Проблемы творческих деятелей обсудили на Петербургском культурном форуме

Ведущие эксперты и деятели искусства обсудили работу профессиональных союзов в культурной сфере в России и за рубежом 16 ноября 2018 года в рамках дискуссионной площадки IPQuorum.Culture на полях Деловой площадки VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Организатор IPQuorum.Culture – ассоциация IPChain («Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности»).
Сессию «Творцы и профессиональные союзы в культуре: мировой опыт и российские тренды» открыл председатель редакционного совета издания «Литературная газета» Юрий Поляков.
- Тема, которую мы обсуждаем сегодня, очень важна для тех, кто занимается творчеством, и в то же время она очень тонкая, потому что, с одной стороны, речь идет о творчестве, об искусстве, о создании произведений искусства, а с другой стороны речь идет о материальной жизни деятелей культуры, об их правовой защищенности, в том числе авторских правах и других моментах, - отметил спикер.
Юрий Поляков рассказал, что в советское время членство в союзах гарантировало определенную социальную защищенность и даже помощь в продвижении сложных и скептически воспринимаемых властью произведений:
- Например, мои запрещенные повести 80-х годов вышли во многом благодаря тому, что Союз писателей бомбардировал соответствующие инстанции письмами с просьбой разрешить публикации.
Евгений Сафронов
Спикер отдельно подчеркнул, что юридический статус деятеля культуры и правовые основы деятельности творческих союзов должны быть детально прописаны в Законе о культуре, подготовка которого ведется по указанию Президента РФ. О принципиальной важности этого документа рассказал и главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов:
- Отечественная культура - это в первую очередь творцы, а вовсе не учреждения и не здания театров и музеев. Никто не спорит и с тем, что без Закона, точно определяющего культурную деятельность и статус творческого работника, защита его интересов будет неэффективной - впрочем, как и в целом будет неэффективной государственная политика в сфере культуры. “Основы законодательства о культуре”, принятые в 1992 г., не дают ответов на многие вопросы, а в цифровую эпоху вообще не могут полноценно работать.
Давайте задумаемся - понимаем ли мы, кто такие творческие работники? Художник, певец, писатель - да, тут все очевидно. А библиотекарь, реставратор, хранитель музея, продюсер, звукорежиссёр, аранжировщик - творческий ли работник, надо ли ему помогать, надо ли его защищать? Это ведь не только российская проблема, а международная - ответы на эти вопросы ищут во всём мире - ведут исследования, изменяют и дополняют законы. За последние 150 лет сфера культуры изменилась кардинально, но отечественные аналитика, статистика и законодательство находятся чуть ли не на уровне 50-х годов прошлого века - “Основы законодательства о культуре”, принятые в 1992 г., не дают ответов на многие вопросы, а в цифровую эпоху вообще неэффективны. Нельзя считать нормальным то, что, к примеру, в ОКВЭД просто отсутствует понятие деятельности композитора или сценариста - и это только один из сотен примеров. Множество законопроектов для сферы культуры последнего времени застряли на этапе обсуждения - в первую очередь из-за отсутствия базиса. Закон о культуре, на мой взгляд, может и должен выполнить эту функцию.
Два года назад мы (информационное агентство InterMedia. – Прим. ред.) совместно с Советом по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ приняли решение начать комплексное исследование сферы культуры. Системно сфера культуры ранее не изучалась, поэтому пришлось сначала определить её границы и структуру, изучить подходы большинства зарубежных стран, разработать методику. Итоги, прямо скажем, впечатлили - в отрасли вращается около 3 трлн руб. ежегодно, она отличается крайним разнообразием процессов и вариабельностью, поэтому регулировать её нужно очень внимательно и осторожно, просчитывая и широко обсуждая каждый шаг. Только тогда можно будет говорить о действенной защите творческих работников, а значит - и сферы культуры в целом.
Алексей Мазур
Слова Евгения Сафронова подтвердил Алексей Мазур, 17 лет проработавший финансовым директором концертного агентства «Мельница»:
- Неточные формулировки в законе могут привести к катастрофическим последствиям. Один из примеров - объединение концертной отрасли в саморегулируемую организацию: как законопроект в столь сыром виде внесли в первое чтение в Госдуме - вообще непонятно. Очень хочется верить, что казусов в законодательстве у нас не будет, и все законопроекты будут обсуждаться с заинтересованными сторонами.
