Мара - о ситуации в мире и своем новом альбоме «Война и мир»

— Мара, какая сегодня ситуация с концертами у рокеров? Затронул вас кризис?
— Ощущение кризиса есть, люди стали меньше тратить деньги, даже на корпоративы приходят со своей едой, со своей выпивкой, особенно в регионах. Там такой новогодний подход у клубов: что хотите, друзья, делайте, только площадь арендуйте. В Москве кризис ощущается меньше, хотя здесь люди, конечно, тоже считают деньги. Но это не тотально. Все равно люди будут хотеть развлекаться, ходить на концерты. Все это мы уже проходили в 2008-м. Когда в прошлом году доллар с евро шарахнули, люди вздрогнули слегка, а сегодня все уже спокойно реагируют, мне кажется. Ну какая разница, сколько они стоят, зарплаты у всех все равно в рублях. А потом, когда люди никуда не уезжают, деньги остаются в стране, а развлекаться-то надо!
— То есть вы осуществляете импортозамещение?
— Мы — нет, мы людям даем свое, открываем в них все больше осознание того, что они русские люди, которые живут на своей земле. И им надо сейчас об этом говорить. А то они как-то об этом забыли или вообще не знают. И об этом наш новый альбом “Война и мир”, мы его создавали полтора года. Сколько мы за это время проехали! Как только началось это обострение ситуации на русских рубежах, начал появляться патриотизм, и осознание чувства родины в людях стало подниматься очень серьезно. И это важно для рок-музыканта, который должен говорить с людьми о том, что происходит.
— Когда мы встречались в последний раз, еще в 2014-м, ты много рассказывала о своих концертах в Донецке, в других горячих или пограничных точках. За полтора года, как все это началось, наверное, случилось более глубокое осознание. Как вся эта политическая ситуация сегодня выглядит глазами рок-музыканта?
— Мне жаль, что про добровольцев, которые тоже становятся грузом 200, не говорят ни слова, и мы про них ничего не знаем. Когда началась операция в Сирии, погибшие сразу стали героями, их именами будут называть улицы. А про тех, кто сам ушел защищать Донбасс, тишина. И я про это говорю с людьми на концертах. И про многое другое. И люди начинают думать об этом, ты их заставляешь и думаешь вместе с ними: в контексте осознания что такое родина, поиска ответа на вопрос, кто такие герои и кто предатели и как общество на них разделилось.
Война всегда рождает героев и предателей, ведь всякий раз, когда война начинается, человек встает перед выбором: где он. На стороне героев, либо на стороне предателей. И рано или поздно наступит ситуация, в которой ты сделаешь выбор. И третьего не дано, то есть не получится спрятаться, убежать, отмахнуться. И вот об этом альбом «Война и мир».
— Назвала, как у Льва Толстого?
— Нет, не как у Толстого. Назвала так, потому что очень много войны, она нарастает, а мир — это человек, это общество, это человек на войне, это война внутри человека. Это в первую очередь касается мужчины, потому что война — мужское занятие. И альбом тоже мужской, и по музыке, и по рок-минимализму звучания. Никаких клавиш — жесткие брутальные гитары, жесткий звук. И по лингвистической форме: практически тотальное отсутствие прилагательных, только существительные и глаголы, то есть суть и движение, суть и действия. Ну, конечно, местоимения и наречия, без этого не обойтись, но сама форма построения фонетическая, лингвистическая, она мужская. Это было написано осознанно и неосознанно одновременно, но в первую очередь осознанно.
А у Толстого «Война и мир» — это война и общество, хотя у меня тоже война и общество, это разделение на героев и предателей, это разговор о способности встать на защиту своего народа, своей земли, своих корней или сбежать, просто спрятаться или вообще взять и продать это, несмотря на то, что есть родственники, родные. Просто взять и продать, не знаю, за несколько тысяч долларов, потому что так выгодно в этой ситуации.
— В основе твоих песен лежит твоя история общения с людьми, которые сегодня воюют, несмотря на то, что вроде мы живем в мирное время?
— Я рассказываю в своих песнях о человеке, о том, с каким страхом он сталкивается. Потому что на войне страшно. К нам приходили люди оттуда, из Донецка, русские мужики, которые конкретно управляли батареями, зениткам, они приходили на концерты в Ростове-на-Дону, где были в госпитале на лечении. И недавно, в конце этого лета, приходили, уже в Москве, они опять туда ехали, их собирали снова — «давайте назад, здесь сейчас начнется опять заваруха!» Они в камуфляжах вот здесь, в этом клубе, где мы сейчас с тобой разговариваем, приходили в гримерку и рассказывали свои истории. Что на войне страшно. И вы даже не можете представить, что самое страшное им. Не взрывы.
— Разве не осознание возможной близкой смерти самое страшное, что может быть в жизни человека?
