Общероссийский народный фронт провел на Арбате рейд по выявлению контрафакта
Общественное движение «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) провело на московском Арбате рейд по выявлению контрафактных изделий народных промыслов. Эксперты ОНФ прошли по 15 магазинам и в 12 из них выяснили, что примерно 60% товара – это подделки под изделия народных художественных промыслов (НХП). Они сделаны либо в Китае, либо в каких-то неизвестных мастерских. Остальные 40% продукции можно назвать подлинными – товары действительно приехали с известных фабрик, где чтят истинные традиции народного искусства. Только к трем торговым точкам у проверяющих не возникло никаких претензий.
Как сообщается на сайте ОНФ, провести контрольный рейд по сувенирным магазинам Арбата предложила Ассоциация участников рынка артиндустрии. Принять в нем участие пригласили экспертов из Народного фронта, Национального союза народных художественных промыслов и Минпромторга России. Первым делом контролеры отправились в один из самых дорогих магазинов. На стенде развесили расписные платки в восемь рядов, но эксперты подделки рассекретили сразу. Председатель правления Национального союза НХП Вячеслав Долгов, больше 20 лет работающий заместителем генерального директора Павловопосадской платочной мануфактуры, назвал несколько признаков контрафакта.
- Два из них может определить каждый: это этикетка и бахрома, - сказал он. - На настоящих платках бахрома продета сквозь ткань, а на сделанных подпольно она пришита поверх края. На наших этикетках стоит лейбл Павловопосадской платочной мануфактуры и указана подробная информация об изделии. На подделке же болтается невразумительная бумажка о какой-то «платочной мануфактуре». Кроме того, у контрафактных платков дешевая ткань: павловопосадские шали делаются из шерсти, а здесь явный полиэстер.
Эксперт пояснил, что художники Павловопосадской мануфактуры используют оттенки, близкие к природным, а в данном случае краски были словно неоновые или кислотные. Грубостью отличается и рисунок: на мануфактуре его хоть и печатают на машинах, но это уникальные станки. Подобных нет нигде в мире. Подделки же штампуют на обычном оборудовании.
С матрешками, которых в изобилии предлагают на Арбате, дело обстоит несколько сложнее. Эксперты осматривали их целыми партиями и ни на одной не обнаружили штампа с местом производства или именем автора. По правилам, такая отметка НХП должна стоять на торце изделия, на внешней стороне дна. Но если павловопосадские шали выпускают только в одной местности, то традиционных производств матрешек гораздо больше: вятская, семеновская, сергиево-посадская и многие другие. Часть товара, действительно, можно считать подделкой под один из этих стилей. Однако немало и тех, которые не копируют традиционные рисунки, а сами по себе являются продуктом прикладного искусства. Например, это матрешки с изображением балерины или портретами известных людей.
В связи с этим эксперты отметили, что государство должно выступить регулятором в этом вопросе и четко отделить произведения народного искусства от сувениров в национальном стиле.
- Государство не может диктовать бизнесу, что именно продавать. Но покупатель, заходя в магазин, должен ясно видеть разницу: вот на этом стенде или прилавке продается истинное изделие, полностью соответствующее канонам народного художественного промысла. А на другом прилавке лежат сувениры а-ля рус. И тогда потребитель поймет, за что ему предлагают заплатить более высокую цену, – подчеркнул президент Ассоциации участников рынка артиндустрии, эксперт ОНФ Ирина Егорова.
Но дело не только в художественной ценности изделия. Для потребителя возникает еще одна проблема. Покупая контрафакт, нельзя быть уверенным, что он не принесет вреда здоровью.
- Обратите внимание на неестественные цвета матрешки, которые мы уже видели на контрафактных платках. Где гарантия, что никому не известный подпольный цех не использует самую дешевую ядовитую краску? А если ребенок лизнет эту матрешку и отравится? Или другой пример: Хохломская фабрика выпускает деревянную посуду, которую можно использовать в быту. То есть из нее можно есть. Но что если нелегальный художник распишет копию непроверенными красками, в которых будет много свинца? Это прямой путь к отравлению! В случае же с проверенной продукцией, сделанной на производстве, где всегда известны поставщики сырья и материалов, такое просто невозможно, – отметил Долгов.
