Рецензия на фильм «Дылда»: Любовь и смерть после войны
Оценка 9 из 10
В рамках программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля показали фильм Кантемира Балагова «Дылда». Главные роли исполнили молодые актрисы Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина.
Новый фильм Кантемира Балагова - настоящее произведение искусства. Изысканное, балансирующее на опасной грани между прошлым и настоящим, на тончайшей плоскости мгновения - почти хрустального, совсем как фигура главной героини в первых кадрах. Контуженную зенитчицу по имени Ия называют дылдой из-за высокого роста, хотя внешне она скорее напоминает Мадонну с «Меленского диптиха» Жана Фуке - фарфоровая кожа, светлые волосы и брови, задумчивый взгляд куда-то вниз.
Она живет в послевоенном Ленинграде, работает медсестрой, воспитывает маленького мальчика Пашу - сына своей подруги. В больнице все думают, что это её ребёнок. Их взаимодействие выступает удивительным художественным материалом. Мы видим цитату Тарковского из «Сталкера» - оператор Ксения Середа снимает верхний план девушки и ребёнка, лежащих в постели. Ещё один эстетически потрясающий кадр - почти иконический образ «матери с младенцем» через замерзшее стекло трамвая.
Уже с первых минут автору удаётся поразить зрителя. Перед нами сцена игры мальчика с Ией, которая заканчивается неожиданной, болезненно неприятной смертью ребёнка - героиню во время игры охватывает ступор, она наваливается на него всем телом, а он - не в силах её столкнуть - медленно и тихо погибает от удушья.
Совсем скоро мы видим мать мальчика - Машу, она осталась на фронте «мстить» за погибшего мужа и дошла до Берлина, а сына доверила подруге. Почти сразу она спрашивает о нем, но не получает ответа. И, конечно, очень быстро догадывается, что он умер, но почти никак не реагирует. Смерть в это время - такая обыденность. А вот танцы - почти забытое удовольствие. Хочется на них отправиться, чтобы, наконец, почувствовать себя живой, или снова почувствовать в себе жизнь?.. Для этой цели подойдёт один из местных повес, которого Маша настойчиво склоняет к комично неловкому сексу на заднем сидении автомобиля, предварительно отправив подругу на прогулку с его товарищем. Ия - высокая и сильная - ломает спутнику руку при попытке приблизиться к ней, а вернувшись, ещё и вытаскивает из машины партнера Маши, несколько раз уверенно ударив его головой об асфальт. Сильные - как морально, так и физически женщины - та призма, через которую просачивается фабула фильма.
Ия действительно очень крепка физически, тогда как миниатюрная огненноволосая Маша - обладает невероятно мощным, бескомпромиссным характером.
Ее как будто бы нельзя поразить. На все упреки и болезненные вопросы она отвечает именно то, что от неё хотят услышать, не пытаясь ничего никому доказать или оправдаться, и тем самым возвышая себя над оппонентами. На замечание человека, еще не знающего о её потере, - «Вы не представляете, что такое хоронить детей» - она с умиротворенной улыбкой отвечает: «Да, бог миловал». Намёк на «вспомогательные функции», которые Маша якобы исполняла на фронте, она парирует выдуманной гиперболизированной историей о плеяде мужчин, которые прошли через неё за эти годы.
Выясняется, что Маша больше не может иметь детей из-за травмы, полученной в боевых действиях. Более того, она прекрасно об этом знает, но живет в самозабвенной иллюзии, надеясь на чудо. Этим чудом оказывается «дылда» - Ия. Маша считает, что та должна ей ребёнка, так как не уберегла её сына. Эта задача, однако, для Ии представляется практически невозможной, а точнее - невыносимой. В ее фигуре, движениях, поведении и, кажется, мыслях есть только аскетический эстетизм, но не эротизм.