Есть и положительные сдвиги - буквально сегодня Госдума практически легализовала самозанятость, закон вступит в силу уже скоро - это хорошая альтернатива для ИП в отношении творческих работников, но для нормальной работы ещё нужно вносить множество изменений как в ОКВЭД, так и в другие акты.
Светлана Цыганова
Продолжая тему правовой защищенности работников сферы культуры, председатель Российского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова рассказала о грустной судьбе Закона о творческих работниках.
- Наш профсоюз и комитет Госдумы по культуре в свое время проделали большую работу по подготовке Закона о творческих работниках. Было проведено множество консультаций, постоянно вносились доработки, чтобы учесть интересы всех заинтересованных сторон, большая работа проведена с Союзом театральных деятелей, но, к сожалению, и этот закон так и не был принят.
Директор Аргентинской ассоциации режиссеров Сильвана Ярмолюк рассказала о международном и региональном сотрудничестве в сфере защиты прав авторов и упомянула недавнее заседание Writers & Directors Worldwide:
- В октябре в Москве мы провели закрытый конгресс Writers & Directors Worldwide – это департамент CISAC (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов – Прим. ред.), который занимается правами режиссеров и сценаристов всего мира, и обсудили ситуацию с защитой прав, авторским вознаграждением и другими проблемами отрасли в разных странах.
Юрий Поляков и Ирина Видова-Молчан
Певица Ирина Видова-Молчан (Белоруссия) поделилась собственным опытом того, как она самостоятельно решает вопросы сопровождения своей артистической деятельности:
- У многих артистов просто нет таких денег, чтобы оплачивать эфиры и продюсеров. Думаю, понятно, почему многие самостоятельно это контролируют. Поэтому я с энтузиазмом восприняла идею IPChain о создании принципиально новой инвестиционной среды, которая позволяла бы получать нам финансирование под залог наших интеллектуальных прав.
В ходе дискуссии прозвучало и альтернативное мнение по поводу самой идеи творческих союзов. Писатель и основатель проекта «БеспринцЫпные чтения» Александр Цыпкин отметил, что в своей карьере он никогда не сталкивался с необходимостью вступления в какой-либо творческий союз как государственный институт.
- Расскажу про свой проект «БеспринцЫпные чтения», в рамках которого мои рассказы, а потом уже целого ряда писателей читаются со сцены по всему миру. У нас 150 выступлений в 12 странах – мы объединились сами. Мы рекламируем наши выступления в Instagram, у нас есть договор с билетным оператором, мы сами арендуем театры и полностью существуем в чистом налоговом поле и платим налоги со всех выступлений. Есть ли у нас необходимость в каком-то союзе? Наверное, нет. Мы не верим ни в пенсии, ни в какую-то особенную защиту в дальнейшем. Можно ли писателю сегодня прожить исключительно на свой заработок от написания литературных произведений – практически нет.
Павел Соломатин, InterMedia
Фото: Пресс-служба IPQuorum
Концерт в честь 100-летия Валентина Берлинского пройдет в БЗК

Концерт «Только Шуман» состоится 19 апреля 2025 года в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля «CELLOвек: Валентин Берлинский», посвященного 100-летнему юбилею со дня рождения выдающегося виолончелиста и педагога.
Валентин Берлинский – легендарная фигура в мире классической музыки. На протяжении 64 лет он был бессменным руководителем знаменитого Квартета имени А.П.Бородина, основанного в 1944 году как студенческий ансамбль Московской консерватории. Под его руководством коллектив получил мировое признание, выступив с гастролями более чем в 50 странах. Коллеги, ученики и слушатели называли Берлинского «патриархом квартетного искусства» и «создателем квартетной школы».
Фестиваль «CELLOвек: Валентин Берлинский» – это масштабный концертно-мультимедийный проект, призванный почтить память маэстро. В рамках фестиваля 19 апреля прозвучат камерные сочинения Роберта Шумана в исполнении известных музыкантов:
- Елизавета Леонская (фортепиано), почётный член Венского Концертхауса;
- Людмила Берлинская (фортепиано), заслуженная артистка России;
- Артур Ансель (фортепиано), профессор Высшей школы музыки Альфреда Корто в Париже;
- Анастасия Ушакова (виолончель), организатор проекта «Всероссийская виолончельная академия»;
- Станислав Давыдов (валторна), заслуженный артист России;
- Квартет имени Валентина Берлинского.
Концерт «Только Шуман» станет одним из ключевых событий юбилейного года, посвященного Валентину Берлинскому, и подчеркнет его вклад в развитие мирового музыкального искусства.