Что касается цен, то контрафакт на рынке сувенирных изделий стоит в разы дешевле оригинала. Например, подлинный воротник из елецкого кружева обойдется от 700 до 2,5 тыс. руб., кружка с хохломской росписью – от 400 до 1,5 тыс. руб. Их низкокачественные копии стоят в три-пять раз дешевле. Заведующая одного из арбатских магазинов поделилась таким наблюдением. Туристы-китайцы для себя покупают именно дорогие настоящие платки. А в придачу к ним, как правило, берут пачку подделок, которые дешевле в два раза, – в подарок, на сувениры. И вот из таких «сувениров» складывается солидная сумма, которую недополучают настоящие производители НХП.
Эксперты отмечают, что сегодня масштабы этой проблемы огромны, подделываются почти все виды промыслов. Так, по данным исследований, на российском рынке более 60% поддельной «гжели», более 54% – «хохломы» и более 56% – «жостово». Дешевый импортный контрафакт из-за отсутствия федерального регулирования свободно попадает на рынок страны. Сувенирные магазины устанавливают на эту продукцию торговую наценку от 300 до 600%. А вот максимально возможная торговая наценка на подлинные российские изделия НХП составляет только 100-130%. Соответственно, это не позволяет магазину покрывать расходы по аренде в торговых центрах. Поэтому отечественные изделия, как не выгодные, часто вытесняются из сувенирных сетей. Чтобы защитить народное искусство и покупателей, эксперты предлагают ввести государственную регистрацию художественно-стилевых особенностей промыслов, то есть товарные знаки.
- Предприятия и частные мастера будут получать от государства права на их использование. А покупатель получит возможность смело приобретать подлинные, обладающие художественной ценностью изделия народного искусства. И к тому же безопасные для здоровья, – сказала Егорова.
Эксперты напомнили, что во всех регионах страны созданы художественные советы, которые определяют, можно ли то или иное изделие считать продуктом НХП. По федеральному закону к ним не могут быть отнесены те, что были изготовлены не в месте традиционного бытования народного промысла. Он сочетает в себе природно-климатические, культурно-бытовые особенности, складывавшиеся веками традиции, а в некоторых случаях и традиционные материалы. Поэтому изделие может быть высокохудожественным, но без привязки к месту продуктом НХП оно не будет.
Юрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженились
Юрий Колокольников («Игра престолов», «Конец света») женился на литовской актрисе Вильме Кутавичюте («Лавстори», «Порт»). О своем новом статусе актерская пара сообщила журналистам светских изданий на красной дорожке премьеры фильма «Последний ронин».
44-летний Юрий и 36-летняя Вильма, по слухам, начали встречаться в 2021 году во время съемок в сериале «Воскресенский». Для Кутавичюте это первый брак, а Колокольников был официально женат с 2001 по 2013 год на экономисте Надежде Макляровской (которая в 2006 году родила дочь Таисию) и несколько лет прожил в гражданском браке с актрисой Ксенией Раппопорт (которая в 2011 году родила дочь Софию).
Фонд «Лига выпускников» совместно с научным сообществом поддержали идею создания центра компетенций ТЭК
Создание центра компетенций для разработки стандартов российского топливно-энергетического комплекса может помочь решить проблемы, возникшие из-за санкций. Такое заявление сделал вице-президент фонда «Лига выпускников» Павел Русецкий на круглом столе «Технологический суверенитет в сфере ТЭК: актуальные вызовы» в кластере «Ломоносов» ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы».
В ходе круглого стола обсуждалась идея создания центра в области разработки стандартов и инноваций, внедрения передовых методов и технологий для повышения эффективности экологической безопасности и устойчивости в сфере ТЭК на базе Технологической долины МГУ.
Как отметил Павел Русецкий, «еще одна проблема в том, что ученые опасаются санкций западных компаний за реинжиниринг их решений, а также ответственности за ошибку, что едва ли не парализует исследования. Первый подступ к решению этих проблем и должна обеспечить новая площадка».
Негосударственный институт развития «Иннопрактика» создан в качестве медиатора науки и бизнеса и поэтому поддерживает любые шаги к объединению и созданию общих коммуникационных площадок, отметил директор по исследованиям и разработкам «Иннопрактики» Владимир Лакеев.
