Рецензия: «Валериан и город тысячи планет». Зрелищ, и можно без хлеба ****

Пресс-показ фильма Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» состоялся в кинотеатре «Каро 11 Октябрь» 26 июля 2017 года. В картине снялись Дэйн ДеХаан, Кара Делевинь, Клайв Оуэн, Херби Хэнкок, Рутгер Хауэр, Итан Хоук, Матьё Кассовиц и другие.
«Валериан и город тысячи планет» — экранизация серии французских комиксов о двух космических спецагентах, майоре Валериане и сержанте Лорелин. Бессон мечтал воплотить этот проект в реальность более двадцати лет — и вот, наконец, ему удалось осуществить мечту, самостоятельно собрав на съёмки более 170 млн долларов. Картина стала самым дорогим фильмом в истории европейского и независимого кино, однако при этом очень слабо стартовала в прокате США.
Это краткая история проекта, без которой, в общем, вполне можно обойтись — и это выгодно отличает «Валериана» от большинства современных блокбастеров, которые в большинстве своём являются сиквелами, приквелами или спин-оффами, и смотреть их без предварительного ликбеза, конечно, можно, но уже не так интересно. В новом же фильме Бессона можно просто, как в старые добрые времена, следить за развитием сюжета, не выискивая поминутно «пасхалки» и отсылки к другим лентам. Впрочем, при желании можно найти и их: в интернете уже вовсю сравнивают «Валериана» с вышедшим двадцать лет назад «Пятым элементом», и определённое сходство действительно просматривается.
Итак, о чём же фильм? «Валериан» погружает нас в очередной утопический мир, где обитатели из самых разных уголков Галактики мирно сосуществуют в одном городе, делясь друг с другом своими знаниями и умениями. Но, разумеется, не всё так гладко: в центре поселения обнаружена «слепая зона», заражённая радиацией и непригодная для жилья, и зона эта медленно, но верно разрастается... Решить проблему предстоит Валериану и Лорелин — напарникам, которые параллельно с решением государственных проблем пытаются решить свои личные: разобраться, наконец, кто из них кого любит.
Хорошая новость: деньги, собранные Бессоном на проект, были потрачены не зря. Режиссёр действительно воплотил на экране небывалый размах воображения и современных технологий — тут и пришельцы всех размеров и видов, и пожирающие память медузы, и расположенная в другом измерении межгалактическая барахолка, куда можно попасть только с помощью специального снаряжения, и ещё много чего. Даже кажется, что это немного чересчур: автор похож на ребёнка, который торопится показать зрителю все свои самые лучшие и любимые игрушки, а таковых у него в избытке. И в этом не было бы ничего плохого, если бы за визуальным великолепием не обнаруживалось неожиданное отсутствие соответствующего содержания.
Как-то неловко ругать Бессона за «провисающий» сюжет, вторичность сцен и плоских персонажей, но похоже, что маэстро действительно с головой ушёл в яркие картинки, позабыв обо всё остальном. В результате — словно накиданные наспех «программные» сцены, где что-то тикает и идёт обратный отсчёт, притянутая за уши интрига о том, кто же главный злодей, и сомнительная любовная линия, без которой вполне можно было бы обойтись — как показывает практика, зритель идёт на экнш-фильмы, даже если там нет романтической истории со счастливым концом. Режиссёр же счёл это обязательным компонентом ленты и нашпиговал её неловкими и донельзя штампованными фразочками вроде «Я понял, что ты — моя единственная». Жалко и неубедительно смотрится заключительная речь Лорелин про любовь — то, что в «Пятом элементе» казалось настоящим и действительно трогало, здесь выглядит повторением самых пошлых голливудских штампов.
Подбор актёров на главные роли тоже, если честно, немного сомнителен. Мимика Кары Делевинь хороша, и она весьма убедительно играет своенравную Лорелин, но при этом все её появления на экране больше напоминают череду фотосессий: прогулка по пляжу, беззаботный турист, спецагент на задании, фрейлина при дворе императора. Дэйн ДеХаан не очень похож на своего прототипа из комиксов и в кадре столько раз попадает в передряги, вытаскивать из которых его приходится напарнице, что хочется уточнить, почему имя Лорелин не попало в заголовок фильма. Общее ощущение усталости Валериана усиливают его мешки под глазами, которые почему-то не стали замазывать — может, хотели таким образом подчеркнуть, что он не спит ночами, думая о коллеге.
Из второстепенных персонажей хочется отметить трёх неразлучных утконосов, которые в русском дубляже приобрели характерный одесский говорок, Итана Хоука в роли космического сутенёра и инопланетную актрису Баббл в исполнении Рианны: её выход поистине украсил ленту и наверняка мог бы выиграть какое-нибудь межгалактическое Евровидение.
В целом «Валериан и неоправданно длинное название», как успели прозвать его критики, вполне годится на роль добротного летнего блокбастера: в нём хватает захватывающих дух погонь, полётов, перестрелок, шуточек, и уж точно здесь есть на что посмотреть. Режиссёра нельзя упрекнуть в обмане и подлоге: в своих трейлерах он обещал зрелищ — и их в фильме предостаточно. А что до «хлеба» — не ожидайте слишком многого, и будет вам счастье.
Татьяна Трейстер, InterMedia
Фильм «Свет» обсудят в «Закрытом показе» на Первом канале

