Рецензия: «Щенки» - «Щенки» ***

2017, «ВКонтакте»
Группа «Щенки» - один из проектов неутомимого Феликса Бондарева, выпустившего три с лишним десятка дисков под именами Red Samara Automobile Club, Amazing Electronic Talking и т.д., а недавно записавшего мини-альбом с Алисой Вокс. В «Щенках» Феликс отвечает за музыку (и голос), а за тексты (и голос) отвечает Максим Тесли. Известность проекта пока не выходит далеко за рамки социальной сети «ВКонтакте», в чём есть и плюсы, и минусы. К плюсам относится абсолютная свобода творчества. В системе координат «Щенков» отсутствуют массовая раскрутка, стремление попасть на радио и в «Золотой граммофон» - соответственно, им не нужно подстраиваться под стандарты, соблюдать политкорректность и следить за отсутствием мата в текстах. В их кругу, напротив, ценятся неполиткорректность и цинизм, матом они не ругаются, а на нём разговаривают (и поют), а в качестве тематики песен выбирается нечто по возможности возмутительное. Вот только несколько названий: «Моногамия - это миф», «Обдолбаны», «Эта баба заставит тебя бухать»... Впрочем, наиболее, скажем так, смелые образы скрываются под нейтральными заголовками: так, «Белое на белом» - это про, извините, сперму на свадебном платье. Как видите, ребята совсем не заморачиваются над тем, чтобы быть принятыми в «приличное общество», им и в своём неприличном неплохо.
А главный минус тут заключается в том, что любой выход за пределы своего круга оказывается травматичным и для самих творцов, и для окружающих людей. В студенческие годы мы возвращались в Москву с сельхозработ, немного одичавшие и за месяц в колхозе привыкшие вести себя непринуждённо, - так конфликты с социумом начались минут через десять после погружения в поезд. Нужен более актуальный пример? Пожалуйста. Подросток, пару часов протупивший «ВКонтакте» над группой с неполиткорректными мемасиками, выходит из-за компьютера, обзывает маму Гитлером, а потом ещё пытается доказать, что сейчас все так шутят. А мама не верит.
Примерно то же самое и с музыкой «Щенков». Внутри своего сообщества у них всё отлично, и даже самая нелепая, но острая рифма встречается восхищённым «гыгыгы». Но как только альбом услышат посторонние люди, образ «самой актуальной группы Европы» (цитата из анонса концерта «Щенков») сразу начинает разрушаться. Наряду с прекрасными в своём цинизме текстовыми решениями обнаруживаются откровенные глупости, эпатаж ради эпатажа, а кое-где даже аранжировочная вторичность. Инструментально «Щенки» весьма борзые (каламбур), но их напор порой идёт в ущерб запоминаемости мотивов. Да и вообще, в песнях по очереди проседает то одно, то другое: если внятная мелодия, то не слишком резвый текст («Единое тело»); если обсуждается важная проблема взаимоотношения полов, то о музыке «Щенки» почти забывают («Эта баба заставит тебя бухать», «Не круто»). Единства формы и содержания внезапно удаётся достичь в «Обычной драке», выполненной... в рэп-жанре. А жестокий романс «Белое на белом», начинающийся задумчивой фразой «помнишь, трахались в лифте, красивые, юные, пьяные», пожалуй, является своеобразным эпиграфом и квинтэссенцией творчества «Щенков»: весело, цинично и маме не покажешь. Если, конечно, она не Гитлер.
Алексей Мажаев, InterMedia