От «Веселых ребят» до «Рогатых трупоедов», или Кое-что о названиях и содержании российских песен

Серьезная аналитическая работа порой приводит к неожиданным, а порой и забавным побочным результатам. Вниманию коллег по цеху и всех, кому небезразличен отечественный шоу-бизнес, представляется фрагмент исследования агентства InterMedia, подготовленный специально к 1 апреля 2019 года. Читатель сам определит: чего в нем больше – веселого или печального.
Перемены в отечественной популярной музыке во многом отражают изменения, происходящие в обществе. Современная музыка обрела новых исполнителей, заявивших о себе новыми названиями и новыми хитами. Если руководствоваться тезисом, что имя явления отражает его сущность, то можно не без любопытства проследить, как менялись тенденции нейминга групп и тематики их песен.
В табл. 1 представлена случайная выборка из 40 музыкальных коллективов и исполняемых ими хитов, записанных в XX и XXI веках. Проведенный семантический анализ показал коренное различие в подходах к выбору названий коллективов, а также тематики и содержания исполняемых произведений. Если в XX веке в названиях ВИА и групп доминировали одушевленные и благозвучные объекты и образы, то для названий XXI века (внезапно!) характерны неодушевленность, агрессия, эпатаж и зарубежные заимствования.
Таблица 1. 40 музыкальных коллективов и их хитов, 1966-2018 гг.
XX век | XXI век | |||||
№ | Дата создания | Название группы, музыкального коллектива | Хит | Дата создания | Название группы, музыкального коллектива | Хит |
1. | 1966 | «Веселые ребята» | «Алешкина любовь» | 2001 | «Рогатые трупоеды» | «Девки, секс и трупный яд» |
2. | 1966 | «Скоморохи» | «В полях под снегом и дождём» | 2016 | «Грибы» | «Тает лед» |
3. | 1969 | «Добры молодцы» | «Наша любовь» | 2001 | «Звери» | «Напитки покрепче» |
4. | 1969 | «Машина времени» | «Поворот» | 2010 | «Время и стекло» | «#кАроче» |
5. | 1986 | «Девчата» | «Чтоб не пил, не курил» | 2007 | «Мобильные блондинки» | «А что я такого сказала?» |
6. | 1971 | «Самоцветы» | «Мой адрес — Советский Союз» | 2013 | «Уроды под водой» | «Желудки против обитателей Кремля» |
7. | 1971 | «Поющие сердца» | «Наша служба и опасна и трудна» | 2008 | «Пающие трусы» | «Я делаю ему му-му» |
8. | 1972 | «Синяя птица» | «Моя любовь жива» | 2008 | «Скворцы Степанова» | «Миром моим правит бабло» |
9. | 1975 | «Пламя» | «Не надо печалиться» | 2016 | «Агонь» (Agon) экс Quest Pistols | «Каждый сам за себя» |
10. | 1980 | DDT | «Расскажи, как ты любила» | 2007 | Т9 | «Ода нашей любви» |
11. | 1981 | «Кино» | «Хочу перемен!» | 2008 | «Порнофильмы» | «Я так боюсь» |
12. | 1986 | «Сладкий сон» | «На белом покрывале января» | 2008 | «Градусы» | «Выходи за меня» |
13. | 1986 | «Мираж» | «Музыка нас связала» | 2003 | «Кровосток» | «Простые слова» |
14. | 1988 | «Комбинация» | «Два кусочека колбаски» | 2018 | «Френдзона» | «Бутылочка» |
15. | 1988 | «Божья коровка» | «Гранитный камушек» | 2003 | «Адаптация пчёл» | «Витамины уродов» |
16. | 1989 | «Мумий Тролль» | «Карнавала.нет» | 2000 | «Тролль гнёт ель» | «Выпить залпом!» |
17. | 1995 | «Иванушки International» | «Тополиный пух | 2001 | «Мурзилки International» | «Не плачь, печёнка» |
18. | 1996 | «Руки вверх!» | «Ну где же вы девчонки?» | 2004 | «Электрические партизаны» | «Войны за любовь» |
19. | 1999 | «Тату» | «Нас не догонят» | 2011 | «Обе две» | «Выше всех» |
Примечание: Дата создания музыкального коллектива, как правило, не совпадает с датой релиза популярных композиций, собранных в таблице.
