Никита Михалков – об итогах ММКФ 2018, женщинах-режиссерах, региональном кино и цензуре
Брифинг президента Московского Международного кинофестиваля Никиты Михалкова прошел в отеле «СтандАрт» 26 апреля 2018 года. Мероприятие было посвящено окончанию работы фестиваля.
Никита Михалков открыл пресс-конференцию краткой статистикой по итогам фестиваля. Так, в 2018 году состоялись показы 299 полнометражных и короткометражных фильмов из 67 стран мира, в том числе в российской программе участвовали 88 картин, часть из них – из регионов. Было проведено 435 сеансов в 24 залах, а посетили их более 50 тыс. зрителей. На кинофестиваль были аккредитованы почти 2 тысячи журналистов, а количество гостей и участников составило 3 960 человек.
В этом году ММКФ впервые прошел в апреле – традиционно он проводился в июне, но был перенесен в связи с чемпионатом мира по футболу.
– Погода не радует, но это не страшно. Мы все равно думаем, что с точки зрения места фестиваля в фестивальном движении апрель – самое удобное время, потому что мы находимся между Берлином и Каннами. Меньше нервотрепки, меньше суеты у журналистов, больше возможностей отбора и так далее, – прокомментировал Никита Сергеевич. – Но это как решит FIAF (Fedération Internationale des Associations de Producteurs de Films, Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров, – Прим. InterMedia). Мы заявку подали, как будет решено ими, так оно и будет.
Кроме того, президент ММКФ отметил и другие минусы проведения фестиваля летом. Многие уезжают в отпуска, а для работников отрасли это время – разгар съемочного периода, поэтому актеры и режиссеры заняты на площадках.
Рассказал он и о будущем открытии фестивального центра. Никита Михалков отметил, что уже готов проект, по нему подписаны все бумаги, работа планомерно и безостановочно движется. Точных сроков открытия он не назвал.
– Конечно, нам нужно иметь уже свое здание. Мы все время пасынки. Я благодарен дирекции Театра мюзикла, и руководителям «Октября» – все-таки люди уже знают, куда идти, что смотреть, все расписания и буклеты есть. Но хочется иметь уже свой центр. Я надеюсь, что в обозримом будущем мы его получим.
Никита Сергеевич отметил рост числа женщин-режиссеров:
– Я могу отметить, что женщины-режиссеры сильно потеснили мужчин. Я всегда считал режиссуру чисто мужской профессией, потому что это очень жестокая работа. Она настолько жестока, что есть актеры, которых надо бить, как ни странно... А другой актер может требовать совсем другого отношения. Даже если он очень плохо играет, его надо хвалить и винить всех вокруг в том, что он играет плохо, постепенно подводя его к тому, что тебе надо, оставляя его в заблуждении, что это то, что он хочет. Режиссура – это тонкая и жестокая штука. И, если вы посмотрите на женщин, которые достаточно долгое время занимались режиссурой, вы увидите в них черты не женские. Это не всегда приятно, но есть результат, а цель оправдывает средства.
Кроме того, президент ММКФ рассказал о развитии регионального кино. Он отметил, что в регионах, к примеру, в Якутии и Башкирии, возникает и развивается национальный кинематограф на национальном языке. Он постепенно становится в один ряд с большим международным кинематографом. А открытие новых кинотеатров в малых городах (в рамках программы модернизации кинозалов, проводимой Фондом кино, было открыто 426 кинозалов в городах с населением менее 100 тыс. человек. – Прим. InterMedia), по его мнению, стимулирует не только показ, но и производство, желание снимать.
Никита Михалков отметил отсутствие цензуры на фестивале.
– Она была когда-то. Диких неприятностей едва избежал Чухрай (режиссер Григорий Чухрай, - Прим. InterMedia), когда он своей властью, волей и силой дал Феллини Гран-при за «Восемь с половиной», что было шоком для всех. И с тех пор лет 15, наверно, призы получали только советские картины. Сейчас у нас нет цензуры, мы полагаемся на вкус отборщиков, мы их ценим, – как отметил президент ММКФ, не всегда вкусы отборщиков совпадают с его вкусами, но он никогда не позволял себе влиять на их мнение. – Разнообразие есть, это прекрасно.
Напоследок Никита Михалков сказал, что нужны небольшие кинотеатры, которые будут показывать только фестивальное кино по типу “Кинотеатра повторного фильма”. По его мнению, такой кинотеатр должен быть на дотации, от него не надо требовать прибыли, но там все время должно крутиться только то кино, которое не может выйти в прокат в мультиплексах.
Церемония закрытия 40-го ММКФ состоялась вечером 26 апреля 2018 года.
