Видеопиратство в Рунете в 2009–2015 г.
Интеллектуальное пиратство считается одной из самых серьезных проблем, стоящей на пути развития киноиндустрии. В пресс-службе МВД InterMedia сообщили, что в 2015 г. сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации было выявлено 1758 преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Из них в 195 случаях предметом посягательства являлась аудио- и видеопродукция. Общий выявленный ущерб превысил 36,5 млн руб. По оценке Совета законодателей РФ, общий ущерб от деятельности пиратов составляет 15–20 млрд руб. в год.
В докладе «Масштабы видеопиратства в России и потенциальный эффект от его снижения», подготовленном международной аудиторско-консалтинговой компанией EY (ранее известной как Ernst & Young) для форума Russian Interactive Week 2016 в Москве, приведены данные о росте объёма легальных продаж домашнего видео в США с 2010 по 2015 гг. с 19 до 21 млрд. долл. (включая физические носители и цифровые сервисы). Для России по данным EY этот показатель в лучший год (2009) составлял около 32 млрд руб. (около 1 млрд долл.), после чего началось обвальное падение до 4 млрд руб. в 2015 г. (около 66 млн долл.). Таким образом, за 7 лет обороты домашнего видео в России сократились на 88%.
В экспертном сообществе принято считать, что это стало результатом активного развития пиратства. Так, в упомянутом докладе EY произведены расчеты пиратского рынка в 2009 г., явно превышающего легальный по денежному объёму (30–40 млрд долл.) и многократно (в 6–9 раз) превышающего по количеству единиц носителей. По расчетам EY, из 100 проданных носителей пиратские составляли 80–90% рынка.
Взяв за основу общие показатели рынка 2009 г., аналитики EY оценили нынешний потенциал рынка в 65 млрд руб. (около 1 млрд долл.), что значительно превышает объёмы доходов кинопроката, составившие в 2015 г. 47 млрд руб.
При сравнении показателей заметно, что в США изменение технологий привело к росту доли стриминговых сервисов, благодаря чему на рынке домашнего видео доходы перераспределились между носителями, а сам рынок остался практически на прежнем уровне. Похожая картина наблюдается и в других развитых странах.
В России, как и в большинстве других развивающихся стран, сегмент физических носителей многократно сократился и практически перестал занимать значимую долю рынка, но заметного роста национальных стриминговых сервисов за тот же период не произошло.
Рынок домашнего видео в США, 2010–2015 гг.
По данным EY
Рынок домашнего видео в России, 2009–2015 гг.
По данным EY
Доклад EY обращает внимание на то, что аудитория пиратских ресурсов вчетверо превышает аудиторию легальных видеосервисов - лишь каждый пятый пользователь смотрит легальный контент. Общая аудитория длинных и средних видео (фильмы и сериалы) в интернете составила, по оценке EY, 5,6 млн человек в сутки, и лишь чуть больше 1 млн из них пользуется легальными видеосервисами. 4,5 млн пользователей постоянно потребляют пиратский контент.
Соотношение количества потребителей лицензионного и пиратского контента
По данным EY
Среднесуточная аудитория видеосмотрения, 2015 г., млн чел. в сутки
По данным EY
Легальные онлайн-кинотеатры показывают небольшой, но уверенный рост. Однако даже самые крупные из них привлекают внимание только 5–7% общей аудитории онлайн-видеосервисов, что составляет 0,3–0,5% от общей интернет-аудитории РФ.
Аудитория легальных онлайн-кинотеатров, 2015 г., млн чел. в сутки
По данным TNS и отчетности компаний
Значительная часть экспертов считает, что одной из важных причин такой нерадостной ситуации является низкая правовая культура граждан. В 2015 г. компания ESET Russia провела опрос пользователей на тему их отношения к пиратству, в котором приняли участие более 9 тыс. респондентов.
Отношение пользователей к пиратству, 2015 г.
По данным ESET
Оказалось, что более четверти опрошенных (27%) пользуются пиратскими сервисами из принципиальных соображений, считая, что в интернете все должно распространяться бесплатно. Всего 14% – честные пользователи, предпочитающие покупать лицензионный контент. Более четверти пользователей (26%) покупают ПО и игры, но музыку и кино часто потребляют незаконно, оправдываясь небольшим количеством легальных сервисов и неполным ассортиментом предлагаемого ими контента. Около трети (33%) просто не отличаются особой технической и юридической грамотностью, а потому используют любой доступный контент. Таким образом, можно говорить о том, что 86% пользователей Рунета считают потребление пиратского контента вполне приемлемым или даже правильным.
