Рецензия: «Черная пантера». В черной-черной стране жил черный-черный Бэтмен ****

Режиссер: Райан Куглер. В ролях: Чедвик Боузман, Майкл Б. Джордан, Лупита Нионго, Мартин Фриман, Дэниэл Калуя, Форест Уитакер, Энди Серкис, Исаак Де Банколе. В широкий прокат фильм выходит в России 26 февраля 2018 года.
В далекие времена на Землю упал метеорит, принесший с собой из космоса вибраниум – особый металл, уже упоминаемый в других фильмах киновселенной Marvel. Это самый прочный из всех металлов, к тому же он может поглощать вибрации. Древние племена, нашедшие вибраниум, с его помощью начали развиваться значительно быстрее остального человечества и вскоре основали собственное государство – Ваканду. Чтобы сохранить свой секрет, они изолировались от остального мира, выдавая себя за обычную аграрную страну, запрятанную в Африке.
Действие «Черной пантеры» разворачивается и в 1990-е годы, когда королем Ваканды был Т’Чака, и в наши дни. Во время событий фильма «Первый мститель: Противостояние» король Т’Чака погиб от взрыва, организованного Земо, а молодой Т’Чалла только готовился взойти на трон. Обе сюжетные линии тесно переплелись, когда в международные взаимоотношения вмешалась разведка США в лице Эверетта Росса, контрабандист Улисс Кло, а также неизвестный ранее персонаж Эрик Киллмонгер, удивительно много знающий о Ваканде.
«Черная пантера» пытается одновременно быть и обычным качественным блокбастером по комиксам, и чем-то принципиально новым, чего компания ранее не делала. Экспериментируя с формой при выпуске «Человека-Муравья», «Стражей Галактики» и «Доктора Стрэнджа», Disney никогда не отходила от обычной формулы, снимая комедийное кино про странных супергероев. «Черная пантера» в этом плане оказалась удивительно близка к «Бэтмену» Нолана – значительно ближе, чем фильмы, которые позиционировались, как снятые в его стилистике. По крайней мере, это первая работа Disney по комиксам Marvel, в которой на экране практически не шутят и не улыбаются. Здесь с самого начала выбрана предельно серьезная тональность, которую удается сохранить до самого конца. Т’Чалла страдает из-за смерти отца и переживает, что не способен быть королем. Киллмонгер прикрывает убийствами глубокую внутреннюю драму (и впечатляет, кстати, куда больше, чем все предыдущие комиксовые злодеи). Пожалуй, только Улисс Кло, сыгранный Энди Серкисом, являет собой луч света в этом темном царстве – с постоянной маниакальной улыбкой, он, кажется, единственный, кто упивается не только беззаконием собственного персонажа, но и адреналином самого съемочного процесса. В общем, говоря о тональности фильма, сравнения западной прессой «Черной Пантеры» с фильмами про Бонда – если только мы говорим о последних фильмах серии – верны на все 100%.
Зато Ваканда с самого начала смущает своим концептом. Страна, изолированная от всего мира, умудряется быть самой развитой на планете: ее технологии на пару сотен лет обгоняют и без того фантастические разработки Тони Старка. Странно, что причиной всему - банальный доступ к металлу с практичными свойствами. В то же время дизайнеры, придумывая облик страны, потрудились на славу. Ваканда представляет собой смесь футуризма и этники. Яркие, пестрые, совершенно фантастические декорации сочетаются с древними традициями, обрядами, костюмами, а также удивительно красивыми видами местной природы. Все это дополняет саундтрек, сочетающий как современный рэп, так и фольклорные мотивы.
Фильм нельзя обвинить в пропаганде какой-то излишней толерантности, хотя большую часть съемочной группы составляют чернокожие актеры. Однако диалоги о неграх, страдающих и унижаемых по всему миру кроме Ваканды, здесь всплывают не раз. Причем одни и те же мысли порой слишком явно повторяются чуть ли не слово в слово. С одной стороны, эти размышления довольно органично вплетены в сюжет, поэтому не кажутся попыткой Голливуда прогнуться под отдельные категории граждан, однако однообразие этих мыслей где-то уже на третий раз начинает утомлять. В какой-то момент начинаешь ждать подвоха или ироничного развития темы в духе «Залечь на дно в Брюгге» (если вы, конечно, помните странный разговор при битву белых и черных карликов), но ничего подобного не происходит.
К тому же, если фильм и преследовал цель кому-то угодить, то не только аудитории африканского происхождения. Так, женщин-воительниц в «Черной пантере» ничуть не меньше, чем амазонок в «Чудо-женщине».
Пожалуй, основная проблема фильма в том, что создатели «Черной пантеры» решили попробовать объять необъятное. Показать Ваканду, остальной мир, мир духов, где Т’Чалла общается с отцом, соединить несколько сюжетных линий в разные годы, показать и проблемы униженных и оскорбленных, и многочисленные драмы и внутренние конфликты, и несколько любовных линий, а также раскрыть массу интересных персонажей. Ко всему прочему – драки, взрывы, перестрелки, погони, спецэффекты (перед нами все же блокбастер Disney!). Контента и идей столько, что хватило бы на целый сезон какого-нибудь сериала. Но, к сожалению, его полностью засунули в один фильм протяженностью свыше двух часов, и на выходе мы имеем настолько многослойное и нажористое кино, что оно вызывает физическую усталость и непреодолимое желание несколько раз с опаской взглянуть на часы - вдруг авторы выкинут еще какой-то сюжетный поворот, отдалив заветную развязку еще дальше?
Впрочем, звания самого необычного фильма по комиксам Marvel «Черная Пантера» достойна по полному праву.
Павел Соломатин, InterMedia