Ефим Шифрин: «Я успел надоесть зрителям до того, как осознал, что это плохо»
О ЛЕГЕНДАРНЫХ АРТИСТАХ, С КОТОРЫМИ СВОДИЛА ЕГО СУДЬБА
— В Москонцерте каждый пятый артист был частью истории страны. Мария Миронова, Александр Менакер, Миров, Новицкий, Шуров, Рыкунин. Мне однозначно повезло: те люди-памятники, о которых было написано в учебниках по истории эстрады, были рядом со мной на сцене.
Изучать их можно было из-за кулис: стоять себе и конспектировать, как они работают с аудиторией. Но дело в том, что молодым свойственно категорично считать, что только они все делают правильно, а что было до — устаревает прямо на глазах и вообще дурно. Мы, недавние студенты, стояли за кулисами и, Бог нас простит, шептались в сторонке про то, что с корабля современности «памятники» надо срочно сбрасывать.
Только позже я понял, что рядом с мастодонтами прошел самую лучшую школу. К примеру, благодаря им усвоил девиз: «Ничего лишнего». Они, как Роден, убирали все то, что не работало на сцене, что не смешило публику. Поэтому на их выступлениях не было свободных мест в зале, любая реплика вызывала хохот.
Борис Сергеевич Брунов, художественный руководитель Театра эстрады, когда мы, молодые, показывали ему какой-то новый номер, говорил: «Очень долго не смешно». По меркам сцены даже 30-секундный неинтересный текст — это долго. Этот «мем» Брунова я запомнил на всю жизнь. А еще уяснил вот что: нельзя важничать, как бы высоко ты ни взлетел. В то время, когда слово «звезда» не имело никакого другого смысла, кроме астрономического, были лишь уважаемые артисты. Никому не приходило в голову называть их звездами, королями и так далее. Лишь при встрече принято было первым поздороваться и, может, чуть ниже склонить голову.
О ЗНАКОМСТВЕ С АНАТОЛИЕМ ПАПАНОВЫМ
- Люблю вспоминать историю, как Анатолий Дмитриевич Папанов, которого однажды попросили подвезти меня с концерта на концерт, поразил своей невозможной доступностью. Мы вместе выступали на юбилее «Вечерней Москвы». На пышном концерте я был самым безымянным из артистов.
По программе я должен был выйти за Папановым. Планировалось, что потом быстренько переоденусь и он меня подбросит на своей машине. Но что-то изменилось в порядке номеров. После Папанова пошел Сличенко, публика его не отпускала минут сорок. Я нетерпеливо смотрел на часы и понимал, что, конечно, Анатолий Дмитриевич меня не ждет, и лишь расстраивался, что не было возможности его предупредить. Надо сказать, что меня он вообще не знал: мое имя никому ни о чем не говорило, все это было до телеэфиров. Через час, отработав номер, выхожу на улицу, лихорадочно соображая, как на метро добраться до следующего концерта, и вдруг вижу картину, от которой из глаз брызнули слезы и я потерял дар речи. Анатолий Дмитриевич, заложив руки за спину, нарезает круги вокруг своей черной «Волги». Я бросился с объяснениями, но он остановил меня: «Ничего страшного, я подышал свежим воздухом». Для меня эта фраза великого актера — вечный знак настоящего человеческого отношения к коллеге, к партнеру, неважно, какой он степени известности, много или мало сделал в искусстве.
СЛУЧАЛИСЬ ЛИ У НЕГО ПРОВАЛЫ?
— Ой, и сколько раз! Слушайте, пока в артисте выработается вакцина, защищающая от неудач, годы пройдут. Потому что так пробуешь, сяк пробуешь… Имея опыт, уже соображаешь, что сырой, неважный номер можно поставить между двумя хорошими. «Обкатать», на эстраде это называется. Или новый текст произнести на публике не весь, а половину, проверив, принимает ли зал саму идею.
