Рецензия: «Машина времени» - «То, что всегда с тобой» ****
2018, Sintez
В мире не так много рок-групп, доживших до 50-летия, и ещё меньше рок-групп, доживших до 50-летия в хорошей творческой форме. Бодрые старички на сцене в первую очередь вызывают ностальгическое умиление: «надо же, они ещё держатся, а вокалист даже два раза подпрыгнул; ой, а это та самая песня, под которую мы танцевали в 1983-м - не думал я тогда, что доведётся услушать её вживую». В большинстве суперветеранских проектов давно по разным, в том числе и естественным причинам поменялся состав: сохранение 20% оригинальных участников считается приличным показателем. Большинство таких групп сейчас хватает только на то, чтобы трогательно воспроизводить древние хиты - а другого от них и не требуется.
Но есть исключения. Приятно, что и в России тоже. «Машина времени», начинавшая в 1969 году в качестве школьной группы Андрея Макаревича, к своему 50-летию готовит альбом, часть которого издана макси-синглом к Рождеству и Новому году. «Машина» могла ничего и не готовить - острой необходимости выпускать новинки у неё нет, потенциала старых хитов хватит ещё, думаю, лет на сто. Но Андрей Макаревич и Александр Кутиков руководствуются простым и очень здравым принципом: если песни «приходят», сочиняются и нравятся участникам группы - то их можно записать, выпустить и показать народу. Хотя никто не заставляет, конечно.
При этом некоторым ветеранам записывать новые песни просто противопоказано. Сколько мы видели и слышали примеров натужного самокопирования, когда новинки от заслуженного артиста на порядок проигрывают ранним хитам этого артиста. Когда опыт превращает всё в штампы, творческой энергии не хватает, и музыкант даже не осознаёт, что в глазах публики выглядит довольно печально. Ты ей: «Я ещё могу!» - а зритель отвечает: «Знаешь, лучше не надо».
Так вот, самое удивительное в мини-альбоме «Машины времени», - то, что размышления из предыдущего абзаца к нему применить невозможно. Конечно, у Макаревича есть наработки и даже какие-то штампы - но на новой работе «Машина» их не обходит, а просто-таки ломает с мощью ледокола. В трек-листе представлены три очень бодрые и оптимистичные песни - «Все корабли сегодня вернутся домой», «То, что всегда с тобой» и «Пой песню, пой, дульсимер». Оптимистичные не столько по текстам (хотя и по ним тоже), сколько по стилю исполнения. С первых нот узнаётся знакомая манера (а в строчке «мне об этом пели птицы, об этом пел морской прибой» ещё и что-то «аквариумовское»), но никакой натужности нет. Ворчливые песенки Андрей Вадимович оставил для YouTube-роликов, а на макси-сингле собрал энергичные и позитивные, дав Александру Викторовичу возможность посолировать в «Дульсимере». В некоторую задумчивость Макаревича ввели только перечисленные в песне «То, что всегда с тобой» реалии нашего времени; здесь же автор устраивает мини-перекличку с собственной давней композицией «Место, где свет», но обходится без пессимистических выводов.
Вообще же с макси-синглом произошло то, что очень редко бывает с новыми работами групп, готовящихся отметить 50-летие: песни с диска после прослушивания продолжают звучать в голове, их хочется снова включить и переслушать, и они наверняка заслуженно войдут в актуальный плейлист рок-радиостанций. И уж точно они не вызывают желания скорее их забыть и включить что-нибудь из классики «Машины времени».
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»