— Люди на войне уже по звуку определяют, какой снаряд, по какой траектории летит, свой он или чужой. Да, это страшно: и детям, и женщинам, и старикам, всем страшно. Но для них, мужиков воюющих, самое страшное — что тебе захочется сбежать, что ты можешь вдруг представить себе это... Ведь ты доброволец, тебя никто не держит, симку выкинул из телефона, сел в автобус, и нет тебя. И человек рассказывал мне про конкретную ситуацию, как он сидел на остановке и думал, что вот может сейчас отсюда сбежать и никто его не будет искать, он — доброволец, он не связан присягой, и через два дня будет в Москве, и дальше у себя, в северном городе. Вот страшное что: мысль, что он сейчас может стать предателем и что-то к этому его толкает, вот толкает!.. Он рассказывал, что поддаться этому искушению, убежать с войны, предать тех ребят, которые уже погибли и что вообще такая мысль приходит в голову, это страшнее всего. Еще приходил на концерт парнишка- снайпер, он на всех потом, кто заходил в гримерку, смотрел как через прицел. У них, у всех, кто воевал, взгляд сканирующий, они видят человека насквозь, чего от кого ждать. Всем, кто заходил из парней-музыкантов в гримерку, было видно, как им становилось не по себе. Потому что про них понимают тут: кто говнюк, кто слабовольный, а кто — со стержнем мужик. У людей даже лица менялись, потому что они попали под жесткий сканер такого вот взгляда. Те, кто не был на реальной войне, не поймет этого, только вот по рассказам.
— Эти ребята и были вдохновителями твоего альбома?
— Да, частично он создавался на основе этих рассказов. О выборе, который этим мужикам приходилось делать: предать или устоять, насколько сложно убить и что убить нападая и убить защищаясь — это два разных убить. С одной стороны, никто не хочет войны. Но когда на твою землю приходит враг, естественно, ты должен ее защищать, и ты понимаешь, что эта война — глобальная. Конечно, есть в войне политика, есть экономика, есть циничный бизнес. Но ты человек, ты не часть этой экономики, не часть этой политики, ты обычный мужик, который обязан защищать в данной конкретной ситуации какой-то детский садик, в подвале которого сидят дети, и сверху падают бомбы, обязан защищать огород своих родителей, если они у тебя там. И здесь правильно, все как у Толстого — война и мир. И человек на войне, он проходит через огромные изменения, через осознание смысла своей жизни, своей сути, и об этом я тоже пою.
В альбоме есть песня «Мегиддо», она о другой войне. Год назад мы поехали в долину Мегиддо, которая находится сейчас на территории Израиля. А в древние времена это было пересечение путей из Сирии в Египет. Это место Хар Мегиддо, именно о нем во многих пророчествах идет речь, когда говорится об Апокалипсисе, об Армагеддоне. Именно там, в долине Мегиддо, согласно откровению Иоанна Богослова состоится последняя битва воинов света против сынов тьмы. Там же, кстати, была и первая описанная в исторических источниках человеческая битва. Мы туда поехали, побыли там, почувствовали это место, осознали его. Не зря Наполеон говорил, что если есть идеальная площадка для грандиозного спектакля боевых действий, то это долина Мегиддо. Там каждый миллиметр пропитан кровью, там в слоях земли горы костей, на этом холме помимо прочего сооружались жертвенники божествам. Место очень непростое, жесткое, еще в доизраильские времена там родилась определенная аура. И там такие энергетические потоки, которые направляли людей либо на жертвенники, либо на войну. В общем, кровавое место.
— Но сейчас это место ведь не охвачено военными действиями?
— Да, сейчас оно спокойное, сейчас это такая затаившаяся равнина, идеальная поверхность. И вот посреди этой равнины такое возвышение из черепов, костей, и много тысячелетий там происходили битвы. Фараонов с ассирийцами, израильтян с хананеями, Наполеона с османами, британцев опять же с турками... Песня «Мегиддо» написана год назад, за 8 месяцев до начала сегодняшней войны в Сирии, и она о последней битве за душу человека, битве при этом реальной, физической, когда цари всей земли обитаемой сходятся, “держат щиты и рубины” и выясняется, кто есть кто, у кого какое место. И вот эта битва приближается, сегодняшняя ситуация будет раскручиваться все больше и больше, потому что зона этих боевых действий в Сирии, она в 200–300 километрах от долины Мегиддо.
— Что ты думаешь о сегодняшней военной ситуации в мире вообще?
— О сегодняшней войне можно рассуждать, что это борьба за нефть, но это очень мелко. Достаточно подумать, что будет через 10–20 лет, все же будет разворачиваться и продолжаться. И это тоже сказано во всех пророчествах о последней битве добра со злом.
