Рецензии: «Вурдалаки». От готики до фэнтези один шаг ****

Фантастический триллер «Вурдалаки» выйдет в российский прокат 22 февраля 2017 года. Режиссёр: Сергей Гинзбург. В ролях: Михаил Пореченков, Константин Крюков и другие.
Священник Лавр (Михаил Пореченков) угодил в опалу к только что начавшей править Россией императрице Елизавете Петровне и был сослан в Карпатские горы. Приняв постриг, батюшка принял руководство монастырем и занялся духовным окормлением местных жителей, но тут выяснилось, что в здешних краях не на шутку разгулялась нечистая сила. Будучи человеком самоотверженным и сострадательным, Лавр с энтузиазмом берется за нейтрализацию отбившихся от рук вурдалаков, скапливая внушительный запас осиновых колов да серебряных монет.
В карпатский монастырь прибывает щеголеватый гардемарин Андрей (Константин Крюков) с высочайшим указом о помиловании Лавра. Вопреки здравому смыслу, игумен категорически отказывается вернуться в Санкт-Петербург, давая визитеру понять, что здесь имеются дела поважнее. Вскоре Андрей и сам в этом убедится – особенно, когда начнет испытывать нежные чувства к красавице Милене (Аглая Шиловская), на которую у нежити из мрачного замка свои виды. Заручиться же поддержкой селян у парня не очень получается, поскольку здесь разыгрываются страсти, перед которыми людское разумение бессильно.
Новелла Алексея Константиновича Толстого «Семья вурдалака» стала образцом для подражания в среде «темных» писателей в России конца ХIХ – начале XX века. Писатель не скрывал своей ориентации на западноевропейский готический роман, написав рассказ на французском и сделав главным героем легкомысленного маркиза д’Юрфе. Симптоматично, что первые экранизации «Семьи вурдалака» были сняты именно в Европе. При этом короткометражка «Вурдалак» (1963) Марио Бава была построена как пародия, а «Ночь дьяволов» Джорджио Ферроне (1973) возымела репутацию ужастика средней руки. Да и перенесение действия рассказа в современность в обоих случаях не поспособствовало сохранению атмосферы оригинала.
Еще запутаннее оказалась ситуация с российскими экранизациями толстовского рассказа. Советская «Семья вурдалака» (1990) грешила грубыми сценарными ляпами и слабой игрой актеров. Фантасмагория некрореалиста Евгения Юфита «Папа, умер Дед Мороз» (1991) вообще была рассчитана на слишком узкую аудиторию. Как ни странно, ближе всех к раскрытию потенциала рассказа оказался лидер панк-группы «НАИВ» Александр «Чача» Иванов, эксцентрично прочитавший «Семью вурдалака» в недооцененной серии аудиокниг «уРОК литературы». Любопытно, что особого упора на «готичность» доставшегося ему текста Чача упора как раз не делал, больше предпочитая заинтриговывать, нежели запугивать.
По тому же принципу построен и фильм «Вурдалаки». Здесь нет хичкоковского саспенса, хотя и короткая прологовая сцена на кладбище приятно щекочет нервы. Сюжетная канва рассказа бережно сохранена, и наиболее драматичные события остались на месте, но не на них режиссер Сергей Гинзбург делает акцент, надстраивая по принципу матрешки более впечатляющий сюжет.
Если уж продолжать проводить параллели с русской классикой, то «Вурдалаки» оказываются ближе не к своему «законному» первоисточнику, а к пушкинской «Капитанской дочке». Моральный «недоросль» Андрей, попав в экстремальную ситуацию, очень быстро учится правильно расставлять приоритеты. А Милена вынуждена в рекордные сроки превратиться из наивной волоокой пейзанки в спасительницы – если не мира, то уж России точно. И не приходится сомневаться, что коли понадобится, то и до самой императрицы она дойдет!
А вот потешный оруженосец Андрея Парамон (Роман Мадянов), безусловно, перекочевал сюда из «Дон Кихота». Своим потешным ворчанием он окончательно лишает картину готического антуража, способствуя ее восприятию как героического и в меру назидательного фэнтези. С таким солидным бэкграундом «Вурдалакам» никакая критика не страшна.
Денис Ступников,InterMedia
«Анора», «Субстанция» и «Бруталист» стали лидерами наградного сезона

