Документальный фильм «Дэвид Гилмор. Широкие горизонты» ****

Документальный фильм «Дэвид Гилмор. Широкие горизонты» (Lonesome Pine Productions, Великобритания, 2015, режиссер - Киран Эванс) был показан Первым каналом 7 октября 2016 года.
- Начнём с простого вопроса: кто такой Дэвид Гилмор?
- Ничего себе простой вопрос. Скажем так: это человек, на жизнь которого музыка оказала большее влияние, чем что-нибудь ещё.
Так начинается неспешный документальный фильм об одном из лидеров группы Pink Floyd. Дэвид Гилмор весьма недолгое время выглядел, как длинноволосая рок-звезда: большинство из нас помнит его лысоватым и полноватым гитаристом Pink Floyd, который даже не очень ассоциировался с масштабными звуковыми полотнами этой группы. Гилмору, впрочем, до наших ассоциаций никакого дела нет: начало документалки вполне точно описывает её дальнейшее содержание. Главным героем фильма оказывается не Дэвид, а музыка, точнее, его отношение к ней. Ритм повествования предполагает медленное погружение, а не резкое выхватывание любопытных фактов - с этой точки зрения вполне оправдан показ 72-минутного фильма на Первом канале в ночь с пятницы на субботу.
Гилмору в этом году исполнилось 70, лента снималась, когда ему было на год меньше. В ней звучит чуть меньше музыки Pink Floyd, чем хотелось бы, зато раскрываются некоторые секреты творческой кухни Дэвида. Музыкант жалуется на плохую память и показывает лежащие на полу во время концертов листочки с текстами, где начало каждой строчки выделено жирным шрифтом. Гилмор рассказывает, что некоторые песни записывал на айфон, и признаётся, что эти версии иногда и становятся окончательными. Он даёт послушать черновые версии, вспоминает обстоятельства их появления, а попутно рассказывает историю своей жизни. Дэвид не очень многословен, так что можно сказать, что создатели этого фильма выжали какую-то невероятную степень откровенности. Впрочем, как говорит его жена Полли Сэмсон, которая пишет тексты к его песням, Гилмор и в жизни предпочитает выражать эмоции не словами, а через музыку.
В юности он, мальчик из респектабельной семьи, не пошёл сдавать экзамены в университет, так как решил, что наличие образования и профессии не позволит ему стать музыкантом. Вместо этого он играл каверы, гастролировал по сомнительным площадкам, копируя «битлов» на слух, и записывал поп-песни для фильмов. («Надеюсь, вы их не нашли», - говорит Дэвид интервьюеру. - «Нет, мы нашли», - отвечает тот. Звучит любопытный фрагмент раннего творчества.) Потом было приглашение в Pink Floyd, где Гилмора, пришедшего в состав последним, и через 20 лет считали новичком, о чём он говорит с улыбкой. Примечательно, что бешеный успех и миллионные тиражи альбомов никак его не изменили. У него не появилось миллионерских привычек, и даже дома в живописных местах он покупал только для того, чтобы обустроить там звукозаписывающие студии. Он увлечённо рассказывает о работе над сольным альбомом «Rattle That Lock», которая на экране выглядит завораживающе рутинно, зато вытянуть из него хоть какие-то подробности тяжбы с Роджером Уотерсом съёмочной группе так и не удаётся. «Скучно это вспоминать», - только и произносит признанный мэтр и почтенный отец большого семейства. При этом о каком-нибудь случайно найденном, пойманном звуке он может говорить часами, и вы, возможно, поймаете себя на мысли, что тоже могли бы часами это слушать.
Алексей Мажаев, InterMedia