На круглом столе «Славянского базара» обсудили проблемы культуры и СМИ
Круглый стол «Культура и искусство как источник развития духовно-нравственных ценностей. Роль СМИ в формировании общего культурного пространства славянских народов» состоялся в рамках фестиваля «Славянский базар» в Витебске 12 июля 2019 года. Ведущим мероприятия выступил директор издательского дома «Звязда» Павел Сухоруков.
Обсуждение велось по трем направлениям: «Культура и искусство как источник развития духовно-нравственных ценностей», «Роль СМИ в формировании общего культурного пространства славянских народов» и «О роли фестиваля «Славянский базар» в культурном пространстве».
Открыл мероприятие генеральный директор Национального музея Омана Джамаль Мусави, поделившийся своими впечатлениями от Витебска и рассказавший об истоках своего сотрудничества с Беларусью.
- Я первый раз в Витебске, и очень рад возможности познакомиться с культурной инфраструктурой города и той богатой фестивальной программой, которую жителям и гостям предлагает «Славянский базар в Витебске».
Культурные отношения между Беларусью и Оманом получили новый импульс в 2007 году, когда состоялся официальный визит Александра Лукашенко в Маскат. Чуть позже был подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры Беларуси и Министерством наследия и культуры Султаната Оман, а в прошлом году – соглашение между нашим музеем и Историческим музеем в Минске. Благодаря этому мы провели первую международную выставку, запланировали большую выставку в Минске в сентябре и целый ряд иных мероприятий. Кроме того, в следующем году мы планируем принять в Маскате Дни культуры Беларуси и уже сейчас рассматриваем возможность участвовать в «Славянском базаре» в 2020 году.
Председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница затронул проблему недостатка новых форм на «Славянском базаре»:
- Белорусский союз художников – негосударственная организация, существующая на деньги членов Союза - и тем не менее мы готовы проводить и проводим множество мероприятий - и выставки, и пленэры, стараемся не замыкаться. «Славянский базар в Витебске» — один из приоритетных брендов страны, это не только культурное мероприятие, но и культурологическое, а современная культура требует новых форм, появляется новое поколение, которое скоро перестанет воспринимать то, что привычно нам - поколению постарше. Я всей душой болею за «Славянский базар» и хочу, чтобы он развивался, принимал новые формы - над этим нужно работать! Например, лично я всегда страдаю от недостатка джаза, хочется его на фестивале чуть больше. Или еще вопрос: почему нет классических форм? Помните, был год, когда Украина представляла классическую программу. Такое было всего раз, и воспринято это было зрителями великолепно - почему бы не повторить? Считаю, что форум не только сохранит себя, но и привлечет новое поколение только тогда, когда начнет внедрять новые формы.
Первый заместитель председателя Союза писателей Беларуси Елена Стельмах обратила внимание на участие писателей на «Славянском базаре»:
- Поддерживая Рыгора Семеновича, хочу сказать, что у «Славянского базара» есть база и основа, которым молодое поколение еще способно удивляться. Я могу судить об этом по отзывам дочери, которая в эти дни гуляет по Витебску. Но должны открываться и новые площадки — это еще одно слагаемое успеха. Конечно, писателям важно быть услышанными - и Витебск нам в этом помогает, как раз в эти дни здесь проходит проект «Живая классика», в рамках которого юные белорусы читают произведения наших писателей. Но всё же, на мой взгляд, творческие силы писателей и поэтов реализованы в рамках «Славянского базара» не в полной мере.
Председатель Витебского отделения Союза писателей Беларуси Тамара Краснова-Гусаченко остановилась на роли поэзии в контексте фестиваля:
- В мире ничего нет стабильного и статичного - и гости Фестиваля каждый год одновременно все те же и новые. Город также хорошеет вместе с Беларусью. Но перемены нужны - например, почему-то из контекста фестиваля совершенно выпала поэзия – королева литературы. Более того - Фестиваль давно перешагнул славянские рамки, поэтому здесь должна быть представлена поэзия всего мира. А сейчас мы здесь нередко слышим, мягко говоря, простоватые тексты песен.
