Министерство культуры определило культурную политику
Минкультуры РФ опубликовало «Стратегию государственной культурной политики». Основной тезис документа — после развала СССР модель культурной политики не изменилось, значительная часть культуры по прежнему финансируется из бюджета РФ, что провоцирует «иждивенческие настроения в отношении обязательств государства», сообщают «Известия».
В документе обозначено семь главных проблем в культуре, которые необходимо решить до 2030 года. Это сокращение влияния российской культуры в мире, разрыв единства культурного пространства внутри страны, диспропорции развития культуры в регионах, ослабление семейных ценностей, низкие темпы модернизации инфраструктуры и снижение роли культуры в процессе социализации личности и гармонизации общественных отношений.
Решить эти проблемы предлагается одним из трех сценариев: инерционным (повышать показатели, принципиально не меняя структуру госполитики), инновационным (сделать упор на образование, выращивая кадры) и базовым (увеличить бюджетное финансирования культуры, сконцентрировать ресурсы государства на этой сфере, продвигать стратегические законодательные инициативы).
В документе констатируется, что за годы рыночных преобразований в стране в системе финансирования культуры ничего, в сущности, не изменилось. По-прежнему превалирует прямое бюджетное финансирование, а иные доступные для зарубежных культурных институтов источники финансирования отсутствуют. За период с 2000 по 2014 год расходы на культуру и кинематографию в проценте от ВВП варьировались в диапазоне от 0,39% в 2000 году до 0,57% в 2014-м. При этом мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 годов негативно отразился на объемах государственных расходов на культуру и кинематографию.
Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидированного бюджета РФ варьировалась в 2000–2014 годах от 1,36% в 2001 году до 1,48% в 2014-м, при этом максимальный процент был в 2005 году — 1,89%. В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из бюджета выросли за рассматриваемый период почти в 14,5 раза — с 28,5 млрд рублей в 2000 году до 410 млрд рублей в 2014-м.
В стратегии отмечается, что по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Россия в целом демонстрирует отставание от аналогичного показателя европейских стран. По данным Евростата за 2013 год, Россия, где подушевой расход на культуру составляет 57 евро на человека в год, среди европейских стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обогнала лишь Португалию, Румынию, Болгарию и Грецию. От уровня подушевого финансирования культуры в Норвегии Россия отстает почти в 8 раз (447 евро), Франции — более чем в четыре раза (252 евро), Германии — в 2,5 раза (145 евро).
Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум не верит, что в ближайшее время бюджет на культуру может быть увеличен.
— Дай Бог, чтобы его не урезали. Вообще понятия «инерционный» и «инновационный» относятся не к финансированию, а к механизмам, по которым будут развиваться учреждения культуры. Я бы сказала, что инновационный путь — это поиск решений по увеличению количества привлеченных внебюджетных средств, поиск новых механизмов финансирования, которые не позволят говорить о том, что культура просто сидит на шее у государства, — говорит Апфельбаум.
В кинематографе базовый сценарий предполагает достижение следующих показателей: рост доли российских фильмов в прокате до 25% к 2018 году (сегодня — менее 18%), а к 2030 году — до 30%; увеличение количества экранов к 2030 году до 5 тыс. (сегодня — около 4 тыс.), а также среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год к 2020 году — до 0,8 (в 2012 году было 0,35).
Авторы документа предлагают конкретные меры по увеличению финансирования культурной сферы. Это, к примеру, отчисление от налогов, включая акцизы на алкогольную и табачную продукцию.
Кроме того, предлагается снизить налоги для культурных организаций, дать каждому налогоплательщику возможность перечислять 1% доходов на культуру, а также создать общенациональную лотерею, средства которой перечислялись бы на поддержку театров и музеев.
Татьяна Бабенкова сыграет «Доктора Веру»
Съёмки 4-серийной военной драмы «Доктор Вера» по одноимённой повести Бориса Полевого стартовали в Москве. Картину о реальном подвиге медсестры в оккупированном городе синмает Art Pictures Vision при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ») и участии «НМГ Студии».
Сериал расскажет историю Веры Трешниковой (Татьяна Бабенкова), которая в 1941 году осталась единственным медиком в городе. Её больница находилась под круглосуточным контролем гестапо. Чтобы продолжать выполнять свой врачебный долг, Вера делала вид, что пошла на сотрудничество с фашистами. Горожане осуждали её, но не знали, что в больнице девушка прячет центр партизанского движения.
- Прочитала повесть десять лет назад и уже тогда решила создать кино по её мотивам. Просто меня впечатлила история, в основе которой реальный подвиг женщины, молодого врача, — комментирует режиссёр, автор сценария и продюсер СТС Аня Мирохина. — Мы много снимаем про разведчиков и солдат, про знаковые битвы. Мне же хочется показать подвиг маленького человека, задача которого была не стрелять, а защищать и спасать.
После московских съёмок группа отправится в Ярославль и Торжок, где найдены локации, сохранившие атмосферу времён Великой Отечественной войны. Больницу, где работает Вера, воссоздадут в здании на территории подмосковной усадьбы Суханово. Большую часть исторических костюмов и обуви изготовили на заказ, художники также используют в работе винтажные вещи из личных коллекций. Порезы, раны, ожоги, переломы и другие увечья, с которыми сталкивается главная героиня, создают с помощью пластического грима.
В сериале также снимаются Григорий Чабан, Кирилл Полухин, Виталий Коваленко, Наталья Рогожкина, Даня Киселёв, Елизавета Струнина, Юлия Абрамова, Дирк Мартенс, Райнер Вагнер и другие. Премьера проекта состоится весной 2025 года на телеканале СТС и в онлайн-кинотеатре Wink.ru.
Билеты на «Щелкунчик» в Большой театр продадут по принципу аукциона
Билеты на представления балета «Щелкунчик» на Исторической сцене Большого театра поступят в продажу 2 декабря 2024 года. Старт продаж назначен на 10.00 по московскому времени. В этом году билеты на балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского будут доступны для приобретения только на официальном сайте Большого театра, а в кассах продаваться не будут.
Кроме того, ввиду колоссальной популярности балета «Щелкунчик» в нынешнем году Большой театр предлагает зрителям новый способ приобретения билетов на этот балет. Часть билетов будет доступна к приобретению на аукционе. В нем смогут принять участие как физические, так и юридические лица. Часть собранных средств будет направлена на поддержку артистов Большого театра.
Также накануне Нового года впервые в истории Большого театра пройдёт общедоступная прямая трансляция балета «Щелкунчик».
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Николай Цискаридзе призвал Большой театр учесть опыт СССР при формировании ценовой политики на билеты.
Елизавета Базыкина, Дмитрий Куличков и Олег Исаев покажут «Чайку с продолжением» в Театре на Бронной
Премьера спектакля «Чайка с продолжением» состоится в Театре на Бронной 28 и 29 ноября (предпремьерный показ) и 7 декабря 2024 года. Режиссером-постановщиком выступил художественный руководитель театра Константин Богомолов.
- Эта пьеса когда-то совершила революцию в мировой драматургии и мировом театре. Новую версию великого текста зритель увидит уже осенью, - сообщается на сайте театра.
Главные роли в постановке исполнят Елизавета Базыкина, Олег Исаев, Екатерина Карпушина, Дмитрий Куличков, Яна Ставрожинская, Андрей Фомин, Иван Тарасов, Динис Громаков, Елена Степанян, Светлана Бажатова, Дарья Жовнер, Сергей Городничий, Анастасия Шалонько, Эвелина Гатауллина, Артем Курбатов, Артем Шаромов, Кирилл Трубецкой.