Рецензия: опера “Орфей” в Театре им. Покровского ****
Премьера оперы “Орфей” состоялась 17 декабря 2016 года в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского.
“Орфей” (1762 г.) - одна из лучших опер австрийца Кристофа Виллибальда Глюка. Композитор создал ее в двух редакциях, а в 1859 году Гектор Берлиоз придумал их объединить. Театр им. Покровского взял за основу именно этот синтезированный вариант: язык - французский, партию Орфея исполняет меццо-сопрано.
Над оперой работали: дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, режиссер-постановщик и хореограф Михаил Кисляров, художники Виктор и Мария Вольская. Не обошлось и без компьютерной графики Яна Калнберзина. Она очень уместна: то заменяет декорации, то добавляет динамики.
История Орфея и Эвридики по-прежнему современна. Вечные темы: любовь, смерть, сила искусства. В версии Михаила Кислярова две юные подруги, наши современницы, фантазируют на тему античной легенды. Одна из них, более романтичная, становится Эвридикой (Ольга Бурмистрова в летящих одеждах на манер древнегреческих); другая, ее подруга-художница (Екатерина Ферзба в шортах и с рюкзачком за спиной) берет на себя роль Амура. А вот и Орфей - легендарный персонаж в древнегреческих одеждах (Мария Патрушева), величавый и отстраненный. В его руки свыше спускается лира, он благородно скорбит о безвременно ушедшей Эвридике. Впрочем, после в руках Амура лира успешно перевоплощается в лук (и немного заинтригуем - это не единственная эффектная метаморфоза в постановке!). Выбор солисток удачен: красивые голоса, различные по тембру.
Присутствует невидимый хор. Надо отметить, что состоит он из солистов, не занятых в ролях - такой принцип уже давно сохраняется в театре. Очень жаль, что на премьере их нельзя было увидеть на поклонах. Надеемся, это разово.
Как писали современники Глюка, в опере “все выражено языком возвышенного страдания без чрезмерной напыщенности”. Второе действие открывает знаменитое флейтовое соло (Леонтий Савкин). Не менее известна ария Орфея. Дуэты и трио завораживают. Оркестр под руководством Дмитрия Крюкова сохраняет благородство стиля даже в виртуозных моментах.
Впрочем, есть и недостатки. В основном чисто технические, которые отшлифуются со временем. Из действительно серьезного - финал, который можно было бы обозначить куда более четко.
Как уже говорилось, произведение не надрывное, не пафосное. Очень уместны здесь и небольшой зал, и маленькая сцена. “Орфей” - добрая сказка, где много печали, но все хорошо кончается. Однозначно стоит зайти в уютный театр на Никольской улице, недалеко от Кремля, чтобы увидеть и услышать это рождественское чудо.
Елена Лянгер для InterMedia
Фото: Игорь Захаркин
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.
Сергей Жуков выйдет на сцену в мюзикле «Чебурашка. Ушастые ёлки»
Композитор и музыкальный продюсер шоу «Чебурашка. Ушастые ёлки» Сергей Жуков примет участие в одном из первых показов новогоднего блока мюзикла. 21 декабря 2024 года певец выйдет на сцену в новой роли.
- В этом шоу чудесная история, замечательные персонажи, любимые с детства, – заверил солист группы «Руки вверх!», – Как один из создателей мюзикла я рад, что нам удалось поставить на театральной сцене такую добрую, красивую, качественную новогоднюю сказку. А как обычный зритель и отец пятерых детей, с удовольствием возвращаюсь на «Чебурашку» с семьей и каждый раз открываю для себя что-то новое. Поэтому я с энтузиазмом воспринял идею принять участие в одном из первых показов нового сезона. Мы надеемся удивить зрителей необычным сюжетным поворотом и подарить еще больше праздничного настроения и волшебства.
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые ёлки» пройдет в Международном центре бокса в Лужниках с 21 декабря по 7 января. За прошлый год постановку посмотрели 170 000 зрителей, по многочисленным просьбам которых спектакль вернулся в Москву на новогодний блок. Над созданием постановки работала режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой.
Алексей Франдетти возглавил Большой театр Ташкента
Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои. Сообщение об этом появилось в телеграм-канале театра 17 декабря 2024 года.
- Родившийся в Узбекистане российский режиссёр, актёр и педагог Алексей Франдетти назначен художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, - говорится в нем. - Это событие обещает стать знаковым для культурной жизни страны и вдохновить новое поколение артистов. В качестве художественного руководителя Большого театра имени Алишера Навои Алексей Франдетти имеет возможность реализовать свои амбициозные идеи и проекты, которые, безусловно, обогатят культурную палитру не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Мы уверены, что его видение и творческий подход сделают театр ещё более привлекательным для зрителей всех возрастов.
- Это первый театр, в который я вошёл, когда мне было четыре года, и смотрел оперу «Мадам Баттерфляй», - говорит Франдетти. - Для меня это важная история. Это самый большой театр в стране, и я невероятно тронут, что мне такое дело доверили. И со своей стороны я буду максимально стараться развивать этот театр в сторону нового и интересного музыкального театра с привлечением талантливых коллег, которых я знаю. При этом не забывая, что там, конечно же, должны идти и национальные произведения. У меня в планах проведение конкурса композиторов, которые пишут именно национальную музыку, чтобы узбекская опера и балет звучали во всем мире.
Алексей Франдетти – российский режиссёр музыкального театра. Родился в Ташкенте, занимался в Ташкентской высшей школе национального танца и хореографии и в театральной студии под управлением Марка Вайля при театре «Ильхом». В 2006 году окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича). Ставил мюзиклы и оперы во многих театрах страны, в том числе в Большом театре. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В июне этого года Франдетти покинул пост главного режиссера «Ленкома Марка Захарова», где работал с 2022 года.
Ранее должность художественного руководителя ГАБТа им. А.Навои занимал Абдулло Алимов.