Павел Соломатин, InterMedia
«Злой город» возглавил российский бокс-офис
Исторический фильм «Злой город» стали лидером российского проката по итогам уикенда 30 января – 2 февраля 2025 года. Он дебютировал в кинотеатрах с впечатляющей кассой в 138,5 миллиона рублей. На вторую строчку вновь поднялся «пиратский» анимационный релиз – «Муфаса. Король Лев», собравший 64,7 миллиона на шестой неделе в России.
Лидер прошлого уикенда «Холоп. Великолепный век» занял третье место со сборами в 57,3 миллиона (что на 43.6% меньше, чем на его дебютной неделе). Еще один лидер предыдущей недели – фильм «Василий» - оказался на пятой строке с кассой в 47,1 миллиона (что на 53, 5% меньше его стартовых показателей). Четвертое место заняла киносказка «Финист. Первый богатырь» (50 миллионов), а ее новогодний конкурент «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» - шестое (46,6 миллионов).
Тем временем в американском прокате первые две строчки по итогам уикенда оккупировал новинки – мультфильм «Догмен: Пушистая справедливость» и комедийный хоррор «Компаньон», а «Муфаса» оказался на третьем месте.
Премия «Ника» представила лонг-лист
Российская академия кинематографических искусств обнародовала 3 февраля 2025 года лонг-лист премии «Ника» и объявила о начале голосования за номинантов. Так в номинации «лучший игровой фильм» представлены 67 картин, вышедших в 2024 году. В их числе «Василиса и хранители времени», «Воздух», «Кончится лето», «Лед 3», «Летучий корабль», «Любовь Советского Союза», «Мастер и Маргарита», «Огниво» «Онегин», «Пришелец», «Руки вверх!», «Смотри на меня», «Снег в моем дворе», «Сто лет тому вперед», «Тополиный пух», «Тур с «Иванушками», «Холоп 2» и другие. В номинации «лучший сериал» фигурируют 18 названий, в том числе «Дайте шоу», «Золотое дно», «Игры», «Комбинация», «Лихие», «Первый номер», «Плевако», «Последний богатырь. Наследие», «Преступление и наказание», «Трасса» и др.
Опубликованы также списки претендентов на «Нику» в номинациях «лучший неигровой фильм», «лучший анимационный фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая сценарная работа», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка к фильму», «открытие года», за актерские работы первого и второго плана и т.д.
Как обычно, голосование будет проходить в два тура. В соответствии с регламентом членам академии предстоит в номинации «Лучший фильм» отметить не более пяти претендентов, а в номинациях по профессиям – не более трёх.
Дата объявления шорт-листа и проведения церемония вручения пока не объявлены.
Кирилл Разлогов рассказывает о своем детстве в трейлере документального фильма
Первый тизер-трейлер документального фильма «Кирилл Разлогов» был обнародовал 3 февраля 2025 года. Картина об известном киноведе, культурологе и телеведущем, скончавшемся в 2021 году в возрасте 75 лет, будет включать его последнее, ранее не публиковавшееся интервью с режиссером-документалистом Еленой Демидовой, воспоминания коллег и друзей, фрагменты его любимых классических фильмов, редкие архивные материалы и эксклюзивные фото из личного архива семьи, а также авторскую анимацию, иллюстрирующую мемуары героя и озвученную его голосом: свои мемуары он записывал на диктофон, и именно эти аудиозаписи войдут в картину.
Режиссерами ленты выступают дочь киноведа Анастасия Разлогова и Анджей Петрас, который также является композитором картины, за анимацию отвечают Алексей и Мария Ермолаевы. Проект создается при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Премьера запланирована в 2025 году.
Кирилл Эмильевич Разлогов родился в 1946 году в семье дипломата, вырос во Франции и Болгарии, а начал карьеру в Советском союзе. Киновед, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Кирилл Разлогов около 25 лет руководил Российским институтом культурологии, был ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства, принимал участие в подготовке аналитических материалов по развитию культуры и искусства, в разработке законодательства о культуре, научных и общественных обсуждениях различных проблем в области культуры и искусства. Разлогов являлся Президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России, программным директором Московского международного кинофестиваля, кинофестиваля «Евразийский мост», кинофестиваля стран БРИКС, Фестиваля американского кино AmFest; автором и ведущим программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001—2002), «Культ кино» (2001—2021). За двадцатилетие существования программы «Культ кино» было создано более 300 выпусков, которые смотрела вся страна на телеканале «Культура». Он вел мастерскую во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Г.Н.Данелии, в Высшей школе европейских культур Российского государственного гуманитарного университета и Северо-восточном федеральном университете.