Рецензия: «Антропоид»: Ликвидация Пражского мясника ****

Показ военной драмы «Антропоид» состоялся в рамках фестиваля "Новое британское кино", организованного CoolConnections. Режиссер: Шон Эллис. В ролях: Киллиан Мёрфи, Джейми Дорнан, Тоби Джонс, Шарлотта Ле Бон, Анна Гейслерова.
Декабрь 1941 года. Чехословакия захвачена фашистами. Для подавления местного сопротивления в регион направлен один из инициаторов «окончательного решения еврейского вопроса», третья по значимости фигура в рейхе – Рейнхард Гейдрих, прозванный за свою жестокость Пражским мясником.
«Антропоид» – кодовое название операции, проведенной в 1942 году чехословацким сопротивлением совместно с британскими спецслужбами. Их миссия обернулась крупнейшим устранением фашистского руководителя за все годы войны.
Фильм «Антропоид» нужно рекомендовать самой широкой аудитории, особенно тем, кто не знаком с подробностями борьбы с фашизмом за пределами СССР. Весь политический контекст все равно отходит на задний план – провалившаяся политика умиротворения агрессора и Мюнхенское соглашение, в ходе которого западный мир отдал без боя Чехословакию Гитлеру, не особенно влияют на сюжет. Вместо этого на передний план выходит глубокая драма о людях, любящих свою родину и продолжающих борьбу с режимом.
Хотя развязка должна быть всем известна, два часа картине удается держать зрителя в напряжении. Первая половина истории – это пример отличного триллера. В мире, где фашисты запросто могут прицепиться к одинокому путнику, ворваться в любую дверь, где закона как такового не осталось, а кто-то из друзей может доносить в Гестапо, нельзя доверять никому. На экране не покажут особой жестокости, но в столь накаленной атмосфере будет ужасать даже закадровое описание деревни, полностью вырезанной нацистами, или же сцена, где один из героев нервно ищет капсулу с цианидом, когда в его дверь уже врываются полицаи.
В этих условиях прекрасно работает дуэт предельно серьезного и, казалось бы, холодного героя Мёрфи, понимающего все последствия операции, и романтичного, испуганного персонажа Дорнана. Когда во второй половине фильма им придется примерить на себя образы друг друга, это будет зрительский катарсис. От накала драмы внезапно начавшаяся перестрелка (которая в реальности длилась семь часов) не покажется чем-то чужеродным и будет смотреться на одном дыхании.
Атмосферу картины удачно дополняет визуальная составляющая. Слегка обесцвеченная зернистая картинка производит впечатление документальной хроники, а не художественного фильма. Неторопливое же повествование этого чешско-британского фильма лишает всех ассоциаций с голливудскими военными боевиками, приближая «Антропоида» к таким картинам, как немецкий «Эльзер» (в русском прокате он получил название «Взорвать Гитлера»).
Павел Соломатин, InterMedia