Прибыль с акций Disney упала на 59%: покупка Fox и успех «Мстителей» не помогли

The Walt Disney Company, одна из крупнейших в мире корпораций сферы культуры, медиа и развлечений, 6 августа 2019 года опубликовала финансовый отчет за третий квартал и девять месяцев 2019 фискального года (в США он начинается 1 октября). Этот период особенно примечателен тем, что компания закрыла сделку по покупке 21st Century Fox, а также готовится уже в следующем отчетном периоде выпустить свой собственный стриминговый сервис Disney+.
Согласно документам, прибыль на акцию упала за третий квартал 2019-го года на 59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 1,95 долл. до 0,79 долл. Для сравнения, за третий квартал 2018 года она упала на 28% – с 1,87 долл. до 1,35 долл., а за девять месяцев 2018 года снизилась с 6,81 долл. до 5,98 долл. (за тот же период 2018 года она снизилась с 5,60 долл. до 4,75 долл.
При этом выручка компании за третий квартал выросла по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 33% – до более чем 20 млрд долларов (за девять месяцев – на 12%, до почти 50,5 млрд долларов). Операционный доход компании за третий квартал составил 3,9 млрд долларов, а чистая операционная прибыль – 1,4 млрд долларов.
Эксперты InterMedia обращают внимание на то, что The Walt Disney Company всё меньше зарабатывает непосредственно на кино – в 2018 г. доходы от кинопроката составили лишь 7,2%, а весь киносегмент вместе с видеосервисами и носителями – 17%. Впрочем, это подтверждает общий тренд – профессор Гарвардского университета Эдвард Эпштейн утверждает, что доля кинопроката в доходах мэйджоров неуклонно и заметно сокращается ещё с 1980-х, когда она составляла до 55%. В 2018 году Disney получил 41% дохода от телесетей, а 34% – от парков развлечений.
В отчете приводятся комментарии исполнительного директора компании Роберта Айгера:
– Наши результаты за третий квартал отражают наши усилия по эффективной интеграции активов компании 21st Century Fox для дальнейших стратегических преобразований. Я хотел бы поблагодарить The Walt Disney Studios за то, что они достигли 8 млрд долларов сборов в мировом прокате в этом году – этот рекорд для отрасли случился благодаря успеху фильмов Marvel, Pixar и Disney. Невероятная популярность брендов и франшиз – характерная черта Disney.
Роберт Айгер особо подчеркнул, что компания осенью 2019 года готовит к запуску собственный стриминговый сервис Disney+. Появление в библиотеке контента фильмов и сериалов из каталога Fox должно усилить положение компании благодаря росту числа актуальных предложений для потребителей.
InterMedia напоминает, что 20 марта 2019 года The Walt Disney Company приобрела компанию 21st Century Fox за наличные и выпустила 307 млн акций. Результаты третьего квартала отражают в т.ч. консолидацию деятельности 21st Century Fox и Hulu (Fox владел 33% данного сервиса, столько же было у Disney до совершения сделки).
Итоги деятельности The Walt Disney Company за третий квартал и девять месяцев 2019 года, млн долл.
Итог третьего квартала | Изменение | Итог девяти месяцев | Изменение | |||
2018 | 2019 | 2018 | 2019 | |||
Выручка | 15229 | 20245 | +33% | 45128 | 50470 | +12% |
Операционный доход | 4189 | 3961 | -5% | 12412 | 11432 | -8% |
Чистая операционная прибыль | 2916 | 1437 | -1% | 10276 | 9656 | -6% |
Свободный денежный поток | 2459 | 2925 | -19% | 7178 | 699 | -90% |
Итоги деятельности The Walt Disney Company за третий квартал и девять месяцев 2019 года по сегментам, млн долл.
Итоги третьего квартала | Изменение | Итоги девяти месяцев | Изменение | |||
2018 | 2019 | 2018 | 2019 | |||
Операционные доходы | ||||||
Телесети | 5534 | 6713 | +21% | 16597 | 18317 | +10% |
Парки развлечений и товары | 6136 | 6575 | +7% | 18566 | 19570 | +5% |
Кино (в кинотеатрах, на видеосервисах и физ. носителях) | 2880 | 3836 | +33% | 7888 | 7817 | -1% |
Прямые и международные продажи контента | 827 | 3858 | > +100% | 2589 | 5921 | > +100% |
Исключение | 148 | 737 | > +100% | 512 | 1155 | > +100% |
Операционная прибыль / убытки | ||||||
Телесети | 1995 | 2136 | +7% | 5496 | 5696 | +4% |
Парки развлечений и товары | 1655 | 1719 | +4% | 4918 | 5377 | +9% |
Кино (в кинотеатрах, на видеосервисах и физ. носителях) | 701 | 792 | +13% | 2400 | 1607 | -33% |
Прямые и международные продажи контента | 168 | 553 | > +100% | 398 | 1074 | > +100% |
Исключение | 6 | 133 | > +100% | 4 | 174 | > +100% |
В сегмент телесетей (Media Network) входят обычное телевещание и кабельное (платное) телевидение. Выручка всего сегмента за третий квартал выросла на 21% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом выручка от кабельного телевидения составила 4,5 млрд долларов, а операционная прибыль – 1,6 млрд.