О СВОЕЙ КАРЬЕРЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИ
- Я пришел на эстраду в 1978 году, и восемь последующих лет страна не знала, как я выгляжу, несмотря на победы на Московском конкурсе артистов эстрады 1979 года и Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1983 году. Нет эфира — нет человека. Как следствие, я долго не мог выбраться дальше московских площадок. Ну, раз выступил в Доме ученых, еще — в Доме актера и ЦДРИ. А дальше? Где деньги зарабатывать? Бывало, месяцами сидел без дела, чуть не впроголодь, потому что объявить родителям о том, что профессия, к которой я так стремился, бросив университет, не приносит дохода, было боязно.
Можно было поехать на гастроли, в так называемый чес, по колхозам, рабочим поселкам, нефтяным вахтам, где неважно, как тебя зовут и что ты делаешь. Но это грозило полной безвестностью, потому что существовал риск выпасть из поля зрения тех, кто мог повлиять на судьбу. Я не решался и все ждал, когда телевидение повернется ко мне лицом.
Но пока у руля Гостелерадио стоял небезызвестный Лапин, оно все время оказывалось ко мне спиной. Я долго не мог понять, почему, победив дважды на конкурсах, не попадал в эфир. Из всех телевизионных версий меня нещадно вырезали!
В 1986 году на телевидении сменилось руководство. И тут случилась другая крайность: я начал сниматься столько, что просто ужас, будто пытался восполнить пустоту прошедших лет. Это сослужило мне нехорошую службу: я успел надоесть зрителям до того, как осознал, что это плохо. Но меня так цепляло телевидение, мне так все это нравилось… Хотя прошло столько лет, фантомное ощущение чужого своеволия в собственной судьбе сопровождает меня до сих пор. Мне все время кажется, что меня опять вырежут.
О ПРОГРАММЕ «АНШЛАГ» И СЕГОДНЯШНЕМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
— Моя «аншлаговая» история закончилась 16 лет назад. Странно, что вы ее помните. Жанру в том виде, в котором он существовал тогда, нет места в дне сегодняшнем. Выросло целое поколение, которое даже не поймет, о чем речь.
К тому же состарились авторы, традиционно писавшие для эстрады. Им всем сейчас под и за 80… Слова худого не скажу вслед, кроме благодарности!
Что же до дня сегодняшнего… Пришло племя «варваров», закавычим это слово, из КВН. Если мне начинают говорить, что на эстраде сейчас что-то принципиально другое, я не согласен: узнаю «Аншлаг» везде, во всем, но только с другими лицами, с иным способом общения с залом.
Когда «Аншлаг» создавался, того, что мы называем сегодня стэндап-комеди, — импровизационного общения с залом — не существовало. Потому что слово «импровизация» вообще никак не соотносилось с прошедшей эпохой. Под импровизацией в то время понимали только разнообразие интонаций. Сейчас же можно говорить что угодно, и в этом единственное отличие.
О ЦЕНЗУРЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
— В советские годы любое эстрадное выступление должно было визироваться на листке с тремя печатями. Моя актерская судьба повисла на волоске, когда однажды я прочел неразрешенный монолог Жванецкого «Спрос — сбыт» на открытой сцене Эстрадного театра ВДНХ. Мне показалось, что раз площадка не центральная, то мне ничего не грозит. Но зря я был таким самонадеянным! Влиятельная чиновница Москонцерта Тамара Степановна Новацкая увидела мое выступление. Меня сняли со всех концертов, со всех афиш, какое-то время я сидел без работы, пока наверху писалась моя судьба. В итоге пронесло, как-то рассосалось…
О ДРУЗЬЯХ
— Мне 60 лет. Слово «друзья», попробовав все остальные смыслы, остановилось на одном: это те, кто совсем рядом. Раньше я по актерской привычке считал друзьями-товарищами совсем посторонних людей. У нас ведь как? Новый спектакль — складывается семья. Съемки, которые длятся больше трех-четырех дней, — семья. Общие заботы о новом проекте слепляют людей.