Из таких вот ощущений, впечатлений, осознаний и рождалась каждая песня. Ни одного лишнего слова, лишнего звука, есть одна лирическая композиция, но она тоже о войне, правда, внутри человека, о борьбе со страстями. Но это — война другого плана. Девять песен — ни одного лишнего трека и красно-черная обложка.
— Тебе не кажется, что такой альбом более логично было бы выпустить мужчине, а не женщине, почему именно ты, женщина, заполняешь нишу рок-музыканта, который говорит о войне?
— Я не знаю, почему об этом никто другой не говорит. Эпиграфом альбома стала строчка “для героя у Бога много наград! Для предателей — награды наоборот» из песни «10 направлений», и это не столько о предателях на войне, сколько о предателях в обычной жизни. Сегодня героев видно мало, только лжегерои, которые себя называют героями, а сами настоящие предатели, ведь дьявол, бывает, обманывает всех, притворяясь ангелом.
Я не знаю, почему за эти полтора года никто не сказал со сцены серьезных вещей, что идет война, что в нее практически каждый человек может быть вовлечен. Пусть не сейчас — через 10–20 лет, ведь это третья мировая война. Донбасс был просто всплеском, а что в Европе, что на Ближнем Востоке, все это закручивается в невероятный узел, и, конечно, Россия будет в этом участвовать. И защищать свои интересы. Интересы Родины.
Почему музыканты не имеют таких мыслей, или, допустим, имеют, но прячут? Потому что с коммерческой точки зрения: выражать позицию — дробить аудиторию. Для кого музыка — просто бизнес, тому аудиторию никак нельзя дробить. А некоторые говорят: если вы про Родину, значит, это вы про власть! А при чем тут власть? До власти добираются разные люди, хорошие, плохие. Власть приходит и уходит. А Родина у тебя одна навсегда. Это твоя, наша земля. Об этом, главным образом, я стараюсь говорить сейчас со своими слушателями
(Татьяна Федоткина, «МК», 14.01.16)
Фото: Андрей Луковников
«Шансон года» станет первой музыкальной премией для Андрея Державина за всю его карьеру

Андрей Державин признался в эфире «Радио Шансон», что легендарный «золотой гитарный гриф» премии «Шансон года 2025» станет первой наградной статуэткой за всю его творческую карьеру. 25 февраля лидер группы «Сталкер» стал гостем утреннего 2Д-шоу на «Радио Шансон» и поделился личными и творческим новостями.
Уже 12 апреля на сцене столичной «Live Арены» исполнитель впервые примет участие в торжественной церемонии вручения премии «Шансон года», а 24 апреля в БКЗ «Октябрьский» Санкт-Петербурга выступит на праздничном концерте лауреатов премии.
Ведущие шоу Артём Дёмин и Марина Дымова поговорили с гостем и о том, как он проводит обычное утро. Исполнитель признался, что утренняя прогулка – это одна из главных его привычек, а также поделился фирменным рецептом овсянки на завтрак. Не обошлась встреча и без прослушивания хитов артиста. Выяснилось, что композиция «Верю» – это самая любимая песня супруги Андрея Державина. Музыкант рассказал, что в браке они уже более 40 лет, а секретом крепких отношений считает умение слушать друг друга и прощать.
Юрий Фаворин играет суперцикл Геннадия Банщикова в первом издании «Мелодии»

«Фирма Мелодия» впервые издала фортепианные сонаты петербургского композитора Геннадия Банщикова в исполнении Юрия Фаворина. Сонатная «пенталогия» Банщикова была записана в Большом зале Московской консерватории в сентябре 2024 года.
Петербургский композитор Геннадий Банщиков (р. 1943) часто работает с крупной формой и предпочитает писать циклы произведений. Многие серии он пишет десятилетиями, превращая их в масштабные проекты. Работа над циклом сонат заняла у автора 30 лет: Первая соната увидела свет в 1968 году, когда Банщиков был аспирантом Ленинградской консерватории, а финальную, Пятую, композитор завершил в 1998 году, будучи зрелым сочинителем с собственной узнаваемой манерой.
Специалисты определяли его как автора, чей почерк сформировала традиция позднего австро-венгерского романтизма, в особенности, творчество Рихарда Штрауса и нововенская школа. Сам Банщиков однажды определил себя как «русскоязычного немецкого композитора». Также на него повлияли русская композиторская школа, тоже во многом романтическая, и творчество Дмитрия Шостаковича. Как результат, Банщиков на протяжении своего композиторского пути неоднократно создавал большие серии произведений, объединенных общими идеями и музыкальным языком. В то же время он пробует разные формы высказывания и передает разные состояния — от одночастной Первой сонаты, отличающейся темпераментностью и экспрессией, до драматичной Пятой, состоящей из трех контрастных частей.
