Госдума защитит интеллектуальные права режиссёров-постановщиков

Государственная дума РФ приняла во втором чтении поправки в четвертую часть Гражданского кодекса РФ об охране интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков. Как пояснил глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников (на фото), «в действующем законодательстве режиссер театра не имеет интеллектуальных прав на публичную живую постановку спектакля». При этом в современном театре режиссер является организатором, объединяющим благодаря своему творческому труду все элементы сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение и другое.
- На практике нередки ситуации, когда сценические постановки режиссеров активно используются без их согласия другими, иногда менее известными лицами. Или актеры, отправляясь на заработки, "прихватывают" с собой целые театральные постановки или сцены из таковых, не заключая договоров с режиссером-постановщиком и не выплачивая ему вознаграждения. В итоге интеллектуальные права театрального режиссера оказываются полностью не защищенными, - указал глава комитета.
Документ направлен на усиление охраны смежных прав режиссеров-постановщиков спектаклей, сообщает ТАСС. В частности, дается определение постановки спектаклей, выраженной в какой-либо объективной форме, в качестве особого результата исполнительской деятельности. Режиссер-постановщик наделяется личным неимущественным правом - правом на неприкосновенность постановки. Защита этих прав не ограничивается лишь использованием постановки в записи, передачи в эфир или по кабелю, как это имеет место в действующем законодательстве.
В число правомочий, определяющих содержание исключительного права на постановку, включены правомочия публичного исполнения спектакля, в том числе в живом исполнении. Определен момент начала охраны исключительного права режиссера на постановку в зависимости от первого публичного исполнения - с 1 января года, следующего за тем, в котором имело место первое публичное исполнение. Исключительное право режиссера-постановщика действует в течение всей его жизни, но не менее 50 лет.
- Распространяться указанные новеллы будут на постановки, первое публичное исполнение которых будет осуществлено после вступления в силу закона, - пояснил Крашенинников.
Принятыми поправками ко второму чтению уточняются права режиссера-постановщика на неприкосновенность постановки. Регламентируется, какие именно искажения недопустимы в отношении живой постановки, - искажения, приводящие к извращению смысла или нарушению целостности восприятия исполнения.
- Это относится к постановкам, созданным на основе драматического или музыкально-драматического произведения, а также цирковым, кукольным, эстрадным и другим театрально-зрелищным представлениям, - добавил глава комитета. - Законопроект стал результатом совместной работы специалистов в области авторских прав и представителей театральной общественности - известных режиссеров, актеров и руководителей театров, с которыми был проведен ряд рабочих встреч и совещаний.
Кукольную «Турандот» покажет «Театр в кино»

Премьера киноверсии спектакля «Турандот» состоится 30 марта 2025 года в рамках проекта «Театр в кино» в столичном киноцентре «Октябрь». В тот же день она выйдет в общероссийский прокат.
Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Государственным академическим центральным театром кукол имени С. В. Образцова. Прокат осуществляет дистрибуторская компания Кино.Арт.Про. Более 90 городов покажут «Турандот» в крупнейших кинотеатральных сетях («Каро», «Формула Кино/Синема Парк», «Москино» и других).
Спектакль в куклах «Турандот» – оригинальная постановка главного режиссера ГАЦТК им. С. В. Образцова, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Бориса Константинова по мотивам одноименной сказки Карло Гоцци, в которой сталкиваются два мира – строгий Китай и романтичная Венеция. История любви жестокой красавицы Турандот и принца Калафа разыгрывается с такой неподдельной страстью, что порой забываешь, что на сцене куклы. Огромная Луна, венецианские мосты, черная гладь воды, купальня в Пекине, гондолы, веера, колокольчики и, конечно же, куклы – настоящие произведения искусства. Для этого спектакля их сделали из тростника и даже «научили» менять мимику.
- С самого начала я четко понимал, что в истории о принцессе Турандот хочу все права отдать кукле, несмотря на то, что язык комедии dell’arte, используемый Карло Гоцци, сложен и всегда подразумевает живое присутствие актера с его словесной сиюминутной импровизацией, - говорит Борис Константинов. - Кукла же требует некоего закрепленного рисунка, пусть смыслового, но балета. Тем более такая кукла, как тростевая, где жест говорит намного больше, чем слово. В этом и заключался мой внутренний эксперимент – проверить, способна ли кукла на все то, на что способен актер в живом плане, получится ли это воплотить в этом жанре. Как избавиться от огромного количества текста, не потеряв при этом сюжетную линию, потому что текст Гоцци – это стихотворная форма. Много было трудностей, которые делают жизнь интересней. В преодолении этих трудностей и сочинялась «Турандот».
Театральная премьера состоялась в конце 2017 года, и с тех пор постановка неизменно привлекает большое количество зрителей. Работа режиссера Бориса Константинова получила шесть номинаций Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска-2019» и признана лучшим спектаклем сезона 2017-2018 в театре кукол по версии «Московского комсомольца».
Киноверсия – не буквальная фиксация постановки, а отдельная большая работа. И ее главная задача – не только не навредить, как подчеркивает режиссер киноверсии Валерий Спирин, а показать все достоинства, находки и уникальность «Турандот» в куклах.
В масштабной постановке задействовано почти 60 кукол, которыми управляют заслуженный артист России Андрей Нечаев, заслуженный артист России Дмитрий Чернов, заслуженная артистка России Александра Горбунова, заслуженный артист России Роман Богомольный, заслуженный работник культуры России Виктор Воеводин, Алексей Соколов, Халися Богданова, Андрей Абельцев, Анна Суворова, Василий Аникеев, Марина Дунаева и многие другие. Художником спектакля выступил Виктор Антонов, лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Музыку написала композитор Катя Миц.
Это уже вторая совместная работа Театра кукол имени С. В. Образцова и телеканала «Россия-Культура». Первая – киноверсия спектакля «Я – Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли – вышла в прокат 21 июня 2024 года и закрыла пилотный сезон проекта «Театр в кино».
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Спектакль «Шестьдесят лет – шестидесятникам. Антимиры» отметит юбилей легендарных поэтических концертов

