Александр Розенбаум: «Я устал от огромного количества недомузыкальных поделок»
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СЕБЯ
- Я не люблю, когда меня называют бардом, объясняя: бард – тот, кто сам сочиняет и сам поет. Тогда Леннона и Маккартни тоже можно считать бардами. Я на самом деле – профессиональный музыкант, и пишу музыку в разных жанрах. Вальс-бостон – это джазовая композиция. Казачья песня – фольклорная стилизация, и так далее. Когда меня очень достала «вокально-инструментальная культура» советского периода, я ушел в жанр той песни, которую можно было исполнять самому под гитару. И я никогда не забывал музыки, с которой начинал и которую люблю. Может быть потому, что я – один из немногих певцов, кто играет на музыкальных инструментах.
О КАЧЕСТВЕ МУЗЫКИ
- Сегодня я устал от огромного количества недомузыкальных поделок, от компьютеризации музыки. Многие - на одной и той же аранжировке, на одних и тех же вокальных тембрах. Да, есть, модная музыка. Против нее я ничего не имею. У каждого поколения своя модная музыка. Для моих родителей модная музыка – фокстрот и танго. У меня – шейки, твисты. Сегодня – рэп и кислота. Завтра пусть будет хоть ангидрид. Но для меня главное – живое творчество. Для меня в музыке мысль – это мелодия. А если песня – то еще и стихи. В начале моей карьеры, лично для меня, как и всего моего поколения было две главные темы: война и любовь. Но хороших песен о любви не может быть много, хотя это чувство известно каждому человеку. Если писать про любовь «дежурно», лишь потому, что так надо – хорошо не получится. Потому что надо свою душу вывернуть наизнанку, чтобы выражение этого чувства дошло до каждого человека. И каждая песня о любви должна иметь поэтическое и музыкальное обоснование.
О НОВОМ АЛЬБОМЕ
- В своем новом альбоме я не являюсь новым Розенбаумом. Потому что новое – это всегда хорошо забытое старое. Мои вкусы не всегда совпадают со вкусами моих слушателей, но я их, слушателей, понимаю. Например, кто-то из них привык, когда «Вальс-бостон» поется под гитару, и другого варианта исполнения человек уже не признают. Хотя я ее создавал как джазовую композицию, и она прямо-таки «просилась» под аккомпанемент оркестра. Время идет, и многое меняется. Это не значит, что я подделываюсь под вкусы очередного молодого поколения. Но с годами ведь и я сам меняюсь. Для аналогии я часто привожу пример с футбольным мячом. До моего появления на свет во дворах играли тряпичными. В годы моего детства – кожаными, но со «злодейской» шнуровкой, которая больно била по голове. Теперь мячи делают из самых современных материалов. Но мысль футбольной игры всегда должна оставаться на высоте. В начале моей артистической карьеры я в основном пел под гитару. Но когда в 1982 я сел за рояль и старался играть довольно сложные, с точки зрения исполнения, произведения, многие слушатели «шугались» этого. Но потом привыкли, и порой даже спрашивали: а где рояль?
Похожая история и с моими стихами. Когда я начал их читать со сцены, многих это удивило. Кто-то пришел услышать «Гоп-стоп» … афганцы – «Черный тюльпан», девушки – «Ау-ау». А тут я им читаю нечто совсем из другого жанра. Я не люблю, когда писатели и артисты говорят: «надо воспитывать публику». Нет, воспитывать должны папа и мама – каждого из этой публики. А лично я хочу публику лишь приучать, что я не стою на месте.
О СВОЕЙ АУДИТОРИИ
- Сегодня в зале ¾ - люди до 35 лет, хотя я не пишу специально для молодых. Меня это безумно радует, как гражданина: ведь это – тяга к нашему родному языку, к нашим общим проблемам. Молодежь понимает, что в сфере музыки «конюшня» (то есть танцы) - хорошая вещь, но далеко не главная. Хотя на мои концерты и 80-летние приходят. Многие мои ровесники ушли — если не из своей жизни, то из моей аудитории. Да, кто-то – из разочарования во мне, но больше все-таки по другим причинам: ведь люди моего поколения слишком ограничены своими малыми доходами и большими заботами, а также здоровьем.
(Георгий Настенко, «Труд», 23.12.15)
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»