К аналогичным выводам пришли эксперты Института развития интернета (ИРИ). Согласно результатам их опроса, оглашенным на форуме «Интернет+Медиа», лишь 33% респондентов положительно ответили на вопрос о том, соответствует ли предложение легального контента спросу. При этом также выяснилось, что сами потребители слабо проинформированы о состоянии рынка легального контента – лишь 21% опрошенных ответили положительно.
Типы пиратских сайтов
По просьбе информационного агентства InterMedia Российская антипиратская организация (РАПО) предоставила свои расчеты показателей борьбы с видеопиратством. По оценке РАПО, в 2015 г. в Рунете нелегальный видеоконтент предлагало около 10 тыс. сайтов.
Распределение сайтов с пиратским контентом по типам, 2013–2015 гг.
По данным РАПО
Заметный рост показывает самый популярный формат пиратского ресурса сейчас – каталог фильмов с возможностью онлайн-просмотра прямо на сайте (стриминг). В 2015 г. доля этих ресурсов увеличилась до 51% (то есть, сейчас их более 5000). Драйвером роста является быстрое распространение в РФ широкополосного доступа в интернет (ШПД), позволяющего смотреть фильмы без предварительного скачивания файлов, что значительно удобнее для пользователей.
Ресурсы с каталогами ссылок и торрент-трекеры пока занимают значительную долю пиратского рынка, но их количество постоянно сокращается. Очевидно, хозяева ресурсов определились с трендами и теперь инвестируют в стриминг.
Социальные сети – самая малочисленная группа сайтов, но именно она проявляет наибольшую активность, привлекая массового пользователя (в настоящее время среднесуточная аудитория только соцсети Вконтакте, по данным TNS Web Index, составляет 21,4 млн чел., то есть 32,4% от всей интернет-аудитории РФ). Кроме того, контент социальных сетей зачастую используется пиратами на сторонних ресурсах посредством размещения медиаплееров от «ВКонтакте», «Одноклассников» или YouTube. При этом просмотр нелегального контента физически осуществляется именно на пиратских сайтах.
Борьба правообладателей с пиратством
В последние годы правообладатели заметно активизировались в борьбе с пиратством. Основным способом пресечения распространения нелегального контента стал так называемый «антипиратский закон» – Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Он предусматривает возможность блокировки как незаконно размещенных на сайтах аудиовизуальных произведений, так и самих сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя, в том числе на постоянной основе (ст. 26 ГПК в редакции «второго антипиратского пакета»).
Результаты борьбы с пиратами оказались весьма спорными. С одной стороны, блокировку оказалось достаточно легко обойти - «вечная» блокировка ресурса RuTracker.org привела всего лишь к снижению посещаемости на 20%, а файлообмена между пользователями – на 3%. С другой стороны, даже такие результаты стали для отрасли «глотком свежего воздуха». Так, в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ считают, что в результате борьбы с пиратством за 2015 г. число пользователей интернета, покупающих легальный контент, увеличилось с 12 млн до 18 млн чел.
За 2012–2015 гг. специалистами Российской антипиратской организации (РАПО) было отправлено множество уведомлений о нарушениях, что охватило все типы сайтов и практически всех хостинг-провайдеров в РФ.
Реакция сайтов на запросы РАПО, 2012–2015 гг.
По данным РАПО
Как видно из диаграммы, до введения антипиратского закона владельцы ресурсов часто не принимали никаких мер по устранению незаконно размещенного контента, игнорируя требования правообладателей. Закрыть такие сайты удавалось лишь в небольшом количестве случаев. С введением антипиратского закона значительно выросла не только эффективность обращений, но и доля сайтов, сменивших хостинг и переехавших за пределы РФ после уведомления РАПО о нарушениях.
При этом положительная динамика усиливается. Доля сайтов, игнорирующих требования правообладателей, снизилась до 20% в 2014 г. и до 13% в 2015 г. Доля закрытий сайтов также растет: с 16% в 2012 г. до 29% в 2015 г.
Таким образом, за 2015 г. положительные для правообладателей реакции (удаление ссылок, блокировка контента и закрытие сайтов) составляют уже 74% от всех реакций хостинг-провайдеров.
Доля успешных обращений по удалению контента, кварталы 2012–2015 гг., %
По данным РАПО
Доля успешных обращений РАПО по удалению контента также выросла. С 45% в конце 2012 г. она поднялась до 71% к концу 2015 г.
Реакция хостинг-провайдеров на запросы РАПО, 2013–2015 гг.
По данным РАПО
С принятием закона хостинг-провайдеры стали оперативнее реагировать на требования правообладателей. Если в 2013 г. лишь по итогам 17% обращений нарушителей блокировали, то в 2015 г. доля таковых достигла уже 44%. В то же время все реже требования игнорируются: с 30% в 2013 г. их доля сократилась до 6% в 2015 г.
