Рецензия: «Расплата» для бухгалтера-аутиста ***

Пресс-показ боевика «Расплата» (The Accountant, США, 2016, режиссер Гэвин О’Коннор, в ролях – Бен Аффлек, Анна Кендрик, Дж.К. Симмонс, Джон Бернтал, Джеффри Тэмбор, Джон Литгоу, Синтия Аддай-Робинсон) состоялся 25 октября 2016 года в кинотеатре «Формула кино на Лубянке». В широкий прокат картина вышла 27 октября.
Кристиан Вульф (Бен Афллек) – гениальный бухгалтер, аутист и… машина для убийств. Первое выражается в том, что он берется за самую запутанную «черную» и «серую» бухгалтерию, как правило, не всегда легального толка, второе – в затруднениях при общении с людьми и в скудной на эмоции мимике, а третье… Но обо всем по порядку.
Несмотря на все меры предосторожности в работе с преступными синдикатами, на Вульфа однажды все-таки выходит отдел по борьбе с преступностью Министерства финансов во главе с Рэем Кингом (Дж.К. Симмонс) и талантливым следователем Мединой (Синтия Аддай-Робинсон). Поэтому Кристиан находит себе сравнительно законопослушного клиента – компанию по производству новейшей робототехники Living Robotics во главе с Ламаром Блэком (Джон Литгоу). Там одна молодая, но не в меру прыткая сотрудница Дана (Анна Кендрик) случайно обнаруживает «нестыковочку» в десятки миллионов долларов. Аудит Кристиан, как обычно, проводит блестяще, поэтому его жизнь (и жизнь Даны) оказывается в смертельной опасности. Тут-то Кристиану и пригождаются его навыки хладнокровного убийцы.
«Расплата» с самого начала позиционируется как довольно мрачный боевик с уклоном в психологию, и из-за этого у зрителя сразу же начинаются проблемы. Коммуникативные особенности не самого привычного для российской аудитории героя-аутиста вызывают смех в зале (просчет сценариста №1), а отсылки к детству Кристиана заставляют брови лезть на лоб все выше и выше (просчет сценариста №2).
Помимо аутизма, который никто не лечит, Кристиан из флэшбэков сталкивается с кучей психологических травм: уход матери, диктатура отца-военного, отсутствие друзей (кроме брата), постоянные переезды… Почему Кристиан истязает себя под тяжелый рок? Почему он медитирует на оригинал Поллока, висящий у потолка его трейлера? Куда подевался его брат? Что стало с его отцом? Ответы на все вопросы зритель, конечно же, так или иначе получит – с запутанными скачками во времени и бессовестной болливудщиной в финале - но осадочек останется.
Кроме того, многих может смутить моральная неопределенность «Расплаты». Предполагается, что зритель должен сочувствовать Кристиану, ведь он почему-то вынужден работать на самых страшных преступников в мире – в диапазоне от наркобаронов до террористов – пока они, как сообщается в фильме, не начинают нарушать его моральный кодекс. А до тех пор его все устраивает, и это очень сомнительная установка.
Из хороших новостей: если отвлечься от лакун и странностей в сценарии, как боевик «Расплата» более-менее работает. Режиссер Гэвин О’Коннор («Воин») знает свое дело: экшн захватывает, постановки драк изобретательны, финальная сцена на редкость кровава и жестока. Может быть, и не стоит завышать требования к «Расплате», а Бен Аффлек пусть войдет в историю жанра как первый актер, сыгравший аутиста-героя боевиков.
Артем Мельников,InterMedia