Рецензия: ST - «Поэт»
2019, М2
Оценка: 8 из 10
Рэпер ST (Александр Степанов) назвал новый альбом амбициозным словом «Поэт» (иногда даже пишется прописными буквами - «ПОЭТ»). Таким образом он поднял планку на серьёзную высоту: узнавшему заголовок слушателю сразу хочется сказать «давай, посмотрим, что ты за поэт». В принципе, ST не новичок и давно известно, что он рэпер даровитый. Однако в жанре всё меняется очень быстро, откуда ни возьмись десятками возникают фрешмены; многие тут же пропадают обратно, но движуха не прекращается - зрители только успевают вертеть головами. В этих условиях «взрослые» рэперы (классики, мэтры - называйте как хотите) тоже не могут почивать на лаврах, а вынуждены подтвержать свой уровень каждой новой работой. Если удаётся подтвердить уровень, заодно можно напомнить новичкам, где их место и кто настоящий царь горы.
Александру Степанову удалось посрамить скептиков, сомневавшихся в том, что он «Поэт». Он не только хорошо складывает рифмы, но ещё и интересно мыслит, причём не только в поэзии, но и в музыке. В «Поэте» ST не гонится за модой, не выпендривается, в отличие от юных рэперов, и звучит довольно «олдскульно», но работа будет любопытна даже людям, не относящим себя к фанатам рэп-музыки. ST есть что сказать, и он знает, как это сказать, чтобы публика приникла к колонкам и наушникам. И не отлипала до конца пластинки.
Первая песня альбома - «Каренина». Многострадальную Анну всё время норовят переселить в наше время, но в отличие от героини короткометражки по сценарию Александра Цыпкина, ST делает это куда более деликатно: «Не надо под поезд, Каренина Анна, налейте вина и наполните ванну. Каренина Анна, под поезд не надо, всё смоет вода и сок винограда». Анне Льва Толстого рецепты ST вряд ли помогли бы, но ведь и времена сильно изменились. «Счастье любит тишину» - отменная лирическая вещь, где рэпер умудряется быть нежным, но без сопливой сентиментальности: «Голосом в трубку раздались главные слова: «Это из Склифа - она жива». «В этом лишь моя вина, что я далеко и ты засыпаешь одна», - начинается трек «Моя вина», в котором ST как раз включает эту сентиментальность, не боится выглядеть уязвимым, и у него это тоже получается очень органично.
«Восьмой ряд» - мелодичная философская зарисовка с борта самолёта, а «Вселенная» с участием детского хора наоборот претендует на масштабное высказывание; мне показалось, что в описании бытовых подробностей или в шуточных вещах вроде «Луи-Луи» поэт Степанов пока точнее, чем в глобальных обобщениях. Когда же он поёт и читает про личное, тут вообще невозможно оторваться. Если «Зима» - просто щемящая песня про расставание, то «Родители» - душераздирающе откровенный текст про взаимоотношения с родителями. Припев прост, но он не отвечает ни на какие вопросы, а ставит свои: «Бьются сердца, бьются на счастье блюдца, растёт сын без отца, на улице дети дерутся. И я не пойму до конца, стоит ли писать о том, может ли плохой сын стать хорошим отцом, хорошим отцом».
Аудитория вместе с ST мрачнеет под «Каждый о своём» и чуть ли не пускается в пляс под «Кайн и Джейн». В финальном треке «Один на один» Александр предстаёт в роли архетипичного хвастливого рэпера («мой отец — слово, ну а рифма — мать»). На этом альбоме он побыл циником, лириком, трагиком, так отчего же не примерить ещё одну маску.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.