Размещение хостинга российских пиратских сайтов
2013 г.
2014 г.
2015 г.
По данным РАПО
Примечание: В 2013 г. РАПО впервые подсчитала доли стран, в которых размещаются пиратские сайты. В 2014 г. число закрытых сайтов было подсчитано среди переехавших в другие страны, однако впоследствии было решено учитывать только действующие пиратские сайты.
В 2013 г. пиратские сайты размещались в основном в России, и лишь 14% – за рубежом (в основном, в Германии и Нидерландах). С 2014 г. ситуация начала меняться. Почти половина пиратских сайтов за два года успела переехать за рубеж, чтобы работать на территории России оттуда. В 2015 г. значительно выросла доля сайтов, работающих из США (21%), Нидерландов (5%) и Украины (4%).
Итоги
В последние годы в РФ наблюдается положительный тренд роста внимания к проблеме интеллектуального пиратства на всех уровнях власти. Поправки в законодательство, принятые правительством РФ в 2015 г., призваны были изменить ситуацию.
Директор по общим вопросам РАПО Олег Абрамов оценивает эти изменения позитивно, хотя отмечает наличие некоторых проблем.
– Действующее законодательство дает возможность правообладателям эффективно защищать свои права, в том числе с применением крайней меры, т.е. уголовного наказания. Конечно, не все так гладко, как хотелось бы, но надо учитывать, что правообладатели и государственные органы, обеспечивающие защиту прав правообладателей, всегда выступают в роли догоняющего, – прокомментировал он ситуацию корреспонденту InterMedia.
По словам Абрамова, одной из самых крупных проблем после введения мер по блокировке сайтов стали зеркала – копии заблокированных сайтов, на которых содержится тот же контент. Кроме того, пожизненная блокировка сайтов как одна из самых жестоких мер по борьбе с пиратством хоть и эффективна, но мало используется правообладателями. Данная процедура не сложная, но довольно длительная, она занимает не меньше 4–5 месяцев, так как предусматривает обязательные последовательные процедуры в суде.
–Зато после блокировки сайта сразу появляется его зеркало с теми же фильмами. И смысл проведения длительной процедуры по пожизненной блокировке теряется. Иное дело – предварительные обеспечительные меры. В этом случае процедура занимает 1–2 дня, что очень важно в период премьерного выхода фильма. Правообладатели активно применяют данную процедуру для защиты своих фильмов в интернете», – отмечает Олег Абрамов.
В заключение краткого обзора информационное агентство InterMedia считает нужным отметить, что пути решения проблемы защиты интеллектуальной собственности в интернете в настоящее время ищет большинство развитых стран мира. При этом еще ни в одной из них применяемые механизмы борьбы не доказали свою эффективность.
Данные по 2016 г. будут подготовлены информационным агентством InterMedia к весне 2017 г.
Павел Соломатин, InterMedia
Сегодня родились Владимир Стеклов и Дарья Коныжева
3 января 2025 года, пятница.
Сериал «Арбатские тайны» покойного Зиновия Ройзмана и Александра Котта покажет Первый канал.
«И снова 3 сентября» Михаила Шуфутинского покажет НТВ.
27 лет актрисе Дарье Коныжевой.
29 лет актрисе Флоренс Пью.
39 лет актёру Даниле Якушеву.
45 лет модельеру Марии Цигаль.
47 лет спортивному комментатору Константину Геничу.
51 год режиссёру Михаилу Сегалу.
56 лет певцу и продюсеру Олегу Борщевскому.
56 лет автогонщику Михаэлю Шумахеру.
67 лет актёру Александру Половцеву.
69 лет актёру и режиссёру Мэлу Гибсону.
77 лет актёру Владимиру Стеклову.
79 лет басисту группы Led Zeppelin Джону Полу Джонсу.
4 января.
22 года актёру Джейдену Мартеллу.
30 лет назад умер актёр Валерий Носик (1940-1995).
34 года актрисе Полине Пушкарук.
36 лет режиссёру Данилу Чащину.
40 лет актрисе Леноре Кричлоу.
42 года актрисе Керри Кондон.
49 лет актёру Аугусту Дилю.
52 года актёру Дэймону Гаптону.
55 лет актёру Джошу Стэмбергу.
55 лет назад Beatles в последний раз работали вместе во время записи песни «Let It Be» для одноименного альбома.
59 лет режиссёру и телеведущему Тиграну Кеосаяну.
59 лет радиоведущей Ксении Стриж.
60 лет актёру и режиссёру Ивану Атталю.
60 лет актрисе Джулии Ормонд.
