Смежные права режиссеров-постановщиков защитят с помощью нового законопроекта
Депутаты Госдумы готовятся внести на рассмотрение палаты законопроект, который позволит защитить права на интеллектуальную собственность режиссеров-постановщиков. Определяющее для последующей работы над законопроектом решение было принято на заседании рабочей группы профильного думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, состоявшемся 28 марта 2016 года. В числе прочего, эксперты договорились сконцентрироваться на укреплении смежных прав режиссера, сообщает ТАСС.
- В действующем законодательстве режиссер театра не имеет прав на интеллектуальную собственность в виде постановки спектакля, - говорит руководитель думского комитета Павел Крашенинников. - В то же время в современном театре режиссер-постановщик является организатором, объединяющим благодаря своему творческому труду все элементы сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение. На практике нередки ситуации, когда постановки режиссеров активно используются другими, иногда менее известными лицами без их согласия. Или актеры, отправляясь "на заработки", "прихватывают" с собой целые театральные постановки или сцены из таковых, не заключая договоров с режиссером-постановщиком и не выплачивая ему вознаграждения. В итоге права на интеллектуальную собственность театрального режиссера оказываются полностью не защищенными.
На заседании были рассмотрены два возможных пути решения этой проблемы: первый заключается в признании авторских прав режиссера на постановку конкретного спектакля, а второй - в укреплении его смежных прав.
- Конечно, признание авторских прав за режиссером-постановщиком, видимо, более полно защитило бы его интеллектуальные права. Однако на этом пути существуют труднопреодолимые препятствия в виде международных договоров, например, Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором такие права не предусмотрены, - пояснил глава думского комитета.
По его мнению, "защитить интеллектуальные права режиссера- постановщика, как одного из исполнителей постановки, то есть обладателя смежного права, можно, не входя в противоречия с международным правом, и не менее эффективно".
- Поэтому на рабочей группе и было принято решение остановиться на втором варианте, - заявил Крашенинников. - Разработка законопроекта в этом направлении позволит обеспечить исключительное право режиссера-постановщика на постановку спектакля, право на имя в случае использования его постановки другими режиссерами или ее записи, право на неприкосновенность исполнения, то есть защиту постановки от внесения изменений и искажений.
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.
Сергей Жуков выйдет на сцену в мюзикле «Чебурашка. Ушастые ёлки»
Композитор и музыкальный продюсер шоу «Чебурашка. Ушастые ёлки» Сергей Жуков примет участие в одном из первых показов новогоднего блока мюзикла. 21 декабря 2024 года певец выйдет на сцену в новой роли.
- В этом шоу чудесная история, замечательные персонажи, любимые с детства, – заверил солист группы «Руки вверх!», – Как один из создателей мюзикла я рад, что нам удалось поставить на театральной сцене такую добрую, красивую, качественную новогоднюю сказку. А как обычный зритель и отец пятерых детей, с удовольствием возвращаюсь на «Чебурашку» с семьей и каждый раз открываю для себя что-то новое. Поэтому я с энтузиазмом воспринял идею принять участие в одном из первых показов нового сезона. Мы надеемся удивить зрителей необычным сюжетным поворотом и подарить еще больше праздничного настроения и волшебства.
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые ёлки» пройдет в Международном центре бокса в Лужниках с 21 декабря по 7 января. За прошлый год постановку посмотрели 170 000 зрителей, по многочисленным просьбам которых спектакль вернулся в Москву на новогодний блок. Над созданием постановки работала режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой.
Алексей Франдетти возглавил Большой театр Ташкента
Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои. Сообщение об этом появилось в телеграм-канале театра 17 декабря 2024 года.
- Родившийся в Узбекистане российский режиссёр, актёр и педагог Алексей Франдетти назначен художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, - говорится в нем. - Это событие обещает стать знаковым для культурной жизни страны и вдохновить новое поколение артистов. В качестве художественного руководителя Большого театра имени Алишера Навои Алексей Франдетти имеет возможность реализовать свои амбициозные идеи и проекты, которые, безусловно, обогатят культурную палитру не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Мы уверены, что его видение и творческий подход сделают театр ещё более привлекательным для зрителей всех возрастов.
- Это первый театр, в который я вошёл, когда мне было четыре года, и смотрел оперу «Мадам Баттерфляй», - говорит Франдетти. - Для меня это важная история. Это самый большой театр в стране, и я невероятно тронут, что мне такое дело доверили. И со своей стороны я буду максимально стараться развивать этот театр в сторону нового и интересного музыкального театра с привлечением талантливых коллег, которых я знаю. При этом не забывая, что там, конечно же, должны идти и национальные произведения. У меня в планах проведение конкурса композиторов, которые пишут именно национальную музыку, чтобы узбекская опера и балет звучали во всем мире.
Алексей Франдетти – российский режиссёр музыкального театра. Родился в Ташкенте, занимался в Ташкентской высшей школе национального танца и хореографии и в театральной студии под управлением Марка Вайля при театре «Ильхом». В 2006 году окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича). Ставил мюзиклы и оперы во многих театрах страны, в том числе в Большом театре. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В июне этого года Франдетти покинул пост главного режиссера «Ленкома Марка Захарова», где работал с 2022 года.
Ранее должность художественного руководителя ГАБТа им. А.Навои занимал Абдулло Алимов.