Главной темой песен века прошедшего и настоящего остается любовь, но в любви меняется подача, смысл и содержание. «Алешкина любовь» («Веселые ребята») – XX век, «Девки, секс и трупный яд» («Рогатые трупоеды») – век XXI. Группа «ВИА Гра» (2000), всеми своими достоинствами утверждает: «Чем выше любовь, тем ниже поцелуи», ей вторит проект «Кики» (2016) «Поцелуй меня в живот, ниже, ниже, ниже - вот» (автор стихов Александр Елин).
В темах композиций наблюдается движение от коллективизма советской эпохи «Мой адрес – Советский Союз» («Самоцветы») к постсоветскому индивидуализму «Каждый сам за себя» («Агонь»), от бескорыстия и открытости «Все, что в жизни есть у меня» («Самоцветы») к жесткому монетаризму «Миром моим правит бабло» («Скворцы Степанова»).
Традиции и преемственность в выборе названий хорошо просматриваются в историческом контексте: «Резиновый дедушка» (1987), «Бурановские бабушки» (2000), «Мумий Тролль» (1989), «Тролль гнёт ель» (2000), «Х.. забей!» (1989), «Хер знает» (2017), «Иванушки International» (1995), «Мурзилки International» (2001)…
Современным артисты и группы выбирают англоязычные написания названий: Anacondaz, Artik&Asti, Boulevard Depo, Burito, Cygo, Estradarada, Feduk, Filatov & Karas, HammAli & Navai, Gayazovs Brothers, Kazka, L’One, Liranov, Loqiemean, Matrang, Noize MC, Rauf & Faik, Zivert и др. Некоторым группам уже тесно на этом поле: есть просто Молли - Ольга Серябкина (экс-Serebro), а есть «Пошлая Молли», есть Little Big, а есть Big Baby Tape.
Наряду с трендом использования латиницы, в названиях присутствует и кириллица: Тима Белорусских, Макс Барских, Лёша Свик, Кравц, Слава КПСС, «Френдзона», Элджей…
Системный и семантический анализ позволил экспертам InterMedia выделить ряд приоритетных при выборе артистами названий для своих музыкальных коллективов. Случайная выборка из базы InterMedia показала, что среди названий музыкальных групп и коллективов лидируют имена собственные их производные, а также персонажи литературных произведений (15 названий). На втором месте - аббревиатуры и сокращения (14 названий). Третью позицию занимает гастрономическая тема (11 названий), четвертую - орнитологическая (9 названий). Музыкальная и песенная тематика в названиях заняла лишь 5 место (9 названий). Шестую строчку заняла кинематографическая (5 названий).
Таблица 2. Рейтинг приоритетных тем в названиях музыкальных групп и коллективов.
№ | Тема/количество коллективов | Название |
1. | Имена собственные их производные, а также персонажи литературных произведений (15) | Николай Коперник, Агата Кристи, Ван Гог, Настя, Скрябин, Тиль Уленшпигель, Урфин Джюс, Братья Карамазовы, Братья Грим, Кипелов, Марко Поло, Водопады имени Вахтанга Кикабидзе, Доктор Ватсон, Банд’Эрос, Уматурман (Uma2rmaH), Маяковский |
2. | Аббревиатуры и сокращения (14) | ДДТ, NK, Би-2, ГШ, ДК, ЛСП, НОМ, НЭП, ППК, СВ, СТДК, Т9, Х.З., Э.С.Т. |
3. | Гастрономическая тема (11) | 1.5 кг отличного пюре, Горячий шоколад, Гречка, Грибы, Кофе, Манго-манго, Сливки, Фруктовый кефир, Фрукты, Хлеб, Черный кофе |
Орнитологическая тема (9) | Белый орёл, Вольная стая, Жар-птица, Колибри, Птица ЗУ, Птица Тылобурдо, Редкая птица, Синяя птица, Скворцы Степанова | |
5. | Музыкальная и песенная тематика (9) | 5diez, Ария, До мажор, Здравствуй, песня, Лейся, песня, Лига блюза, Металлаккорд, Песняры, Рондо |
6. | Кинематографическая тема (5) | ДиО.фильмы, Кино, Конец фильма, МультFильмы, Порнофильмы |
Данное исследование не претендует на полноту и глубину. Анализ ориентирован на молодых музыкантов, занятых выбором названия для своего коллектива, а также культурологов и исследователей музыкальных брендов.
Дмитрий Маликов озадачился из-за своего юбилейного летнего концерта

Концерт Дмитрия Маликова состоится в Зеленом театре ВДНХ 26 июня 2025 года. Название программы - «Юбилейный летний vibe», и она будет приурочена к 55-летию артиста, которое он отметил 29 января 2025 года.
