Лайма Вайкуле: «Если начинаешь совмещать профессии певца в бизнесмена, превращаешься в шута»

О КРИТИКЕ ИЛЬЕЙ РЕЗНИКОМ ЕЕ ФЕСТИВАЛЯ В ЮРМАЛЕ
— Полагаю, Илюша был раздражен в тот день. Думаю, что у артистов и спортсменов не должно быть никаких искусственных ограничений. Мы, наверное, единственные, кто еще способен объединять людей. С такой целью, собственно, и затевалось «Рандеву». Название нашлось удачное, и фестиваль действительно получился очень дружелюбным.
Никто из приглашенных артистов не ответил отказом. Я, например, позвонила Хибле Герзмаве и призналась, что волнуюсь. Говорю: «Не знаю, как тебя позвать, ты же такая знаменитая оперная дива». А она моментально ответила: «Когда приехать? Я с удовольствием. Давай споем с тобой дуэтом».
СДЕЛАЕТ ЛИ «РАНДЕВУ ЛАЙМЫ ВАЙКУЛЕ» РЕГУЛЯРНЫМ?
— Мне бы этого хотелось. И городу тоже. Многие люди меня поддерживает. И, поверьте, я не подхожу к коллегам с протянутой рукой. Каждый участник нашего фестиваля работает за гонорар.
ЧТО ЛЕЖАЛО В ОСНОВЕ ФЕСТИВАЛЯ – БИЗНЕС ИЛИ ИМИДЖ?
— Ну что вы! Никакого отношения к бизнесу. Не об этом мы думали, когда создавали «Рандеву». И не об имидже Латвии. Просто стремились сделать классную дружескую акцию, где обязательное условие — петь вживую, чтобы исполнители не забывали свою профессию.
Хотелось, чтобы эта акция связывала представителей постсоветского пространства. Зрители и артисты не должны вариться в собственном соку. В Прибалтике сегодня уже мало знают, какие музыканты популярны, скажем, в России или Казахстане. А мне близка поговорка: «Худой мир лучше доброй ссоры». Не зря мне в России вручили орден Дружбы. Я хочу, чтобы все дружили. Говорю это без всякого кокетства.
О РАЙМОНДЕ ПАУЛСЕ
— Раймонд Паулс — гений. Это поймут потом, если кто-то еще сегодня не понимает. Таких композиторов и инструменталистов мало.
ПОЧЕМУ СТОЛЬКО ЛЕТ НЕ ВЫПУСКАЕТ АЛЬБОМЫ?
— В связи с интернет-пиратством у меня еще в конце 1990-х пропал интерес к выпуску альбомов. Неизданных песен хватит, наверное, на десять дисков. Но я не планирую их выпускать. Что дальше-то с ними делать? Ходить на радио, просить, чтобы крутили? На телевидение предлагать? Не хочу. Если начинаешь совмещать профессии певца в бизнесмена — теряешь самое главное, для чего выходишь на сцену, и превращаешься в шута.
О ПЛАНАХ
— В моей жизни ничего не происходило с моим усилием. Я фаталист — точно знаю, что моя судьба складывается сама по себе, а я только плыву по течению. А мечты, поиски — это всё бессмысленно. Ничего из того, о чем я когда-то мечтала, не произошло. Например, я хотела стать врачом, хирургом. А состоялась, как видите, совсем в иной профессии. И сейчас уже точно ничего не ищу и не планирую.
МОЖЕТ ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ ВНЕ МУЗЫКИ?
— Нет. Но всё возможно. Значит, появится взамен что-то другое. Может, новый муж? (Смеется.)
(«Известия», 27.09.16)
Фото: World Podium