Спектакль «Шестьдесят лет – шестидесятникам. Антимиры» будет показан в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя 5 марта 2025 года. В основе постановки попурри из стихов и эстрадных номеров 1960-70-х годов. Это история трех знаменитых поэтических концертов, прошедших в 1965 году в трех точках Москвы без освещения в газетах и определивших лицо эпохи и породивших само понятие «шестидесятники».
- Это история взаимоотношений поэтов с таким загадочным понятием, как «успех». Это не просто спектакль, а путешествие в эпоху, где поэты были рок-звёздами, а слова имели силу. Это разговор о вечном: любви, одиночестве, поиске смысла и цене искренности. Это живая музыка, которая превращает стихи в звуковые ландшафты, а зал — в пространство диалога прошлого и настоящего, - сообщается в пресс-релизе. - Легенды о молодых поэтах - мистический элемент бытия, которые принесли на божий свет свою правду. Новую правду. Соблазнительную как белый мед - символ чего-то недостижимого, духовного, даже мистического. Мотивы героев спектакля у каждого разные: романтика, алчность, отчаяние, поиск смысла жизни. Судьбы и души всех, без исключения, переплетаются.
Автор пьесы, написанной в 2025 году, Дмитрий Минченок - российский драматург и сценарист, известный своими комедийными и драматическими произведениями. Он написал более 15 пьес, среди которых такие классические работы, как комедия «Красный Моцарт», которым МХАТ им Горького открыл свой 123 сезон.
В спектакле принимают участие Дмитрий Минченок, Андрей Степаненко (бандонеон, музыкальный руководитель постановки), Елена и Ольга Терентьевы (заслуженные артистки Республики Башкирия, солистки театра «Новая опера»), Тимур Дружков и Александр Карпенко (артисты МХАТ им. Горького), Наталья Тетенова (лауреат международных кинофестивалей), а также музыканты-виртуозы, победители российских и международных конкурсов: Юрий Псянчин (саксофон), Артем Алымов (тромбон), Аполлинарий Савиовский (гитара), Давид Магоян (ударные), Иван Норкин (контрабас) и Юлия Сидоренко (фортепиано).
Создатель спектакля - АНО «Творческие инициативы» Продюсер - Никита Куликов.
Музыкально-поэтический спектакль « Шестьдесят лет – шестидесятникам. Антимиры» будет представлен в рамках программы «Гранты Мэра Москвы для социально-ориентированных некоммерческих организаций» при поддержке АНО «Творческие Инициативы».
Ксения Раппопорт лишилась роли в «Эйнштейне и Маргарите»

Ксению Раппопорт в спектакле «Эйнштейн и Маргарита» заменили на Алёну Хмельницкую. Об этом сообщила в соцсетях сама актриса.
- Друзья, в спектаклях «Эйнштейн и Маргарита», которые состоятся 22, 23 и 25 марта, играть буду не я. Нет, я здорова. Нет, я по-прежнему в Москве, - написала Ксения.
«ИнтерМедиа» напоминает, что антрепризный спектакль по пьесе «Альмар» Александра Гельмана был поставлен режиссером Александром Мариным. Премьера состоялась 12 июня 2022 года, и на протяжении неполных трёх лет Раппопорт была бессменной участницей постановки – дуэта с Алексеем Серебряковым – и играла даже со сломанной ногой.
На странице спектакля на сайте театрального агентства Entracte теперь упоминается только Алёна Хмельницкая, имя Ксении Раппопорт и фотографии с ней отсутствуют (за исключением титульного изображения на странице с репертуаром агентства).
Показы «Эйнштейна и Маргариты» отменяли в Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске в феврале, мае и июне 2023 года соответственно, а также в Ярославле и Нижнем Новгороде – в феврале 2024-го. В большинстве случаев организаторы не объясняли причину отмены, в других – ссылались на «общественное мнение» об «антироссийской» позиции артистов-участников, якобы «проживающих за границей». В Москве и многих других городах спектакль продолжали регулярно играть. 22, 23 и 25 марта спектакль покажут в московском Театре Эстрады.