Композиторская манера Геннадия Банщикова соединяет умеренность и холодность, которые часто встречаются у авторов ленинградско-петербургской школы, и открытую эмоциональность. Каждое произведение передает субъективное восприятие мира, чтобы перевести это на язык музыки, Банщиков обращается и к классическим, и к современным приемам композиции.
Юрий Фаворин первым исполнил и записал все пять фортепианных сонат Банщикова. Музыковед Иосиф Райскин отмечает, что отдельные сочинения цикла звучали в концертных залах, но ни один музыкант ранее не брался за него как за единый проект. Юрий Фаворин — активно концертирующий пианист, чей репертуар включает и мастеров прошлого, и ныне живущих авторов. Среди записей Фаворина, выпущенных «Фирмой Мелодия», сочинения Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Ребикова, Тищенко, Сидельникова, Задерацкого, Сысоева. Музыкант неоднократно работал с проектами, подобными по масштабу сонатной пенталогии Геннадия Банщикова, — среди них запись концертного исполнения крупнейшего в истории фортепианной музыки цикла Ференца Листа «Годы странствий».
Итальянские активисты возмущены шуточным номером «Espresso Macchiato» эстонского финалиста «Евровидения»

Номер эстонского исполнителя Томми Кэша (настоящее имя Томас Таммеметс) «Espresso Macchiato», с которым он уверенно победил на национальном отборе Eesti Laul (набрав 83% голосов) и собирается выступить на конкурсе песни «Евровидение 2025» в Базеле в мае 2025 году, возмутил итальянскую общественность. Шуточный номер исполняется на ломаном итальянском, а текст наполнен различными стереотипами об итальянской жизни.
По словам эстонского журналиста Юлле Тооде, возглавляющего Итало-эстонское общество (Itaalia Eesti Selts) обсуждение песни Кэша появлялось в итальянских новостях почти каждый день с тех пор, как он выиграл Eesti Laul 15 февраля.
- Мои друзья по большей части наслаждаются песней и говорят, что мы должны смеяться над жизнью. Мы должны уметь смеяться над собой. Но, конечно, есть и более критические голоса. Например, на государственном телевидении RAI произошел очень серьезный скандал, в ходе которого очень известная телезвезда Катерина Баливо обвинила нашего Томми в том, что он каким-то образом оскорбил итальянцев, - сказал Тооде в эфире шоу ETV «Terevisioon». - Эта полемика действительно витает в воздухе. Эстония сейчас в новостях почти каждый день, и я уверена, что многие итальянцы смотрят на карту, чтобы увидеть, где находится Эстония… Может быть, не было понято, что это скорее итало-американский контекст, о котором говорит Томми. Язык, на котором он поет, не итальянский. Часто говорят, что он плохо говорит по-итальянски, но на самом деле это язык Бруклина и Нью-Йорка, которым в основном пользуются итальянцы, эмигрировавшие в Америку.
Итальянская ассоциация по защите прав потребителей Codacons даже обратилась в Европейский вещательный союз (EBU) и поставила под сомнение целесообразность допуска песни, оскорбляющей, по их мнению, страну и целое сообщество, к участию в конкурсе, передает Guardian. Активистов возмутили клише о любви к пасте и кофе, о мафии и показной роскоши. Не пришлась по вкусу пародия и вице-президенту сената Италии Джану Марко Чентинайо.
- Этот певец должен приехать в Италию, чтобы посмотреть, как работают порядочные люди, прежде чем позволять себе писать такие глупые, полные стереотипов песни, — написал он на своей странице в соцсети и выразил надежду, что организаторы не допустят конкурсанта до участия в «Евровидении».
Несмотря на все противоречия, песня набирает популярность в Италии. По состоянию на 19 февраля «Espresso Macchiato» находилась на 134 месте в итальянском Spotify с 71 661 прослушиваниями. Букмекеры также считают Томми Кэша одним из фаворитов будущего евросонга. Никакой официальной реакции EBU на этот скандал пока не последовало.
— Непонятно, чем руководствовалось эстонское телевидение, выбирая столь странную пародию с использованием мотива Россини из «Севильского цирюльника», действительно местами весьма неполиткорректную. Однако надо помнить, что именно скандалы не самого высокого пошиба с национальным подтекстом и обеспечивают участникам такую нужную медийность. Достаточно вспомнить скандал на том же «Евровидении» в 2004 году с номером «Дикие танцы» Русланы, которую на Украине тут же обвинили в очернении украинского народа, якобы представленного дикарями. Тогда эта песня победила в конкурсе, — прокомментировал ситуацию для «Известий» главный редактор агентства "ИнтерМедиа" Евгений Сафронов.
«ИнтерМедиа» напоминает, что 69-й конкурс песни «Евровидения» пройдет в Швейцарии 13-17 мая.