ОБ ОЩУЩЕНИИ ВОЗРАСТА
— Я как чувствовал себя первоклашкой, так и продолжаю. Несмотря на уверенный тон, на привычку давать интервью, на то, что могу быть в центре внимания и мне не надо представляться и напоминать о себе, у меня все то же ощущение юности: сейчас выгонят! У меня непростая профессия — в любой миг ты можешь не понадобиться. Несмотря на солидный опыт, по-прежнему может что-то не получиться. Поэтому в отношении собственных заслуг, успехов, ощущения преуспевания ничего не изменилось: мне по-прежнему кажется, что я ничего не сделал.
Единственное, за что могу себя погладить по головке, когда на душе совсем нехорошо, чем могу себя утешить, это тем, что всегда пытался. Никогда не говорил: «Не-а, это я не буду делать, все равно не получится». Я сначала делаю, а потом уже соображаю, получилось или нет.
(Алла Занимонец, «Телепрограмма», 04.10.16)
Умерла Евгения Добровольская
Актриса Евгения Добровольская скончалась 10 января 2025 года в возрасте 60 лет. О ее смерти сообщила пресс-служба МХТ имени Чехова, где она служила много лет.
- Невероятно трудно это произнести и невозможно принять… Умерла Евгения Добровольская. Народная артистка России, любимая действительно всей страной. Ведущая актриса Художественного театра, за 33 года сыгравшая на его сцене десятки главных ролей, - сообщается в некрологе. - Наша Женя, бесконечно талантливая и бесстрашная и столь же бесконечно сомневающаяся, непредсказуемая, предельно искренняя, настоящая всегда и во всём. Именно Женя – несмотря на безусловный авторитет, заслуги и юбилейные даты (26 декабря мы поздравляли её с 60-летием), в театре никто не звал её Евгенией Владимировной. Ни в жизни, ни в творчестве она не успокаивалась, не «бронзовела», в ней продолжала угадываться ершистая и ранимая девочка-подросток из её дебютного фильма «Клетка для канареек».
Сообщается, что в последний год актриса боролась с тяжёлой болезнью:
- Буквально боролась — упорно, не теряя надежды. Но при всей жажде жизни и упрямстве духа физические силы оказались конечны. На этом свете её больше нет. Художественный театр скорбит и выражает соболезнования семье актрисы – сыновьям Степану, Николаю и Яну, дочери Анастасии, а также всем её родным и близким, всем, кто её любил.
Евгения Добровольская родилась 26 декабря 1964 года в Москве. В 1987-м окончила ГИТИС (курс Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова) и была принята во МХАТ имени М.Горького, с 1988 по 1989 год - актриса Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, с 1989 по 1991 - актриса театра-студии «Современник-2» (созданной на базе выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Михаила Ефремова), с 1991 года — актриса МХТ имени А.П.Чехова.
Первой ролью Евгении Добровольской в чеховском МХАТе была Нина Заречная в «Чайке» (потом ей довелось сыграть всех героинь этой пьесы). Она играла в спектаклях «Кабала святош», «Амадей», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Мещане», «Женитьба», «Деревня дураков», «Космос» и др.
Актриса также снялась в более чем 100 фильмах и сериалах, в их числе «Щен из созвездия «Гончих псов», «Мужской зигзаг», «На тебя уповаю», «Королева Марго», «Участок», «Счастье по рецепту», «Артистка», «Ирония судьбы. Продолжение», «Громозека», «Небесный суд», «Девять жизней», «Happy End», «Актрисы», «Балет», «Время года зима» и др.
Евгения Добровольская была лауреатом международных кинофестивалей в городе Кошалин (Польша, 1985) и «Звёзды завтрашнего дня» в Женеве (1990), всероссийских кинематографических премий «Золотой овен» (2002), «Ника» (2002), «Золотой орёл» (2007), премии «Звезда Театрала» (номинация «Лучшая женская роль», спектакль «Космос», 2023) и многих других.
Евгения трижды была замужем. От первого мужа, актера Вячеслава Баранова, в 1986 году родила сына Степана, от второго мужа, актера Михаил Ефремова, - в 1991-м сына Николая, от гражданского мужа, актера Ярослава Бойко, - в 2002-м сына Яна, а от последнего мужа, оператора Дмитрия Мананникова, - в 2009-м дочь Анастасию.