Ответственный секретарь журнала «Полымя» Юлия Алейченко рассказала о том, какую роль представляемый ею журнал «Полымя» играет в контексте популяризации переводной литературы:
- Понять психологию народа прекрасно можно с помощью переводов литературы его представителей - ведь каждое произведение отражает менталитет народа. Чем лучше перевод, тем точнее этот менталитет передается. О новой школе белорусских переводчиков дает объективное представление наш журнал «Полымя». Здесь опубликовано множество переводов топовых писателей из других стран – например, Владимира Даниленко из Украины. Мы всегда отдаем приоритет произведениям с ярким национальным колоритом, создаем для них богатый аппарат пояснений. Это касается и туркменских, и китайских произведений. Кроме того, мы часто печатаем интервью с переводчиками.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов обратил внимание собравшихся на то, что для эффективного развития культурных индустрий необходимы фундаментальные знания и аналитика:
- Понимаем ли мы, что такое культура? Все мы уверены, что да – но ведь представления об этом далеко не всегда совпадают, это вызывает недопонимание, конфликты. И это не только у нас – во всем мире различаются подходы к культуре и культурным индустриям. Однако для того, чтобы работа не велась впустую, определение необходимо. В цивилизационном смысле оно звучит так:
Культура – это совокупность результатов общественно полезной человеческой деятельности.
Соответственно, уровень культуры человека или группы людей определяется по их вкладу, участию в общественно полезной деятельности.
Люди, социальные группы и этносы сейчас находятся на различных этапах развития, имеют различный уровень культуры – это объективный факт, к этому нужно относиться абсолютно спокойно, но при этом упорно работая как над своим личным культурным развитием, так развитием своего народа. Многие общества в культурном смысле развиваются опережающими темпами (посмотрите, например, на Тайвань или Южную Корею, еще 60-70 лет назад - малограмотные аграрные страны). Бывает и наоборот – некогда культурные общества скатываются в дикость и ненависть, духовную и материальную нищету. Развитие культуры – сложнейший, непредсказуемый процесс.
Но вернемся к практическим вопросам. Для государственного регулирования обычно применяется узкое, традиционное понимание понятия «культура», включающее в себя широкий круг видов деятельности, связанных с искусством и отчасти организацией досуга населения. Присутствующие получили Комплексное исследование сферы культуры за 2016-2018 гг., которое проводит InterMedia совместно с ТПП РФ – обратите внимание на блок-схему и финансовые показатели секторов. Мы видим, что львиную долю сферы культуры занимают медиа – и в первую очередь это телевидение. Больше телевидения зарабатывают на культурном контенте только отрасли информационных технологий. Это понимание крайне необходимо для принятия верных решений.
У нас принято недооценивать роль культуры. Например, марксисты считают культуру надстройкой над экономическим базисом; однако в состоянии ли построить развитую экономику люди низкой культуры? Марксизм на этот счет стыдливо отмалчивается; парадоксально, но так же поступают и практически все современные политики, которых сложно заподозрить в коммунистических убеждениях. Лишь наиболее продвинутые руководители признают культуру народа формообразующим фактором, базисом для развития общества, и занимаются этим лично и серьезно.
В этом плане Беларусь, конечно, даст фору не только всем постсоветским странам, включая Россию, но и Восточной Европе в целом. Такие масштабные культурные события, как «Славянский базар», даже в развитых странах можно пересчитать по пальцам одной руки. Это надо ценить, поддерживать и развивать – и здесь, переходя к теме нашего круглого стола, крайне важна интенсивность и направленность освещения фестиваля в СМИ. Я уверен, здесь есть над чем работать – просто оцените тот факт, что в невероятно насыщенной программе Фестиваля, состоящей из сотен культурных мероприятий, участвуют всего лишь несколько десятков журналистов. При этом даже эти немногие представители ведущих российских изданий – замечу, постоянно работающие на крупнейших культурных событиях мира, - просто не понимают причины, по которым им не могут создать условия для работы – например, поселить не то,что в хорошие, а просто в более-менее приемлемые номера, хотя бы без плесени на стенах, создать приличную пресс-зону, да что там - просто обеспечить интернетом. Надеюсь, что понимание недопустимости такой ситуации всё же возобладает.