Высокий доход обусловлен консолидацией предприятий 21st Century Fox (прежде всего – за счет телеканалов FX и National Geographic), а также собственных платных каналов Disney – ESPN и Freeform. Кроме того, рост доходов связан с показами игр Национальной баскетбольной лиги и Национальной бейсбольной лиги.
Выручка от телевизионного вещания за третий квартал выросла на 16% до 2,2 млрд долларов. Операционная прибыль сегмента снизилась на 17% и составила только 307 млн. Низкая прибыль была связана с падением доходов от рекламы на телеканалах ABC Studios, что частично было компенсировано снижением затрат. В то же время выручка от кабельного телевидения выросла на 24% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 4,4 млрд долларов. Операционная прибыль также выросла до 1,6 млрд.
Доходы от парков развлечений и производства тематических товаров (Parks, Experiences and Products) за третий квартал выросли на 7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Операционная прибыль сегмента увеличилась на 4% до 1,7 млрд долларов.
Рост сегмента был вызван в первую очередь увеличением производства потребительских товаров. В отчете также упоминается, что парижский «Диснейленд» оказался в третьем квартале более эффективным с точки зрения доходов, чем парки компании в США. Также выросли доходы от товаров, основанных на франшизе «История игрушек», но сократилось поступления от продукции по «Звездным войнам». Кроме того, пасхальные праздники в этом году полностью пришлись на отчетный квартал, что также положительно повлияло на рост доходов в отчетный период.
Выручка от показа кино (Studio Entertainment) включает в себя доходы, полученные от проката фильмов в кинотеатрах и на платных видеосервисах, а также от продажи физических носителей. Каждый из этих подсегментов в квартальном отчете не приводится, однако выручка всего сегмента за третий квартал выросла на 33% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 3,8 млрд долларов. Операционная прибыль сегмента увеличилась на 13% – до 792 млн долларов.
Высокий операционный доход был обусловлен увеличением сборов фильмов в кинотеатрах. Так, картины «Мстители: Финал», «Аладдин», «Капитан Марвел» и «История игрушек 4» в прокате оказались успешнее, чем «Мстители: Война бесконечности», «Суперсемейка 2», «Черная пантера» и «Хан Соло: Звездные войны. Истории», вышедшие в третьем квартале 2018 года.
Эти доходы частично компенсировали убытки от бизнеса 21st Century Fox, а также сократившиеся доходы от видеосервисов. В отчете подчеркнуто, что фильм студии Fox «Люди Икс: Темный Феникс» оказался коммерчески провальным в прокате, хотя частично компенсировал потери за счет телевидения, включая кабельное, а также платных сервисов.
Среди фильмов Disney наименее эффективными на ТВ оказались «Хан Соло: Звездные войны. Истории» и «Тор: Рагнарек». В компании отмечают, что «Черная пантера» и «Капитан Марвел» показали себя лучше на платных сервисах благодаря эффективной ценовой политике.
Выручка сегмента прямых и международных продаж контента (Direct-to-Consumer & International) выросла за третий квартал более чем на 100% – с 827 млн долларов до 3,9 млрд. Операционные убытки увеличились с 168 млн до 553 млн.
Увеличение операционных потерь было связано с консолидацией видеосервиса Hulu и увеличением инвестиций в сервис ESPN+, запущенный в апреле 2018 года, а также расходами на запуск сервиса Disney+. Доходы компании принесли приобретенные международные каналы Fox и National Geographic.
Disney с 20 марта 2019 года получила контрольный пакет акций видеосервиса Hulu благодаря приобретению компании Fox. По этой причине изменилась методика подсчета: с третьего квартала 2019 года 100% операционных доходов видеосервиса включены в сегмент прямых и международных продаж Disney.
Исключение выручки (эта операция применяется для корректности учета) увеличилось с 148 млн долларов до 737 млн, а исключение операционного дохода – с 6 млн долларов до убытка в 133 млн. Это исключение объясняется аннулированием лицензий на программы ABC Studios и 20th Century Fox Television для Hulu.
На сегмент телевещания, включающий как обычное телевидение, так и платные кабельные каналы, приходится 32% от всех доходов и 41% от прибыли. Парки развлечений, а также товары и продукты, в том числе производимые по лицензии Disney, принесли компании 31% доходов и 33% прибыли. Непосредственно индустрия показа кино в кинотеатрах, в интернете и на носителях принесла лишь 18% доходов и 15% прибыли. Сегмент прямых и международных продаж контента обеспечил 19% доходов и 11% прибыли.
Таким образом, отчет в очередной раз подтвердил, что основным источником дохода для корпорации служат телевещание и парки развлечений, а не кинопроизводство. Нет причин полагать, что эта ситуация существенно изменится в ближайшем будущем. Благодаря приобретению киностудий и лицензий компании Fox доля кинотеатрального проката в лучшем случае увеличится на пару процентов – пропорционально вырастут и другие направления деятельности Disney. Однако запуск собственного видеосервиса Disney+ может положительно сказаться на доле всего киносегмента – при условии, что доходы от него компания решит учитывать именно в этой статье доходов, как доходы от других видеосервисов, а не в сегменте прямых и международных продаж, где сейчас учитывается Hulu.
Павел Соломатин, InterMedia