Каждый раз, когда Ия замирает, это сопровождается звуком звенящей тишины, которая не молчит. В фильме практически нет композиционных пустот, они заполнены игрой света, солнца или свечи на лицах героев, насыщенным зелено-красным решением мизансцены или отдельных деталей... Камера снимает, как зелёная краска медленно стекает по стене, как кружится зеленое платье, как сушится красное белье, как брызгает алая кровь из носа, как пачкается в той самой зеленой краске Ия, когда пытается силой поцеловать подругу в губы. Физическая любовь в фильме вообще повсеместно сопряжена с насилием - моральным и телесным. Это в очередной раз высвечивает противоестественность, несовместимость явлений войны и любви. Нежности и насилия, чувства и смерти.
Но война уже ушла, и потому последняя фраза фильма как бы на всякий случай еще раз проговаривает победу над ней: «Чувствую».
Анна Стрельчук, InterMedia
Дженна Ортега, Пол Радд и Ричард Э. Грант встречаются с местью волшебных существ в трейлере «Смерти единорога»
Первый трейлер фильма «Смерть единорога» (Death Of A Unicorn) представила 18 декабря 2024 года студия А24. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в черной комедии режиссера и сценариста Алекса Шарфмана исполнили Дженна Ортега, Пол Радд, Ричард Э. Грант, Теа Леони, Уилл Поултер и другие.
По сюжету, отец (Радд) и дочь (Ортега) сбивают на дороге в лесу единорога и, во избежание лишних вопросов, забирают его тушу с собой. Они едут на уикенд в гости к боссу-миллиардеру, который, узнав об инциденте, решает использовать магические свойства волшебного существа в медицинских целях и заодно обогатиться. Но все они не учли лишь одно: у единорога была семья, и теперь они жаждут крови.
В мировой и, предположительно, российский прокат «Смерть единорога» выйдет весной 2025 года.
Милош Бикович снимет российскую спортивную драму «Финал четырех»
Кинопроект «Финал четырех» был представлен 18 декабря 2024 года на питчинге Фонда кино. Сопродюсером спортивной драмы, основанной на реальных событиях, выступает Милош Бикович, для которого это будет дебют в полнометражной режиссуре.
Действие картины разворачивается в 1994 году. Накануне решающего матча за выход в финал Евролиги баскетбольная команда ЦСКА была отравлена психотропным веществом. Несмотря на протесты с российской стороны, руководство ФИБА и представители греческого клуба «Олимпиакос» настаивали на игре.
Сценарий написал Денис Родимин («Бумер», «Духless»). В дрим-касте помимо самого Биковича заявлены Андрей Нестеренко, Кирилл Зайцев, Василий Слинкин, Василина Юсковец и Егор Климович. Производством займется кинокомпании AP Entertainment. Выход в прокат предварительно намечен на август 2026 года.
Семья готовится к юбилею в трейлере «Манюня: День рождения Ба»
Первый трейлер фильма «Манюня: День рождения Ба» представила 18 декабря 2024 года кинокомпания «Атмосфера кино». Главные роли в заключительной части кинофраншизы сыграли актеры Екатерина Темнова, Карина Кагра (Каграманян), Карина Мнацаканян, Джульетта Степанян, Арман Навасардян, Арсен Григорян, Мариам Мано, Тамара Петросян, Анна Андреасян и другие. Режиссером стал Арман Марутян, продюсерами - Сарик и Гевонд Андреасян и Арман Марутян.
- Приближается грандиозное торжество — юбилей Ба, на который собираются родные и близкие, даже наконец-то приедет ее сестра Фая, - сообщается в синопсисе. - Родители Манюни, Каринки и Наринэ прикладывают массу усилий, чтобы праздник прошел идеально. Но, как назло, все идет не по плану: сбегает баран, испорчен именинный торт, да еще оказывается, что Манюню взяли в престижную школу, и теперь она переезжает в другой город. Смогут ли девочки спасти праздник и сохранить свою дружбу?
В российский прокат выйдет 13 февраля 2025 года.