские времена. Мои бабушки и прабабушка не уставали твердить: без образования и профессии личностью не станешь, из твоей жизни может исчезнуть всё, а ты у себя есть до последнего вздоха! Цельной натуре легче переносить трудности и невзгоды. Потому женщины в искусстве готовы очень на многое: больше работать и учиться, вгрызаться в неизвестное. Мы по натуре более чувствительны — через себя пропускам больше, умеем аккумулировать пережитое и не стесняемся выплёскивать это в творчестве. Так что женщина в современном искусстве — это многогранная, интересная и сильная личность.
Виктория Пешкова