Подытоживая, хочу подчеркнуть, что СМИ как одна из основных частей сферы культуры сейчас находятся в стадии серьезного обновления – традиционные форматы вытесняются новыми – соцсетями, блогами. На прошлом Круглом столе мы говорили о том, что, если государство не отнесется к этому серьезно, то корпорации подомнут под себя СМИ - причем во всех странах. К сожалению, последний год только подтвердил опасения – достаточно посмотреть на ситуацию с фейсбуком. Это реальная угроза для всех национальных культур – и нам стоит задуматься об этом.
Директор представительства МТРК «Мир» в Республике Беларусь Владимир Перцов рассказал о пагубности коммерциализации искусства:
- Год назад у нас здесь разыгралась нешуточная полемика на тему, что такое искусство и что такое наш фестиваль. Мы много дискутировали о творческой и коммерческой составляющей искусства. Когда все захлестнет последняя, мы с вами неприятно удивимся тому, что увидим на сцене. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в своем приветствии к фестивалю заметил, что на «Славянский базар» приезжает много людей из других стран, представляющих неславянские народы. Все больше и больше участников фестиваля работают не только в музыкальном и танцевальном, но и в других жанрах культуры и искусства. Вряд ли к нам на какое-то малозначимое культурное событие приехали бы представители Китая, Израиля, арабских стран: их правительства просто не выделило бы на это деньги.
Поэтому я хочу подчеркнуть, что культура и искусство – не только источник духовных и нравственных ценностей, но еще и их проводник. Процесс внедрения ценностей посредством музыкальных, танцевальных и иных жанров не измеряется никакими цифрами. Нет точных рецептов - что должен сделать певец или поэт на сцене, чтобы заразить своего зрителя и читателя образами и желаниями, которые потом вызрели бы в убеждения и превратились в действия? Для этого как минимум надо любить свою страну и свой родной город. В этом и состоит основная задача культуры.
Заведующая отделом редакции РУП РТЦ «Телерадиокомпания Витебск» Диана Курило порассуждала о культуре как о главном источнике для новостей:
- Мы в эпицентре культурных событий не только в фестивальные дни, но и на протяжении всего года подготовки «Славянского базара». Региональные новости не всегда интересны в сфере политики и экономики, культура – совсем другое дело, именно она – наш главный информационный источник. Наши журналисты практически круглосуточно ведут репортажи с фестивальных мероприятий. За сутки количество просмотров наших мероприятий выросло на 45%. Как показывает статистика, это интересно людям самых разных стран, включая даже граждан ЮАР. Но, к сожалению, при этом мы нередко забываем о нашей просветительской функции.
Ведущая телепередачи «Добрай ранiцы, Беларусь!» (телеканал «Беларусь-1») Светлана Боровская посетовала на инертность многих артистов в общении с СМИ:
- Я больше 20 лет работаю на телеканале «Беларусь-1» и прекрасно помню прекрасную плеяду замечательных артистов – начиная с Иосифа Кобзона, - которые хотели, чтобы люди их видели, слышали, знали о них больше. Они умели общаться с прессой, легко соглашались на интервью и съемки. А сейчас многие начинают капризничать – например, в прошлый раз на «Славянском базаре» у нас «отвалилось» два артиста. Но ведь они должны понимать: время идет, конкуренция огромная, если бы не журналисты, то вполне возможно, они бы пели только своей маме.
Генеральный директор Белорусского телеграфного агентства “Белта” Ирина Акулович остановилась на проблеме формировании общественного мнения с помощью культуры:
- Мне очень понравилась процитированная здесь фраза из стихотворения Тамары Ивановны Красновой-Гусаченко «не придавайте пустоте значения». Только культура может определить, что первично, а что вторично. Конечно, «Белта» следит за тем, что интересно обществу; но мы должны не столько следить за мнением, сколько формировать его, и с этой точки зрения культура для нас имеет огромное значение.