Телевизионная премьера и обсуждение фильма «Свет» состоится 22 марта 2025 года в «Закрытом показе» на Первом канале. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине режиссера Антона Коломейца снялись Дарья Коныжева, Елена Яковлева, Милана Владыкина, Галина Алехина, Елена Жданова, Валерий Панков, Виктория Верберг, Сергей Волков, Сергей Шанин и др. В центре сюжета соцработник Татьяна Сергеевна, которая переосмысливает свою жизнь накануне 60-летия. События из прошлого, из ее юности, которые она хотела бы забыть, заставляют женщину задуматься о том, какие ошибки она допустила тогда и как эта самая жизнь могла сложиться. «Свет» получил три награды на кинофестивале в Выборге и вышел в прокат в феврале 2024 года.
В обсуждении в студии примет участие съёмочная группа фильма «Свет»: режиссёр, сценарист Антон Коломеец, актёры Елена Жданова, Сергей Шанин и Валерий Панков, художник-постановщик Людмила Дуплякина и продюсер Анна Шалашин, - а также приглашенные эксперты. В их числе актер Гоша Куценко, киновед Вячеслав Шмыров, кинокритик София Маргацкая, историк кино Станислав Луговой, журналист, писатель и сценарист Лев Рыжков и другие. Особым гостем станет мама режиссёра - Галина Семёновна Коломеец.
Эфир в 23.10.
«Собачье дело», «Историю Сулеймана» и «Мастера и Маргариту» покажут на фестивале «Франкофония»

Кинофестиваль «Франкофония» пройдет с 18 по 23 марта 2025 года в кинотеатре «Пионер». Зрителям будут представлены киноленты разных жанров из Франции, Швейцарии, Канады, Кипра, раскрывающие искусство современного кинематографа, а также разнообразие культур франкофонии.
Фестиваль откроет 18 марта премьера байопика «Божественная. Сара Бернар» об известной на весь мир французской театральной приме. Программа продолжится 19-го числа основанным на реальных событиях «Собачьим делом» — драмеди из Швейцарии, отмеченным призом в Каннах в 2024 году за лучшую роль четвероногого артиста. Ещё один каннский призёр прошлого года – социальная драма «История Сулеймана» о парижском велокурьере – будет показана 21-го. Фильм получил приз за лучшую мужскую роль и приз жюри конкурса «Особый взгляд» и еще около 20 международных наград, а также четыре главные французские кинопремии «Сезар».
Киприотская драма «Нейлон за пять шиллингов», которую гости фестиваля увидят 20 марта, рассказывает о любовном треугольнике на фоне Второй мировой войны. Тот же временной период заявлен в приключенческом байопике «Сент-Экзюпери», который будет показан 22-го. Закроет фестиваль 23 числа канадская картина «Канавал», лауреат МКФ в Торонто 2023, посвященная сложностям адаптации 9-летнего мальчика, переехавшего с семьей из Гаити в Квебек.
В программу фестиваля также вошел российский фильм «Мастер и Маргарита», который будет показан 22 марта с французскими субтитрами в переводе Сергея Козина.
Фильм «Божественная. Сара Бернар» выйдет в российский прокат в марте

Зрительская премьера фильма «Божественная. Сара Бернар» (Sarah Bernhardt, la divine) состоится 21 марта 2025 года к киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт». Байопик легендарной французской актрисы снял режиссер Гийом Никлу, а главные роли сыграли Сандрин Киберлен, Лоран Лафитт, Амира Касар, Полин Этьен, Матильда Олливье, Лоран Стокер, Грегуар Лепренс-Ренге, Клеман Эрвю-Леже, Себастьен Пудеру, Артур Игуаль и др.
- Сара Бернар — божественная, блистательная, единственная в своем роде и первая в мире суперзвезда, - сообщается в синопсисе. - От дочери куртизанки до мировой иконы, она покоряла своим талантом и бросала вызов обществу. Головокружительные романы, скандалы и триумфы, ампутация ноги и невероятная сила духа сделали её символом эпохи. Как ей удалось влюбить в себя весь мир?
Фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами, его представит и обсудит со зрителями театральный критик, историк театра Анастасия Иванова.
В мировой прокат «Божественная. Сара Бернар» вышел в сентябре 2024 года, в российский его выпустит 27 марта "Кино. Арт. Про".