Иван Засурский: «Россия на распутье между свободой интеллектуальной собственности и госмонополией»
Статья журналиста, специалиста по истории средств массовой информации и авторского права, заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ивана Засурского опубликована на интернет-портале «Вести.ru» 13 марта 2017 года.
Совсем недавно была утверждена стратегия научно-технологического развития России, стратегия, которая ориентирует общество на использование интеллектуального потенциала нации как основного ресурса для обеспечения устойчивого будущего страны. Решение этой задачи неразрывно связано с качеством функционирования института интеллектуальной собственности. Возможно, поэтому дискуссии вокруг выбора пути развития сферы авторского и патентного права стали столь оживленными.
И что интересно, наряду с прогрессивной, технологической повесткой чаще и громче звучат предложения по созданию единого мегарегулятора в этой сфере, который, в частности, обеспечит учет всей интеллектуальной собственности, созданной за счет средств бюджета. Авторы идеи предлагают передать все полномочия — от регулирования до оказания услуг в сфере интеллектуальной собственности, авторского и патентного права — единому ведомству, созданному на базе Роспатента.
Эта идея только за последние 5 лет неоднократно возникала в самых разных форматах и на разных уровнях, но так и не была принята. И это вполне закономерно – создание единого регулятора слишком упрощает картину, в то время как в реальности во всем мире интеллектуальная собственность существует и развивается как сложная, децентрализованная система. Она и дальше будет развиваться именно так – ведь новые объекты возникают благодаря творческим, интеллектуальным усилиям граждан, которые возникают и существуют помимо мегарегулятора.
Более того, есть основания полагать, что в одних руках система будет только хуже, ведь проблема совсем не в том, что у государства мало власти в этой сфере, а в том, что битва за полномочия скрывает реальную повестку – в корне такого объединения изначально заложен конфликт интересов: государственный мегарегулятор неизбежно начнет вести себя и как реальный маркетмейкер, монополизировав зарождающийся и разнообразный легальный рынок интеллектуальных прав России.
На стратегических сессиях по созданию дорожной карты интеллектуальной собственности Национальной технологической инициативы IP-Net, посвященных анализу проектов в сфере интеллектуальной собственности, был отмечен парадоксальный характер задач, стоящих перед государством в цифровую эпоху.
С одной стороны, в интересах государства нужно обеспечить максимальные возможности для защиты интеллектуальной собственности. С другой стороны, для развития общества, государству не менее важно обеспечить максимально широкий доступ к знаниям и культурным ценностям – в первую очередь, к достижениям науки. Это создает условия для новых открытий, инноваций, которые, затем государству предстоит защищать. Тонкость политики в том, чтобы достичь баланса между открытостью и запретом, что сегодня представляет собой сложную задачу – ведь интеллектуальная собственность оборачивается в глобальных сетях, которые априори невозможно контролировать.
Россия не уникальна в поиске решения этой проблемы – многие страны апробируют те или иные подходы. В Европе планируют завершить переход к политике открытого доступа к научным изданиям с учетом интересов издателей. Сингапур и Британия создают распределенные платформы для управления правами, повсеместно внедряя инструменты типа открытых лицензий и упрощая сделки с интеллектуальной собственностью. Ряд стран стремится максимально вывести услуги в сфере интеллектуальной собственности на открытый рынок. В поиске решений ведущими экономиками мира лишь одна общая черта – все без исключения делают ставку на информационное обеспечение бизнеса и вовлечение самих участников рынка в решение этих задач.
Мы видим, что ни одно государство не навязывает конкретных решений и не устраивает тотальной ревизии под предлогом необходимости создания единого реестра государственных прав в сфере интеллектуальной собственности. Ставка делается на разные, зачастую конкурирующие платформы, создающиеся в интересах различных участников рынка.