Популярный кинопортал Rotten Tomatoes 3 марта подвел итоги сезона кинонаград 2024-2025. В течение года они подсчитывали все вручаемые призы (на фестивалях, различными гильдиями, профессиональными изданиями и сообществами и т.п.). Победителем стала «Анора» - фильм получил 109 наград, а второе и третье разделили «Субстанция» и «Бруталист» (по 106 наград у каждого). В пятерку также вошли «Дюна: Часть вторая» (81 награда) и мультфильм «Дикий робот» (76 наград), а в десятку - «Злая: Сказка о ведьме Запада» (71), «Претенденты» и «Конклав» (по 59), «Синг-Синг» (58) и «Настоящая боль» (50).
Как отмечает Rotten Tomatoes, в третий раз за четыре года победитель списка лидеров наград стал обладателем «Оскара» за лучший фильм.
Александр Устюгов станет «Киллером» на НТВ

Премьерный показ сериала «Киллер» стартует на НТВ 10 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в остросюжетной драме режиссера Дениса Карышева исполнили Александр Устюгов, Карина Андоленко, Дмитрий Ульянов, Анна Котова-Дерябина, Евгений Антропов, Никита Тарасов, Екатерина Кабак, Александр Голубков, Евгений Перевалов, Амаду Мамадаков, Юлия Подозерова, Анна Вартаньян, Михаил Кремер и другие.
По сюжету, бывший полицейский Иван (Устюгов) встречает в зале суда своего заклятого врага, шесть лет назад убившего его напарника, а затем отправившего самого Ивана за решётку. Того в очередной раз обвиняют в заказном убийстве, но изворотливый преступник снова выходит на свободу. Все эти годы, проведённые в тюрьме, жажда мести пожирает Ивана изнутри. Но, встав на путь мщения, он сталкивается с очень опасными и влиятельными людьми. Теперь он вынужден заключить сделку «с дьяволом»: чтобы спасти собственную жизнь, он должен выполнить для них «заказ».
Иван даёт своё согласие и становится наёмным убийцей – киллером. Но судьба вносит свои коррективы: он попадает в страшную аварию, после которой полностью теряет память. Иван не помнит ничего и, таким образом, получает неожиданный шанс на новую жизнь.
- Я сыграл парня, у которого нет ни желаний, ни фантазий, ничего, - говорит Александр Устюгов. - Вся сложность для меня была в том, чтобы заставить зрителей сочувствовать этому персонажу и любить его таким, какой он есть. Если копнуть глубже, то это история про перерождение моего персонажа Ивана. И он проживает свою новую жизнь точно так же, как если бы ему не давался шанс родиться снова. Только вот первый раз Иван прожил свою жизнь неосознанно, а второй раз, наоборот, сознательно. Мне кажется, повествование в проекте будет не совсем привычное телезрителю из-за музыкального формата истории.
- Это роуд-муви, где зрителей ждёт история главного героя в динамике, - рассказал режиссер Денис Карышев. - Александр Устюгов предстанет в совершенно неожиданном для себя образе: очки с мощными линзами, усы, как у Халка Хогана, потрёпанная одежда. Его герой войдёт в эту историю списанным со счетов «сбитым лётчиком», а выйдет… Весь вопрос в том и состоит, выйдет ли он из этой истории живым или нет.
Съемки «Киллера» проходили в 2021 году.
Эфир в 22.00.
«Мосфильм. Золотая коллекция» поздравит женщин «Девчатами» и «Служебным романом»

Марафон советских фильмов в честь Международного женского дня проведет телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» 8 марта 2025 года. Его откроет картина «Самая обаятельная и привлекательная» о сотруднице конструкторского бюро Наде Клюевой в исполнении Ирины Муравьевой в 8.40. В 10.10 зрителям покажут мелодраму «Одиноким предоставляется общежитие», в которой Наталья Гундарева сыграла сваху Веру Голубеву. За эту роль артистку назвали лучшей актрисой года по версии читателей журнала «Советский экран».
Программу продолжит — в 11.45 — комедийный детектив «Ищите женщину», в 14.30 телеканал покажет двухсерийный фильм «По семейным обстоятельствам». В 16.55 зрители смогут увидеть комедию «Девчата», роль в которой принесла актрисе Надежде Румянцевой международную известность и почетное прозвище «Чарли Чаплин в юбке». Мелодрама «Москва слезам не верит» будет транслироваться в 18.35. Завершит праздничный марафон в 21.30 фильм «Служебный роман».