Иеромонах Фотий - «Романсы» *** (Слушать)
2016, Universal Music
Победа Иеромонаха Фотия в четвёртом сезоне телешоу «Голос» - это феномен, который пока ждёт своего кропотливого исследования. Мы же, под чарующее пение, доносящееся со сборника романсов, немножко пробежимся по верхам. В целом, участие неплохо поющего священнослужителя в популярном телепроекте довольно точно проиллюстрировало некоторые нюансы взаимоотношений общества и церкви. Большинство населения считает себя православными, крестик носит, но при этом в церковь не ходит (или заходит изредка чисто из любопытства) и посты соблюдать не думает. Бытовое отношение к священнослужителю в обществе - примерно как к участковому: не знаешь, то ли в ноги поклониться, то ли на другую сторону улицы перейти. Наставники «Голоса» тоже заметно смущались при общении с Фотием: не знали, как к нему обращаться, и прислушивались к творческим пожеланиям необычного конкурсанта немного сильнее, чем к мнению «простых смертных» участников. В результате Фотия по ходу проекта не пытались как-то переодеть или хотя бы попросить разнообразить жанровую палитру. Подобное уважительное отношение передалось и по другую сторону телеэкрана: вряд ли подавляющее число голосующих за Фотия действительно услышало у него «лучший голос страны» - зато постаралось как-то выразить своё почтение к «высоким сферам».
Шоу-бизнес в тот момент замер с любопытством: как святой отец будут совмещать «гастрольный чёс» с монастырской жизнью, какие песни он запишет на полагающемся по контракту победителя сезона диске? В Свято-Пафнутьев Боровский монастырь зачастили корреспонденты, выпустившие несколько интересных материалов о жизни и быте Иеромонаха Фотия (которого когда-то звали Виталием Мочаловым). Сам триумфатор «Голоса-4» оказался куда более интересным, земным и откровенным человеком, чем многие из тех, которые стараются казаться высокодуховными и воцерковленными. Фотий охотно показывал свою студию в келье, не отказывался от выигранного на проекте автомобиля и проявлял себя вполне практичным и основательным - в общем, вёл себя куда естественнее, чем люди из нового для него мира шоу-бизнеса.
Возможно, поэтому с шоу-бизнесом у Фотия не сложилось: никакого чёса он не устроил, из монастыря не ушёл, а его нечастые выступления проходят в свободное от служения время. Если кто-то рассчитывал на интригу и сенсацию, то просчитался. Спустя почти год после окончания четвёртого сезона «Голоса» Universal Music выпустил положенный по контракту альбом, и это одна из самых предсказуемых пластинок XXI века. Никаких неожиданностей или хотя бы неровностей - здесь представлены строго романсы классического репертуара, исполненные в традиционной, я бы даже сказал, ортодоксальной манере. Соответственно, альбом адресован исключительно любителям этого жанра, ну и, возможно, персональным фанатам Иеромонаха Фотия. А вот фанаты шоу «Голос» (весьма разнообразного по стилистическому подходу), скорее всего, при прослушивании заскучают - впрочем, они всегда могут передарить пластинку своей бабушке.
Алексей Мажаев, InterMedia
В Госдуме предложили запретить иностранную музыку на российских ресурсах
Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой предложил запретить или ограничить количество зарубежной музыки на российских платформах. С такой инициативой он выступил на пленарном заседании нижней палаты парламента. Депутат уверен, музыка является пропагандой и оказывает влияние на молодежь. Поэтому, по его мнению, иностранного участия на музыкальных платформах не должно быть либо вообще, либо не более 20%.
- Я думаю, что мы отдельно этот вопрос изучим на нашей комиссии по расследованию вмешательств во внутренние дела, обязательно рассмотрим этот вопрос, — цитирует РИА «Новости» слова Андрея Лугового.
Депутат также заявил, что владельцы музыкальных платформ, которые транслируют композиции тех, кто тратит заработанные на выступлениях в Российской Федерации деньги на помощь ВСУ, должны подумать «про свою совесть и про свои обязанности» перед россиянами.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Государственная Дума РФ на заседании 17 декабря 2024 года приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении закон о спецсчетах для иноагентов для авторских отчислений и иных платежей. Согласно документу, выплаты иноагенту за использование результатов интеллектуальной деятельности и брендов должны зачисляться только на специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке.
В ММДМ пройдет XV Московский Рождественский фестиваль
Юбилейный XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Московском международном Доме музыки с 14 по 25 января 2025 года. Концертные программы представят маэстро Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России, а также легендарные хоровые коллективы: Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Большой детский хор имени Попова, Академический большой хор «Мастера хорового пения». Фестиваль проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы.
В этом году Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в пятнадцатый раз. Масштабный форум ежегодно знакомит слушателей с шедеврами христианской музыкальной культуры разных эпох, лучшими исполнителями и хоровыми коллективами.
- Рождественский фестиваль всем нам очень дорог, ведь он поднимает Дом музыки как культурный центр на новую духовную высоту и создает особую атмосферу: добра, просвещения, любви, высокой эстетики – всего того, что можно назвать духовным миром, без которого человек не может обойтись, – отмечает художественный руководитель фестиваля, маэстро Владимир Спиваков.
Афишу фестиваля составят шесть концертов. Откроет фестиваль Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. На концерте 14 января к легендарному коллективу присоединятся органист-виртуоз Тимур Халиуллин и знаменитый звонарь Владимир Дегтярев. Наряду с органными и хоровыми сочинениями Баха, в программу войдут рождественские песнопения русских композиторов XIX–XX веков. В финале вечера в исполнении всех участников концерта прозвучат «Хвалите Господа» Чайковского и фрагмент из Мессы си минор Баха.
Продолжится фестиваль концертом органной музыки. 16 января лауреат международных конкурсов, органист и клавесинист, композитор, доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского Федор Строганов исполнит программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха. Хор Сретенского монастыря выступит 17 января. Коллектив представит духовную и светскую музыку различных эпох и стилей. По традиции в рамках фестиваля выступит детский хор. В юбилейном смотре примет участие один из самых знаменитых коллективов нашей страны – Большой детский хор имени В.С.Попова. Концерт юных хористов состоится 19 января.
23 января песнопения праздника Рождества Христова, колядки и произведения русской духовной музыки прозвучат в исполнении хора Московской духовной академии – коллектива, который регулярно принимает участие в богослужениях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В завершение фестиваля состоится концерт с участием выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова. 25 января под его управлением Национальный филармонический оркестр России представит грандиозную программу. Прозвучат шедевры духовной музыки XIX и XX веков – Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» и Реквием Алемдара Караманова. В концерте примут участие Большой Академический хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича, а также звезды оперной сцены: солистка Большого театра Полина Шабунина, солист Михайловского театра Игорь Подоплелов, солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова Полина Шамаева и Алексей Неклюдов.
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.