Последние годы Россия не только успешно вписывалась, но и формировала вполне прогрессивную по отношению к мировому сообществу повестку. Так, уже в 2013 году правительство приняло решение о создании публичной системы учета исследований и разработок, а министерство образования и науки, наконец, заняло позицию по поддержке открытых лицензий и открытых данных. Конечно, можно сделать больше, но это движение в правильном направлении. Более того, дело не ограничилось усилиями государства – в России уже создаются и, вероятно, будут запущены несколько реестров и сервисов в сфере интеллектуальной собственности, ориентированных на разные рынки. И это разумно, ведь одно дело – управление правами в кино с учетом договоров по всем видам использования и территориям, другое дело – музыкальная индустрия, обладающая своими особенностями. Наконец, не менее важны знания и культурные ценности, которые перешли в режим общественного достояния или опубликованы под открытыми лицензиями.
В целях работы с последними, в частности, в рамках проекта "Ноосфера. Запуск" создана система с реестром общественного достояния, публикаций и изданий на открытых лицензиях и сиротских работах Nooregistry.ru. Что интересно, проект реализован Ассоциацией интернет-издателей в тесном партнерстве с "Викимедиа.РУ", которая управляет "Википедией", "Викитекой" и другими вики-проектами в России, крупнейшим в Европе научным архивом открытого доступа "Киберленинка", НП "НЭИКОН", библиотекой Мошкова, проектом "Вернский", "Научным корреспондентом" и "Частным корреспондентом", АНО "Инфокультура".
Эти проекты востребованы десятками миллионов интернет-пользователей, которые каждый месяц не только используют ресурсы, но и пополняют их новыми объектами права. Российское общество очень подвижно и восприимчиво – оно способно создавать и использовать новые решения для эффективного оборота прав в эпоху "цифировизации". Реестр создан общественными организациями за счет средств Российской Федерации – неужели нам предстоит конкурировать за представление о подлинных интересов общества с бюрократическим мегарегулятором, который будет парализован непрерывным процессом написания законов и административных регламентов?
Может быть намного проще добиться взаимодействия таких систем охраняемых и не охраняемых произведений, на основе общих стандартов, сформированных самими участниками рынка? Тогда мы сможем дополнять друг друга и создавать эффективные сервисы, не дублируя функций. Ведь сегодня очень несложно организовать такое взаимодействие корпоративных, государственных и общественных систем – в соответствии с потребностями и интересами всех участников – от авторов, ученых до корпораций и студентов. Если же в России появится мегарегулятор, это как минимум приведет к большей закрытости и меньшей прозрачности всех процессов, а как максимум – к потере возможностей развития нового сетевого рынка интеллектуальных прав, являющегося основой "цифрономики", о которой совсем недавно говорил президент России в послании Федеральному собранию.
Идею децентрализации при взаимодействия цифровых систем поддерживают самые крупные участники рынка. Росатом, Объединенная авиастроительная корпорация – многие компании начали двигаться в этом направлении. В ту же сторону смотрит и Ассоциация интернет-издателей. Даже организации по коллективному управлению, несмотря на "тяжелое наследие" объявили о начале строительства открытых сервисов для авторов.
Новые технологии позволяют перейти на новый тип взаимодействия и качественно новый уровень прозрачности. Многие говорят о том, что будущее стоит за технологией блокчейн, обеспечивающей полную достоверность данных и операций, которая ранее не была возможной. А ведь именно достоверность и прозрачность лежат в основе справедливого распределения средств и вознаграждений авторов и правообладателей, является фундаментом легального оборота прав.
В России уже объявлено о проекте регистрации недвижимости на основе этой технологии. В активной фазе находятся и разработки, в частности Сбербанка по созданию финансовых инструментов на основе блокчейна. Простота и прозрачность, которые обеспечивают современные технологии, позволяют во многих случаях, особенно, где речь идет о рутинных административных действиях, избавиться от огромного и затратного для налогоплательщиков административного аппарата – всю работу легко сделают безлюдные и беспристрастные цифровые системы, которым мы можем доверять не меньше, чем чиновниками.