Организатором фестиваля выступают Всероссийская виолончельная академия, Российский музыкальный союз, АО «Фирма Мелодия», Мемориальный музей-заповедник П.И.Чайковского в Клину. Генеральный информационный партнер – радио «Орфей».
Рецензия на сингл Mary Gu «Всё будет хорошо»: Он чужой, он чужой, он плохой

2025, S&P Digital.
Оценка: 6 из 10.
Из вышедших за последний год песен, в которых певицы либо хейтят своих бывших, либо утешают поклонниц, которым попался недостойный объект обожания, уже можно составить увесистый сборник. Эта тема всегда актуальна, но, судя по сегодняшней женской эстраде, сейчас девушек исключают из поп-профсоюза, если не споёшь про неверного абьюзера. В то же время, положа руку на сердце: кого из слушательниц, переживающих расставание, советы звезды из наушников могут реально успокоить? Ну да, мать тоже говорит «ну что ты в самом деле, найдешь себе получше», но на разбитое сердце эти слова практически не действуют.
У Mary Gu песни о разбитом сердце всегда получались неплохо, но в прошлом её подобные композиции были или по крайней мере казались автобиографичными. Недавно Мария вышла замуж и даже выпустила пару песен о счастливой любви (тоже неплохо получилась), поэтому про боль и расставание в данный момент ей петь как-то не с руки. Но она нашла выход и построила трек с жизнерадостным названием «Всё будет хорошо» в форме утешительного монолога в адрес девушки, переживающей крах на личном фронте: «Все соседи, наверное, слышали, как ты убивалась по бывшему». Рифма интересная, хотя трагедия лирической героини выглядит как-то чересчур гипертрофированно. Ну да ладно: опытный психолог справится с этим при помощи известного набора средств: «новый, яркий цвет волос», «никакой надежды но, всё закончится, слышишь», «всё будет хорошо, только не с ним». Потому что этот совершенно точно тебя недостоин: «Он не стоит слёз», «и все песни, что прямо сейчас как будто про него, больше не будут значить ничего». Среди этого парада штампов только один, пожалуй, удостоился красивого поэтического решения: «Лучше быть одной, чем одной из».
По большому счёту это единственная в песне фраза, которая может как-то достучаться до разбитого сердца и указать ему путь к исцелению. Возможно, из этого афоризма родилось и всё произведение. Но остальные образы до него не дотягивают ни текстуально, ни эмоционально.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Уютный весенний вайб»: Рустэм Султанов выпустил «Поцелуй под дождём»

Рустэм Султанов отметил наступление весны новым романтическим синглом «Поцелуй под дождём». Композиция вышла на всех цифровых площадках страны 4 марта 2025 года.
Работая над песней, музыкант стремился придать ей «уютный вайб».
- Что может быть лучше новой песни, которая столь хорошо ложится на слух, как будто ты знаком с ней уже много-много лет? – вопрошает Рустэм Султанов.
Подобного эффекта ему удалось добиться благодаря серьезному подходу к аранжировке: музыканты играли на живых инструментах, к записи привлекался настоящий симфонический оркестр ( «Глобалис». – Прим. ред.).
- Все это не зря: в результате ты слушаешь не неизвестно кем созданные сэмплы, а именно живую игру музыкантов на настоящих инструментах, записанную в студии. Основа аранжировки — мощные партии программируемых ударных Андрея Тимонина, красивая выпуклая бас-гитара Антона Чумаченко и вроде бы скромная, но на деле изобретательная акустическая гитара Григория Голубева. Под финал песни в дело вступает не самая заметная, но очень уместная и вносящая финальный штрих в аранжировку электрогитара Игоря Брежнева, – поделился с корреспондентом «ИнтерМедиа» музыкант.
Чувственный текст для песни создал поэт Борис Орлов, с которым Рустэм Султанов сотрудничает уже не первый год.
- Автор делает упор и на красивую, запоминающуюся мелодику, и на простой и понятный текст, и на подлинные эмоции, заложенные как в аранжировку, так и в собственное вокальное исполнение. Причём «Поцелуй под дождём» — адресован не только старшему поколению, – поясняет продюсер проекта. – Сейчас на российский музыкальной сцене происходит поворот к песенной и аранжировочной традиции 1970-х и 1980-х годов. Но это не значит, что все хотят слушать именно старые песни – нужны новые, но такие, чтобы при прослушивании было ощущение, как будто тебе снова 16.
Дополнительная информация -на официальном сайте артиста.