- Уже 350 билетов продано, а мы еще не начинали… Я бы озадачился! - написал певец в соцсетях по поводу юбилейной программы.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Дмитрий Маликов и 5oпка (Кирилл Баранов) представили совместную песню «Venom Boy» 28 февраля 2025 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Концерт в честь 100-летия Валентина Берлинского пройдет в БЗК

Концерт «Только Шуман» состоится 19 апреля 2025 года в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля «CELLOвек: Валентин Берлинский», посвященного 100-летнему юбилею со дня рождения выдающегося виолончелиста и педагога.
Валентин Берлинский – легендарная фигура в мире классической музыки. На протяжении 64 лет он был бессменным руководителем знаменитого Квартета имени А.П.Бородина, основанного в 1944 году как студенческий ансамбль Московской консерватории. Под его руководством коллектив получил мировое признание, выступив с гастролями более чем в 50 странах. Коллеги, ученики и слушатели называли Берлинского «патриархом квартетного искусства» и «создателем квартетной школы».
Фестиваль «CELLOвек: Валентин Берлинский» – это масштабный концертно-мультимедийный проект, призванный почтить память маэстро. В рамках фестиваля 19 апреля прозвучат камерные сочинения Роберта Шумана в исполнении известных музыкантов:
- Елизавета Леонская (фортепиано), почётный член Венского Концертхауса;
- Людмила Берлинская (фортепиано), заслуженная артистка России;
- Артур Ансель (фортепиано), профессор Высшей школы музыки Альфреда Корто в Париже;
- Анастасия Ушакова (виолончель), организатор проекта «Всероссийская виолончельная академия»;
- Станислав Давыдов (валторна), заслуженный артист России;
- Квартет имени Валентина Берлинского.
Концерт «Только Шуман» станет одним из ключевых событий юбилейного года, посвященного Валентину Берлинскому, и подчеркнет его вклад в развитие мирового музыкального искусства.
Организатором фестиваля выступают Всероссийская виолончельная академия, Российский музыкальный союз, АО «Фирма Мелодия», Мемориальный музей-заповедник П.И.Чайковского в Клину. Генеральный информационный партнер – радио «Орфей».
Рецензия на сингл Mary Gu «Всё будет хорошо»: Он чужой, он чужой, он плохой

2025, S&P Digital.
Оценка: 6 из 10.
Из вышедших за последний год песен, в которых певицы либо хейтят своих бывших, либо утешают поклонниц, которым попался недостойный объект обожания, уже можно составить увесистый сборник. Эта тема всегда актуальна, но, судя по сегодняшней женской эстраде, сейчас девушек исключают из поп-профсоюза, если не споёшь про неверного абьюзера. В то же время, положа руку на сердце: кого из слушательниц, переживающих расставание, советы звезды из наушников могут реально успокоить? Ну да, мать тоже говорит «ну что ты в самом деле, найдешь себе получше», но на разбитое сердце эти слова практически не действуют.
У Mary Gu песни о разбитом сердце всегда получались неплохо, но в прошлом её подобные композиции были или по крайней мере казались автобиографичными. Недавно Мария вышла замуж и даже выпустила пару песен о счастливой любви (тоже неплохо получилась), поэтому про боль и расставание в данный момент ей петь как-то не с руки. Но она нашла выход и построила трек с жизнерадостным названием «Всё будет хорошо» в форме утешительного монолога в адрес девушки, переживающей крах на личном фронте: «Все соседи, наверное, слышали, как ты убивалась по бывшему». Рифма интересная, хотя трагедия лирической героини выглядит как-то чересчур гипертрофированно. Ну да ладно: опытный психолог справится с этим при помощи известного набора средств: «новый, яркий цвет волос», «никакой надежды но, всё закончится, слышишь», «всё будет хорошо, только не с ним». Потому что этот совершенно точно тебя недостоин: «Он не стоит слёз», «и все песни, что прямо сейчас как будто про него, больше не будут значить ничего». Среди этого парада штампов только один, пожалуй, удостоился красивого поэтического решения: «Лучше быть одной, чем одной из».
По большому счёту это единственная в песне фраза, которая может как-то достучаться до разбитого сердца и указать ему путь к исцелению. Возможно, из этого афоризма родилось и всё произведение. Но остальные образы до него не дотягивают ни текстуально, ни эмоционально.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»