И что удивительно, при готовности общества к переходу "на цифру" самое слабое звено в сфере интеллектуальной собственности именно Роспатент, который хотел бы стать тем самым мегарегулятором. Ведомство достаточно архаично – сроки рассмотрения заявок недопустимо долгие, а разрешение споров – непрозрачное. Мы до сих пор не имеем открытой онлайн-процедуры досудебного урегулирования, а ведь только цифровые услуги могут быть доступными на территории нашей огромной страны. Довольно сложно доехать до Москвы, особенно из отдаленных регионов, а таланты и изобретатели есть в каждой точке России.
Конечно, отсутствие таких сервисов можно списать на недостаточное финансирование ведомства. Но есть решения, которые можно сделать, просто имея понимание происходящих в обществе процессов без существенных финансовых или еще каких-либо усилий. В отличие от Минобрнауки и большинства других ведомств, Роспатент до сих пор не обеспечил открытой публикации патентных данных. Требования Гражданского кодекса об открытой публикации остаются в значительной степени благими пожеланиями – то, как и что доступно гражданам из достижений науки и в каком виде будет обеспечена эта доступность, решают не потребители, а Роспатент. А ведь открытые данные – это кровь современной экономики – множество участников рынка моги бы строить на них свои решения, создавая новые продукты и услуги. Если бы патентные данные были представлены в формате открытых данных, многие поисковые системы или общественные ресурсы обеспечили бы доступ к ним без каких-либо бюджетных затрат.
Но мы продолжаем ждать, когда общество реализует право на получение информации, ждать, когда патентные данные будут опубликованы, и верить в то, что мегарегулятор сделает всех счастливыми, соглашаясь на создание монополии в сфере интеллектуальной собственности там, где должны работать единые правила, обеспечивающие интероперабельность всех систем и умножение усилий всех участников рынка. И все это происходит на фоне того, что с 2017 года общественные организации могут выполнять государственные задачи за счет средств бюджета, а это означает, что их роль может многократно возрасти.
В России хватает проектов в сфере интеллектуальных прав, и они успешно реализуются. В экспертном сообществе идет обсуждение и уточнение предложений по тому, какой должна быть система интеллектуальной собственности для реализации недавно утвержденной Стратегии научно-технологического развития и разрабатываемой сейчас "Стратегии-2035". Наверное, это обсуждение должно быть более открытым и более громким, а экспертам не стоит предлагать нам простые решения вроде очередной огромной и неповоротливой государственной информационной системы или единого мегарегулятора на базе Роспатента.
Гораздо важнее и эффективнее работа по сбору информации и организации взаимодействия между различными проектами, которые происходят по инициативе общественных организаций и участников рынка. Мы должны организовать широчайший доступ к произведениям – и здесь государство только начинает принимать правила, которых придерживаются, к примеру, крупнейшие социальные интернет-проекты в этой сфере. Но мы также должны способствовать максимально эффективной защите возникающих в результате работы с этими массивами произведений – включая их защиту от захвата не только патентными троллями, но и мегаамбициозными государственными ведомствами, которые слишком часто подменяют интересы государства логикой бюрократического развития, оборачивающегося застоем, закрытостью и неэффективностью.
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Фэнтези «Самая большая луна» покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Самая большая луна» состоится на ТНТ 5 января 2025 года. Главные роли в фэнтези исполнили Симона Куст, Иван Ивашов, Филипп Янковский, Аристарх Венес, Таша Цветкова, Алексей Гришин и др.
- Среди нас живут эмеры - сверхлюди, наделённые необычными способностями. Они могут управлять человеческими эмоциями и не чувствуют боли, но при этом не способны любить,- сообщается в синопсисе. - Их существование находится под угрозой, и Денис, молодой эмер-полукровка, отправляется на поиски избранной, которая может всё изменить. Катю всю жизнь ограждали от любых эмоций, она даже не представляет, какой невероятной силой обладает. Суждено ли ей спасти этот мир, или она была создана его разрушить?
В российский прокат фильм «Самая большая луна» вышел в июле 2024 года.
Эфир в 23.35. Повтор 6-го в 2.55.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»