Он также обратил внимание на то, что «Иннопрактика» сотрудничает с ИНТЦ «Воробьевы горы», не столько потому что МГУ — его учредитель, но в первую очередь потому, что здешние ученые располагают лучшими компетенциями и наибольшей готовностью участвовать в амбициозных проектах, ориентированных на технологическую независимость страны:
- В настоящее время на территории России мы пока не можем производить все оборудование, необходимое крупным отечественным компаниям. Но мы работаем в этом направлении. Так, например, благодаря деятельности “Инновационного инжинирингового центра”, который входит в экосистему “Иннопрактики”, мы смогли декомпозировать конструкцию нефтегазовой платформы, произвести и организовать освоение производства соответствующей импортозамещающей продукции в России, — добавил он.
По словам завкафедрой возобновляемых источников энергии РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Василия Зубакина, новый центр компетенций мог бы стать площадкой для обсуждения новой энергостратегии, которая скоро должна быть принята в России.
- Есть ли под нее технологии, НИОКР, патенты, кадры и так далее? С принятием стратегии дискуссия только начнется, — добавил Зубакин.
Участники круглого стола, среди которых были ученые, резиденты научно-технологической долины МГУ, представители бизнеса и государства, поддержали идею создания центра компетенций. Так, директор Института перспективных исследований нефти и газа МГУ Антонина Ступакова отметила, что не только россияне учатся у иностранцев, но и наоборот.
- После того как в 2011–2013 годах иностранные компании по определенным причинам ушли из Арктики, они заявили, что отныне они прекратят бурить в море и сконцентрируются на освоении сухопутных участков. Но работать на суше они научились именно у нас, — привела пример Ступакова.
По словам эксперта, центр компетенций необходим хотя бы потому, что внедрение отечественных IT-продуктов одной компанией, как правило, не рентабельно, а значит, возможность объединения игроков рынка и разработки общих стандартов очень важна.
За создание центра компетенций высказался и генеральный директор бизнес-школы РСПП Семен Куликов:
- Разумеется, мы готовы всемерно поддержать эту инициативу. Технологический суверенитет возможен только благодаря симбиозу бизнеса, власти науки.
Новая площадка могла бы объединить различные инициативы: вузы, центры трансфера технологий и так далее, отметил руководитель группы бизнес-анализа проектного офиса ФИПС Федор Батанов.
Технологический суверенитет немыслим без развитого национального рынка интеллектуальной собственности, согласилась руководитель Центра интеллектуальной собственности МИК Анна Гращенкова.
Эксперты отметили важный вклад в обеспечение технологического суверенитета Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности, призванного обеспечить устойчивость оборота интеллектуальных прав в России—сервисы на основе распределенного реестра РЦИС.РФ помогают формировать привлекательные портфели интеллектуальных прав.
В завершение дискуссии поступили вопросы из зала. Заместитель председателя совета Фонда «Лига выпускников» Глеб Коржевский спросил, в какой мере повестка устойчивого развития отвечает концепции технологического суверенитета. На это Василий Зубакин заметил, что если концепцию устойчивого развития и можно считать спорным, то само глобальное потепление ставить под вопрос не стоит, тем более что эта идея изначально была выдвинута не Западом, а советскими учеными.
Гендиректор компании CAE Fidesys, резидента Технологической долины МГУ, Константин Черных поддержал создание площадки и выразил убеждение в том, что технологический суверенитет — это не только импортозамещение, но и способность занять лидирующие позиции.
Пресс-служба РЦИС
Тел.: +7 (495) 203-5535 E-mail: press@ipcenter.ru
Анна Пересильд сообщила о расставании с актером из сериала «Слово пацана»
Анна Пересильд рассталась со своим коллегой по сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте» Ярославом Могильниковым. Об изменениях в личной жизни 15-летняя дочь Юрии Пересильд и Алексея Учителя сообщила в соцсетях.
- Мы с Яриком больше не вместе, - написала она. - Мы остались в хороших отношениях, так как ценим друг друга. Попрошу СМИ и нашу аудиторию оставить нас в покое и не задавать лишних вопросов. Спасибо.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в сериале Анна сыграла роль Айгуль Ахмеровой, а Ярослав – Миши Тилькина по прозвищу Ералаш. 17-летний Могильников также известен по главным ролям в фильмах и сериалах «Подельники», «Папаша в бегах» и «Юг». Молодые люди тщательно скрывали свои отношения и до последнего не признавались, что встречаются, хотя в сентябре издание «Стархит» обнародовало видео с Аней и Ярославом с кинофестиваля «Новый сезон» в Сочи, а также сообщения очевидцев, что молодые актеры почти неразлучны и за пределами площадки ходят за ручку, но перед камерами себе такого не позволяют.