О дате и времени прощания с актрисой будет сообщено дополнительно.
Венсан Кассель стал отцом в четвертый раз
Венсан Кассель («Особенные», «Три мушкетёра») снова стал отцом. Его девушка Нара Баптиста 7 января 2025 года родила сына, которого назвали Каэтано, о чем актер сообщил 10-го числа в соцсетях.
- Уже умный, полный здоровья, любви и стихов. Самый крутой чувак на свете, — написал Венсан в своем посте.
«ИнтерМедиа» напоминает, что у 58-летнего Венсана есть две старшие дочери от первого брака с Моникой Белуччи: 20-летняя Дева и 14-летняя Леони, - а также 5-летняя дочь Амазони от второго брака с моделью Тиной Кунаки. Их брак распался в 2023 году, и вскоре Кассель начал встречаться с Нарой.
Энтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в Калифорнии
Сильные пожары в Южной Калифорнии, вспыхнувшие в начале января 2025 году, лишили жилья многих голливудских звезд. Среди пострадавших оказались обитатели престижного района Пасифик-Палисейдс Энтони Хопкинс, Джон Гудман, Билли Кристал, Джеймс Вудс, Юджин Леви, Пэрис Хилтон, Майлз Теллер, Анна Фэрис, Ребел Уилсон, супружеская пара Адам Броди и Лейтон Мистер. Другие, включая Тома Хэнкса и Риту Уилсон, Бена Аффлека, Марка Хэмилла, Джейми Ли Кертис, Мэнди Мур, Дженнифер Лав Хьюитт, Миру Сорвино, Марию Шрайвер, а также российского актера и певца Алексея Воробьева, были вынуждены эвакуироваться, поскольку огонь уже находится в опасной близости от их домов.
- Словами не описать масштаб разрушений, свидетелями и жертвами которых мы являемся, - рассказал Билли Кристал. - Мы сочувствуем нашим друзьям и соседям, которые также потеряли свои дома и бизнес в этой трагедии. Моя жена Джанис и я жили в нашем доме с 1979 года. Мы вырастили здесь наших детей и внуков. Каждый дюйм нашего дома был наполнен любовью. Прекрасные воспоминания, которые невозможно отнять. Конечно, мы убиты горем, но с любовью наших детей и друзей мы справимся с этим. Мы молимся за безопасность пожарных и спасателей. Пасифик-Палисейдс - это стойкое сообщество удивительных людей, и мы знаем, что со временем оно снова поднимется. Это наш дом.
- У меня разбито сердце, - призналась Пэрис Хилтон. - Сидеть с семьей, смотреть новости и видеть, как наш дом в Малибу сгорает дотла в прямом эфире, — это то, что никто никогда не должен испытывать. Этот дом был местом, где мы построили так много драгоценных воспоминаний. Здесь Феникс сделал свои первые шаги, и здесь мы мечтали построить целую жизнь воспоминаний с Лондон.
Всего по данным на 9 января пожарами уничтожено более 2000 строений, погибли как минимум пять человек. Остановить распространение огня пока не удается, в том числе из-за очень сильного ветра, который только увеличивает площадь пожара. Большинство жителей эвакуировалось из опасных районов в пригородах Лос-Анджелеса, а также принято решение из-за чрезвычайной ситуации отменить запланированные культурные мероприятия. В их числе премьеры фильмов («Вульфмен», «Быть лучше: История Робби Уильямса», «Шоугёрл», «Неукротимый»), церемония вручения премии Critics Choice Awards (перенесена с 12 на 26 января), спортивные матчи и объявления номинантов на премию Гильдии сценаристов Америки (WGA Awards) и «Оскар». Ранее предполагалось, что первый этап голосования членов Американской киноакадемии завершится 12 января, а 17-го будет представлен шорт-лист. Теперь эти даты сдвинулись на два дня: до 14 января продлится голосование, а объявление номинантов состоится 19-го. По данным СМИ, из 10 000 членов Академии примерно 6 000 человек проживают в Калифорнии, так что ситуация с пожарами затрагивает их лично.