Рецензия: Billy’s Band - «Слегка» *** (Слушать)
2016, Billy’s Band
Бывает, послушаешь какую-нибудь аудиновинку и задашься вопросом, а что же хотел сказать автор. Лезешь в аннотацию - там ничего внятного, кроме общей информации. Начинаешь искать по соцсетям, лопатишь последние интервью музыканта - а он тоже ничего не объясняет: вы слушайте альбом, говорит, «всё в этой музыке, ты только улови». (А потом ещё обижается, что рецензент неправильно понял пластинку.)
Альбом группы Billy’s Band «Слегка» - полная противоположность вышеописанной ситуации. Для музыкантов было так важно, чтобы их поняли правильно, что они объясняли концепцию новой работы очень подробно. Итак, по задумке Билли Новика и Ко, им «очень хотелось первыми создать то, чего до сих пор не было в России, а именно - новые джазовые песни на русском языке». В пресс-релизе музыканты отбросили ложную скромность и не поскупились на громкие прилагательные: «Уникальный и беспрецедентный пример авторского джаза на русском языке. Без примесей блюза и рока, как в прошлые года, фьюжна и конъюнктуры, как нынче модно. Без эпатажных стилизаций под старину и опостылевшего постмодернизма». К этим амбициозным описаниям Billy’s Band приложил мини-мемуары участников записи о создании альбома. Выглядит это примерно следующим образом: «Мы решили написать новые джазовые стандарты - и написали». В общем, музыканты распиарили свою идею так, что альбом было боязно слушать. Ведь действительно, джаз в нашей стране был то запрещён, то полузапрещён, и для выживания постоянно мимикрировал под советскую эстраду или какие-нибудь романсы. До того чтобы создать джазовые песни на русском языке у наших композиторов просто руки не доходили: ну а зачем, если они всё равно не пройдут худсовет? А чтобы прошли, джазовых влияний в них должно быть поменьше. И вот спустя десятилетия героические Билли Новик и его бэнд решили исправить историческую несправедливость и дать стране джазу. Авторского, песенного и русскоязычного.
Страна и жанр это подвижничество, похоже, не слишком оценила. Так, сервис «Яндекс.Музыка» иронично поместил альбом «Слегка» в стилистическую категорию «Блюз», а среди джазовых музыкантов не нашлось никого, кто начал бы исполнять свежеиспечённые «стандарты» от Billy’s Band. Несмотря на изначальный посыл, пластинка воспринимается как ещё один постмодернистский эксперимент группы. Конечно, с их склонностью к театрализации Billy’s Band мог успешно перевоплотиться в джаз-бэнд, по максимуму исключив из мелодий и аранжировок влияния других стилей. Они, однако же, всё равно пролезают - и не только в кавер-версии на песню Олега Митяева. В инструментальных вещах лучше удаётся придерживаться стиля, а песням не хватает ярких мелодий и какой-то корневой витальности. Если от намёков на рок группе действительно удалось избавиться, то блюз и шансон пошли с их джазом под руку, создавая вместо хитов не более чем приятный фон.
Пение Билли Новика появлению новых джазовых стандартов тоже не способствует. Когда-то он мне рассказывал, что вокальную манеру варьирует в зависимости от творческих задач: «Какую скорость включишь - на той и полетишь». Может хрипеть, может не хрипеть - всё это актёрские дела. Такой же подход был применён и при записи альбома «Слегка»: Билли держал в голове, что нужно быть этаким Луи Армстронгом - ну и сыграл это всё. Технически, может быть, получилось похоже, но без армстронговской - и вообще джазовой - души, отвязности, свободы и заразительности.
Алексей Мажаев, InterMedia
Комментарий Билли Новика в группе InterMedia "ВКонтакте": "Приятно, что заметили. Но, похоже, песен не послушали. В песне "Слегка", например никакого влияния Армстронга нет. Чистый Чет Бекер. Слыхали о таком?)))))"
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»