60 лет назад родился экс-президент вещательной корпорации «Проф-медиа» Александр Варин (1965-2009).
62 года вокалисту группы Rammstein Тиллю Линдеманну.
65 лет лидеру группы R.E.M. Майклу Стайпу.
70 лет назад родился актёр Сергей Колесников (1955-2023).
83 года гитаристу и композитору Джону Маклафлину.
91 год скульптору Зурабу Церетели.
315 лет назад родился композитор Джованни Перголези (1710-1736).
5 января.
Концерт «Ээхх, Разгуляй!» покажет Первый канал.
«Удачные песни» покажет «Муз-ТВ».
25 лет рэперу Big Baby Tape.
28 лет актрисе Анастасии Чернышовой.
33 года актрисе Сьюки Уотерхаус.
33 года актёру Майку Фейсту.
41 год актёру Денису Косякову.
45 лет актёру Оскару Айзеку.
47 лет актрисе Дженьюэри Джонс.
47 лет певице Эмилии.
50 лет актёру Брэдли Куперу.
53 года певцу Сакису Рувасу.
56 лет певцу Мэрилину Мэнсону.
60 лет актёру Винни Джонсу.
60 лет назад Юрий Федорович Маликов познакомился со своей будущей женой Людмилой Вьюнковой.
79 лет актрисе Дайан Китон.
84 года режиссёру Хаяо Миядзаки.
94 года актёру Роберту Дювалю.
Фэнтези «Самая большая луна» покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Самая большая луна» состоится на ТНТ 5 января 2025 года. Главные роли в фэнтези исполнили Симона Куст, Иван Ивашов, Филипп Янковский, Аристарх Венес, Таша Цветкова, Алексей Гришин и др.
- Среди нас живут эмеры - сверхлюди, наделённые необычными способностями. Они могут управлять человеческими эмоциями и не чувствуют боли, но при этом не способны любить,- сообщается в синопсисе. - Их существование находится под угрозой, и Денис, молодой эмер-полукровка, отправляется на поиски избранной, которая может всё изменить. Катю всю жизнь ограждали от любых эмоций, она даже не представляет, какой невероятной силой обладает. Суждено ли ей спасти этот мир, или она была создана его разрушить?
В российский прокат фильм «Самая большая луна» вышел в июле 2024 года.
Эфир в 23.35. Повтор 6-го в 2.55.
Умерла звезда советского кино и дубляжа Инна Выходцева
Советская и российская актриса Инна Выходцева скончалась 31 декабря 2024 года в возрасте 90 лет после продолжительной болезни. О ее смерти сообщил Союз кинематографистов РФ.
- Инна Николаевна – человек с нелегкой судьбой, но несмотря ни на что оставалась удивительно добрым, отзывчивым человеком, всегда готовым прийти на помощь своим коллегам, поделиться своим опытом и талантом с молодыми актерами, за что её уважали и любили коллеги и зрители, - говорится в некрологе.
Инна Выходцева родилась 27 июня 1934 года в Донецке, в 1957-м окончила ВГИК, служила в театре-студии «Киноактер». Дебют актрисы состоялся в 1957 году в фильме «Балтийская слава» режиссера Яна Фрида. За 70 лет карьеры Выходцева снялась в 165 фильмах и сериалах, в основном в ярких ролях второго плана. В числе ее работ «Юность наших отцов» (главная роль Вари), «Строгая женщина», «Бессонная ночь», «Мимо окон идут поезда», «Всюду есть небо», «Служебный роман», «Москва слезам не верит» (в роли телережиссера, которая приезжает снимать репортаж на завод, где работает главная героиня), «Мир в трёх измерениях», «Огарёва,6», «Мёртвые души» (в роли жены губернатора), «Барышня-крестьянка», «Марш Турецкого», «Каменская», «Возвращение Мухтара», «Ландыш серебристый-2». Одну из последних ролей сыграла в сериале «Сын» 2017 года.
Инна Выходцева много работала на дубляже зарубежных картин. Её голосом говорили актрисы Софи Лорен («Любовь под вязами»), Стефания Сандрелли («Они шли за солдатами»), Клаудиа Кардинале («Красная палатка»), Миа Фэрроу («Смерть на Ниле»), Мирей Дарк («Высокий блондин в черном ботинке»), Вия Артмане (во многих фильмах) и другие.
В 1992 году Инна Выходцева была удостоена звания Заслуженная артистка РФ.
В 2022 году актриса пыталась покончить с собой, была доставлена в институт имени Склифосовского. Последние годы проживала в Доме ветеранов сцены имени Яблочкиной. В октябре 2024-го была госпитализирована с подозрением на инсульт.