Концерт «Наш Новый год» покажет Первый канал
Телеверсию праздничного концерта «Наш Новый год» покажет 2 января 2025 года Первый канал. Сборное выступление артистов состоялось в Государственном Кремлёвском дворце 9 декабря 2024 года.
В нем приняли участие Zivert, Григорий Лепс, Валерия, Ани Лорак, Сосо Павлиашвили, Полина Гагарина, Дима Билан, Алексей Воробьев, Лев Лещенко, Глеб Матвейчук, Александра Воробьева, Дмитрий Колдун, Александр Буйнов, Жасмин, Стас Пьеха, Елена Север, Лада Дэнс, Сергей Трофимов, Александр Малинин, Слава, Пелагея, Аскар Абдразаков, Александр Панайотов, Любовь Успенская, Игорь Николаев, Jony, Егор Крид, Стас Михайлов, Родион Газманов, Михаил Шуфутинский, Mia Boyka, Хабиб, «Иванушки International», Надежда Кадышева и др. Ведущие - Вадим Галыгин, Валдис Пельш, Александра Ребенок и Аглая Шиловская.
Эфир в 19.15.
Хоррор «Обезьяна» выйдет в России на неделю позже
Новую дату выхода в российский прокат фильма-ужасов «Обезьяна» (The Monkey) объявила кинокомпания Global Film. Экранизация одноименного рассказа Стивена Кинга появится в кинотеатрах 27 февраля 2025 года – через неделю после мировой премьеры (и ранее заявленной даты).
«ИнтерМедиа» напоминает, что фильм рассказывает о братьях-близнецах Хэле и Билле, которые в детстве нашли игрушечную обезьянку, убивающую людей. После долгих попыток уничтожить ее братьям удается избавиться от обезьянки на 25 лет, но она возвращается.
Хэла и Билла сыграл Тео Джеймс, а также в фильме снялись Элайджа Вуд, Татьяна Маслани, Лаура Меннелл, Колин О’Брайэн, Кристиан Конвери и др.
26 декабря 2024 года студия Neon обнародовала отрывок из хоррора, который представил его режиссер Осгуд Перкинс. Он заметил, что «это страшное кино, но снимать его было очень весело». В ролике можно увидеть, как женщина просыпается в своем доме посреди ночи от странной музыки. Она берет пистолет и отправляет на поиски источника звука, спускается в подвал, где на обратном пути проваливается с лестницы в коробку с рыболовными крючками, а придя на кухня на запах газа, оказывается охвачена пламенем из самовозжегшейся конфорки и с криками выбегает на улицу.
«ЧайФ» подарил Екатеринбургу на Новый год «Не забывай, наш город, нас»
Группа «ЧайФ» представила клип на новую песню «Не забывай, наш город, нас» 26 декабря 2024 года. Музыканты задумали ролик как новогодний подарок родному Екатеринбургу.
- Лиричная, без лишнего пафоса, простая и легко запоминающаяся "Не забывай, наш город, нас" – это благодарность городу от имени поколения, к которому относятся музыканты группы «ЧайФ», за прекрасное время, проведённое с прекрасными людьми. С теми людьми, кто формировал современный Свердловск-Екатеринбург, его культурный, промышленный, социальный, политический фон с середины ХХ по первое десятилетие ХХI веков, - говорится в пресс-релизе.
Режиссёр ролика Олег Ракович заявил, что такой клип могли снять только урожденные свердловчане и убежденные екатеринбуржцы.
- Каждая подворотня, каждая скамейка или постройка в центре города – это наши детские радости и шалости, романтика юношеских похождений, либо семейных прогулок. Мы выросли с этим городом и счастливы оставить в нём какой-то свой след, звучание настроения и порывов, - говорит он.
Прокомментировал видео и лидер «ЧайФа» Владимир Шахрин:
- Я вообще всегда за то, что нужно чаще говорить спасибо тем людям, кто заслужил это, признаваться им в любви, пока они живы, пока они здесь. И так же как людям мы говорим спасибо нашему городу и признаёмся ему в любви.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, премьера сингла группы «ЧайФ» «Мотя и Лука» состоялась 29 ноября 2024 года.